юлия щербина
Конспект ООД в старшей группе «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4
КОНСПЕКТ
Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
«УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ»
Воспитатель высшей категории
МБДОУ д/с №4
Щербина Юлия Васильевна
г. Балтийск
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье».
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Удивительные камни“» размещена в разделах
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные: Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.
Упражнять в умении анализировать, делать выводы.
Учить в проблемных ситуациях находить правильное решение.
Развивающие: Закреплять навыки работы последовательно в определенном порядке.
Учить работать по плану – схеме и таблице.
Познакомить со свойствами камней (мягкий – твердый, легкий – тяжелый, тонет – не тонет, имеет цвет).
Развивать мыслительные процессы: внимание, память, мышление.
Воспитательные: Воспитывать умения достигать цели в проблемной ситуации.
Материал: Шкатулка с камнями, карта – схема, конверт с раздаточными карточками, оборудование для проведения экспериментов (лупа, гвоздик, мел, канат, Кукла «Хозяйка медной горы».
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядно – демонстрационные: иллюстрации, плакат – схема, шкатулка с камнями.
Практические: физкультминутка, исследование предметов.
Предварительная работа: Чтение произведения Н. Рыжова «О чем шептались камешки?»
Рассматривание иллюстраций гор, камней. Сбор камней на участке детского сада.
Содержание
(Дети заходят в группу, здороваются. Обращают внимание на сверток, лежащий на полу. Поднимают и убеждаются, что это карта.
На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 – лупа, под цифрой 3 – квадрат.
Воспитатель: Ребята, может ее кто потерял? (Оглядывается).
Как найти хозяина этой карты?
(Дети отвечают, что необходимо пройти по маршруту).
Карту помещают на мольберт.
Воспитатель: Рассмотрим карту. С чего начнем маршрут? Почему вы так думаете? (Внизу карты стоит шкатулка - №1. Ее приносит ребенок и определяет, какая шкатулка по весу. (Тяжелая).
Воспитатель: Как вы думаете, что в ней находится? Давайте посмотрим. (Открывают и видят камни).
Для чего нужны камни? (Ответы детей).
Где можно обнаружить камни? (Ответы детей).
Презентация «В гостях у «Хозяйки Медной горы».
Воспитатель: Сегодня мы не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем их свойства.
Посмотрите, что изображено на карте под №2? Назовите эти предметы. (Лупы, пробирки, микроскоп).
Ребята, то место, где можно увидеть это оборудование, называется лаборатория.
Для чего нужна лаборатория? Она нужна для проведения экспериментов (опытов).
Опыты в лаборатории проводят ученые.
Я приглашаю вас в лабораторию для проведения опытов.
Путь в лабораторию лежит по этой узкой дорожке. (Дети идут по канату).
Воспитатель: Мы с вами в лаборатории. Займите место за столами. Я предлагаю вам стать учеными.
Сегодня мы будем исследовать свойства камней. Посмотрите, у нас есть схема, которая подскажет, в какой последовательности вы будете проводить опыты. Знаки вам уже известны. (Воспитатель обращается к ребенку и предлагает ему, опираясь на схему, рассказать, что означает каждый символ - большой, гладкий, цветной, твердый, тонет).
На столах перед вами лежат таблицы, в которых вы будете отмечать результаты исследования).
Приступим к проведению опытов. В этом вам помогут ваши помощники – глаза, уши, пальчики.
Опыт 1: Выберите один камень и обследуйте его – гладкий он или шершавый? Занесите результаты в таблицу.
Скажите, какой камень на ощупь.
Опыт 2: Что можно сказать о цвете камней? Занесите результаты в таблицу.
Вывод: Камни разноцветные.
Опыт 3: Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой. Что вы увидели на камне? Результаты занесите в таблицу.
(Дети встают из – за столов)
Воспитатель: Ребята, что вы знаете интересного о камнях. Как они появились?
Давайте построим гору.
Физкультминутка «Гора».
Стоит гора – старушка (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Ее ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (воспитатель дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки)
Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходит в сторону).
(Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны).
Раскатились камешки с той горы
Ничего не осталось от нашей горы. (Показывает двумя руками на пустое место).
Воспитатель: Пройдите, ребята, на свои места. Отгадайте загадку.
Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (Мел).
О каком камне говорится в загадке?
Мел – это тоже камень. Найдите среди камней мел и покажите его. Как вы думаете, чем мел отличается от других камней?
(Белый, оставляет следы, им можно рисовать).
Какой он по твердости? Возьмите гвоздик и проведите по нем. Что можно сказать о меле?
(Он хрупкий).
Опыт 4: «Твердость».
Воспитатель : Возьмите в одну руку камень, в другую – пластилин. Попробуйте сжать. Отметьте результаты в таблице.
Вывод: камень – твердый.
Опыт 5: «Плавучесть».
Воспитатель: Возьмите камень и опустите его в емкость с водой. Что произошло с камнем? Отметьте результаты в таблице.
Вывод: Камень тяжелее воды, он тонет.
Воспитатель: Вот мы и заполнили таблицу. Подойдите к карте. Какое следующее задание?
(На карте нарисован конверт). Давайте найдем, где он спрятан.
(Находят на столе – в нем – разрезная картинка.)
Дети, чтобы узнать, что это за картинка, надо ее собрать.
(Дети собирают портрет «Хозяйки Медной горы»).
Воспитатель: Кто это? Что вы о ней знаете?
(Дети рассказывают. В это время заходит взрослый в одежде «Хозяйки Медной горы»).
Здравствуйте, ребята. Вы побывали в моей лаборатории и узнали многое о камнях. Постарайтесь в группе сделать коллекцию камней.
Разрешите мне взять с собой карту в другой детский сад, чтобы познакомить детей со свойствами камней. (Достает шкатулку, в которой лежат конфеты – морские камешки, и угощает детей).
-