Елена Копьёва
Конспект НОД в старшей группе «Приходите в гости к нам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Программные задачи:
1. Вызвать у детей интерес к занятию создав радостное эмоциональное состояние.
2. Продолжать знакомить детей с предметами русского быта в системе «было - стало».
4. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.
5. Продолжать работу по обогащению словаря детей.
6. Закреплять умение детей работать с мягкофактурной бумагой – салфетками.
7. Развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Приходите в гости к нам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Оборудование и материалы: оформить комнату для воспроизведения жилого деревенского помещения (предметы быта)
Сундучок с картинками: кочерга, ухват, самовар, печь, чугунок, сундук.
Игра «Одень куклу в русский народный костюм».
Магнитофон и аудиозапись №28 Танцуем вприсядку из аудиокниги «Пальчиковые игры и физкультминутки» 2011г. Издательство: Ардис автор: Л. А. Яртова
Силуэты сарафана и рубахи, разрезанные салфетки нескольких цветов, клей ПВА, кисти клеевые, клеенки, салфетки тканевые.
Ход:
Дети входят в избу, здороваются с гостями. Их встречает Хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, я вас уже давно поджидаю: избу прибрала, воды принесла, печку истопила, тесто замесила.
Да не поспела бы в срок, если не мои помощники. Ребята, а вы хотите узнать, о каких помощниках я говорю?
Дети: Хотим (разные ответы детей).
Хозяйка: Тогда слушайте мои загадки (ищет что-то глазами). Ой! А где же мои загадки? Ребята, я их потеряла, помогите отыскать? (Ответы детей). Загадки я положила в сундучок. Сундучок мой не простой, а волшебный расписной.
Дети помогают его найти
Хозяйка: Несите, ребята, его ко мне. Вот спасибо, помогли. А теперь, рассаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно загадки. Если вы правильно отгадаете, то появится отгадка.
Хозяйка загадывает загадки о предметах домашней утвари. Хозяйка достает из сундука картинки с предметами.
Посмотри на Чудака.
Руки в медные бока.
Сияет Солнцем, сверкает глянцем
Покрылся бисерным румянцем.
Пускает кудреватый пар
Крутобокий (Самовар.)
Выпускает жаркий пар
Древний чайник (Самовар).
Ох, до чего же самовар
У бабы с дедом очень стар!
Но всё равно ему при этом
Нельзя болеть, как бабе с дедом.
Ведь кто ж тогда, мы и не знаем,
Напоит их горячим ***? (Чаем)
Ответы детей
Хозяйка: Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Хозяйка: А вы тоже пьете чай из самовара?
Дети: - Нет, из чайника…
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало –
Не пропало,
Румяной булкой стало. (Печь)
То она печёт блины,
То показывает сны. (Русская печь)
Ответы детей
Хозяйка подходит к печи, гладит ее.
Хозяйка: Правильно, ребята, отгадали. Вот она печка – матушка, кормилица.
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок)
Ответы детей
Хозяйка: вы тоже кашу варите в чугунках
Дети: - Нет, мы готовим еду в кастрюлях, на сковородках. Кастрюли и сковородки ставим на плиту.
Рогатенький постовой
У печки, под рукой.
Ему ничего не надо,
Быть первым — вот награда.
В печку ныряет,
А потом отдыхает. (Ухват)
Ответы детей
Хозяйка: - А это ухват. С помощью него мы достаем горячий чугунок из печи. А мы с вами тоже готовим еду в чугунках и на печи?
Ребенок: Нет, у меня печки нет!
Хозяйка: А на чем же твоя мама пироги печет?
Ребенок: На плите.
Хозяйка: Вот тебе и новость! Печки нет!
Черная на длинной ручке
С загнутым концом, всегда
Мешает угли в печке. (Кочерга)
Ответы детей
Хозяйка Нужно поправить дрова в печке, что бы лучше горели (обращается к ребенку). А как ты думаешь, зачем у кочерги такая длинная ручка?
Ребенок: Что бы руки не обжечь.
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький… (Сундук)
Ответы детей
Хозяйка У бабушки сейф.
Он давно уж не новый,
К тому же совсем
Не стальной,
А дубовый.
Он скромно стоит у нее
В уголочке.
В нем бабушка держит
Халаты, носочки,
Отрезы на платья,
Немножечко пряжи,
Пуховый платочек
И пенсию даже.
Хозяйка: Это сундук. Как вы думаете, что лежит в сундуке?
Дети: - в сундуке могут лежать вещи, игрушки….
Хозяйка: А по праздникам, да когда гостей встречали из сундуков доставали расшитую мастерицами одежду. Какую одежду носили в старину?
Дети: рубашка, сарафан, кокошник, лапти; косоворотка, порты, пояс, картуз.
Хозяйка: Сейчас я предлагаю вам подойти к столам и поиграть в игру «Одень кукол».
Игра «Одень куклу в русский народный костюм»
Дети из предложенной одежды выбирают русский народный костюм и одевают кукол.
Хозяйка: На Руси любили водить хороводы, играть на гармошке, и плясать вприсядку! А вы ребята умете плясать вприсядку?
Физминутка Танцуем вприсядку под фонограмму из аудиокниги «Пальчиковые игры и физкультминутки» 2011г. Издательство: Ардис автор: Л. А. Яртова
Хозяйка: На Руси издавна славились мастерицы своим умением расшить сарафан да рубаху, а найдутся ли сейчас умельцы?
Аппликация из салфеток «Украсим сарафан и рубаху»
Включить русскую народную музыку. Обратить внимание как можно украсить сарафан и рубаху по подолу и перед.
Хозяйка: посмотрим какие нарядные, красивые получились сарафаны и рубахи.
Литература
1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
2. Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
3. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. – 244 с.
5. Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. - М. : Московия, 2006. - 204 с.
6. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
7. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 400 с.
8. «Народная культура и традиции»: занятия с детьми 3-7 лет / НЗО авт-сост. В. Н. Косарева – Волгоград: Учитель, 2012-166с.