Светлана Караваева
Конспект НОД в старшей группе в рамках тематической недели «Земля — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «Земля – наш дом»
Цель:
-расширять представления детей о том, что Земля – общий дом для всех людей и всего живого на планете;
-формировать стремление беречь свой общий дом для человека и всех природных обитателей;
-закрепить понятие: «Люди – часть природы»;
-понять главную необходимость для жизни: вода, солнце, воздух;
-воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе в рамках тематической недели „Земля — наш дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материалы и оборудование: атласы, альбомы, глобус, карта мира, плакаты (птицы, животные, рыбы, насекомые, растения).
-карточки: «Правила поведения в природе».
Словарная работа: глобус, планета Земля, заповедник, живая и неживая природа.
Ход занятия.
Воспитатель:
Сегодня ребята мы с вами отправимся в мир природы. Как вы думаете, что такое природа?
(ответы детей)
Воспитатель: Этот мир разнообразный и неповторимый. Давайте с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа».
Дети встают в круг.
По очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой природы (птицы, рыбы, растения и т. д.) и неживой природы (воспитатель показывает карточку, которая показывает предмет живой или неживой природы нужно назвать).
-Молодцы!
Воспитатель: у каждого человека есть свой дом. Это малая Родина. Как называется город, в котором мы живём?
А как можно назвать наш общий дом? (Вывешивается карта мира).
Дети: Земля.
Воспитатель: Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца. Какие планеты вы ещё знаете?
(показываю глобус)
Что это такое?
Дети: это глобус.
Воспитатель: Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди.
-Что мы можем рассказать о нашей планете, глядя на глобус?
(планета похожа на шар, круглая, суша-коричневая, зелёная, жёлтая, светло-коричневая; вода-голубая и синяя).
-наша планета единственная, на которой есть жизнь.
Земля – наш общий дом.
Послушайте стихи поэта Иван Дайнеко:
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живут в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жизнь невозможно. А что именно – вам подскажут загадки:
Не огонь, а больно жжет.
Не пекарь, а печет. (солнце) (вывешиваем на доску)
- А может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Почему?
(ответы детей)
Воспитатель:
-через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и все же
Без него прожить не можем. (воздух)
-А без воздуха мы можем прожить? Почему?
Дети: Воздух нужен чтобы дышать, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут (эксперимент)
Воспитатель: А почему на картинке ничего не нарисовано?
Дети: воздух – невидимый.
-Да, это воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.
Следующая загадка:
Меня пьют, меня льют,
Всем я нужна, кто я? (вода)
Воспитатель: правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему?
Ответы детей.
-без воды невозможно существование всего живого
Вот что дает природа всему живому для жизни: воздух, солнце, воду. Сегодня ярко светит солнце, журчат ручьи и вокруг свежий воздух. Предлагаю отдохнуть и поиграть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Карусель с ленточками».
Под музыку дети, взявшись за ленточки, вращают карусель. Карусель останавливается на станциях «Дикие животные», «Ядовитые грибы и растения», «Лекарственные растения» и др., где дети указывают, что относится к каждой группе.
-Молодцы!
-Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев? Конечно, нет. Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, а от человека зависит красота окружающей нас природы?
Дети: зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки;
Воспитатель: А всегда ли человек помогает природе?
Дети: не всегда, человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух выхлопными газами от автомобилей, заводов;
Воспитатель: люди могут беречь и приумножить природу, а могут погубить. Есть много примеров, когда человек, не считаясь с законами природы, наносил огромный вред животному и растительному миру. Но человек старается исправлять свои ошибки.
В нашей стране создаются заповедники.
-Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, рыбы охраняются государством. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, которым каждый может гордиться. Что запрещается делать в заповеднике?
(запрещается рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотиться на животных).
Воспитатель: А что разрешается делать в заповеднике?
Дети: разрешается дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам.
А ещё, ребята, в нашей стране создана «Красная книга». В неё занесены редкие виды растений и животных. Они охраняются государством (показ книги).
Воспитатель: человек на Земле – самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должны направить на охрану и защиту природы на нашей планете.
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой,
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»
Е. Шкловский
Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. А сейчас возьмите карточки, на которых изображены места отдыха на природе. Давайте вспомним правила поведения там.
Дети выходят с карточками и рассказывают по ним правила поведения во время отдыха на речке, в лесу, на лугу.
-А сейчас мы с вами распределимся на группы для выполнения творческой работы «Земля – наш дом».
-ребята, что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия? (ответы детей).
Как вы поступите, если вы увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (ответы детей)
Молодцы, ребята! Спасибо за занятие!