Рузан Минасян
Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Камни. Как человек использует камни»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧУ ДО Детский сад «Замок детства»
Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности
На тему: «Камни. Как человек использует камни»
Воспитатель группы № 4
Р. А. Минасян
2019 г.
Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности „Камни, Как человек использует камни“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.
4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «познание», художественное творчество», «коммуникация», «социализация», «здоровье».
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней, камни на каждого ребенка, материал для творчества, рюкзак.
Предварительная работа: беседы: «Что такое горы?», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни?».
Вступительное слово:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Будьте все внимательны,
Активны и старательны.
Ход НОД
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас необычное занятие.
Сегодня придя на работу я увидела на столе сундук, а рядом лежала записка.
Давайте вместе прочитаем, что там написано:
«Здравствуйте, дорогие дети! Направляю вам этот сундук, но открыть его сможете только тогда, когда отгадаете загадку.»
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети: камень
2. Основная часть
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает сундук). Смотрите, в сундуке камни. Значит. Мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем. Но прежде чем начать беседу давайте разделимся на две команды: первая команда «Команда мастеров», которая будет работать в мастерской. А вторая «Команда исследователей», которая будет работать в лаборатории.
Но мы должны выбрать кто в какой команде будет работать.
Я буду задавать вам вопросы по сказке «О Гноме и камне Радуге», которую мы читали с вами раньше.
Кто правильно ответит на вопросы – станет мастером, а остальным нужно буде подучиться в команде исследователей.
Вопросы:
1. Скажите название камня, который нашел Гном. (Камень Радуга)
2. Когда камень сверкнул красным цветом, то Гном подумал, что это? (Рубин)
3. Дальше камень изменил свой цвет и тал отливать оранжевым, значит это был камень? (Яшма)
4. Потом он оказался желтого цвета, название такого камня -? (Янтарь)
5. Далее камень поменял свой цвет и засиял зеленым цветом. Что это за камень? (Изумруд)
6. И снова камень изменил цвет – стал голубым. (Аквамарин)
7. В следующий раз камень отливал синим цветом. (Сапфир)
8. И последний цвет камня был фиолетовый. (Аметист)
9. И в конце концов камень стал прозрачным как стекло. (Алмаз)
Воспитатель: Пройдите на свои места, ребята. Где мы можем увидеть камни?
Дети: на улице, в горах, в море, на даче…
Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.
Посмотрите на экран (слайд 1-3)
Воспитатель: Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни, которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими.
В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №4).
Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей). А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5-8 каменные дома, станции метро и памятники). Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9). Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?
Дети: Геологи (изображения геологов слайд №10).
Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№11 орудия труда геологов). Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!
Воспитатель: Дети, а вы бы хотели на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Представьте, что мы с вами пойдем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?
- Не шуметь, потому что может быть обвал и засыплет камнями;
- Внимательно смотреть нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке;
- Если разожгли костер, то его нужно потушить (почему);
- Не мусорить (почему). Молодцы, вы все знаете.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о камнях? Как появились камни? Давайте построим гору и покажем как появились камни.
3. Физкультминутка
«Гора»
Стоит гора – старушка (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Ее ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (воспитатель дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки)
Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходит в сторону).
(Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны).
Раскатились камешки с той горы
Ничего не осталось от нашей горы. (Показывает двумя руками на пустое место).
Воспитатель: Пройдите на свои места, ребята.
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лабораторию, где будем исследовать камни.
Ребята, крепости и башни стояли много лет и до сих пор сохраняют свою прочность.
Камни окружают нас повсюду.
Предлагаю построить прочный дом из собранных камней.
Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.
4. Опытно-экспериментальная работа
Присаживайтесь за столы, на свои рабочие места.
ОПЫТ №1. «Цвет»
Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).
Вывод: камни разного цвета.
ОПЫТ №2. «Определение температуры»
Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный).
Значит, что мы можем сказать?
Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.
ОПЫТ №3. «Определение характер поверхности»
Воспитатель: Посмотрите на камни через лупу. Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №4. «Плавучесть»
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? ( Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким). Молодцы, вы очень внимательные дети.
Опыт №5
Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (Мел).
О каком камне говорится в загадке?
Мел – это тоже камень. Найдите среди камней мел и покажите его. Как вы думаете, чем мел отличается от других камней?
(Белый, оставляет следы, им можно рисовать).
Какой он по твердости? Возьмите гвоздик и проведите по нем. Что можно сказать о меле?
(Он хрупкий).
7. Рефлексия
- Сегодня вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели исследования в нашей исследовательской лаборатории, узнали свойства камней, узнали, какие есть камни в природе. А что интересного вы узнали?
А последок я вам покажу вулканические камни : один черный – он извергался очень давно, другой красный – его извержение произошло совсем недавно.
Спасибо вам всем за работу.