Наталья Смертина
Конспект НОД «Помощь пернатым друзьям» в старшей группе
Основная образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое».
Виды детской деятельности: речевая – связная речь (основная, коммуникативная, музыкальная, познавательно-исследовательская.
Форма организации речевой деятельности (основная): беседа.
Форма организации детской деятельности:
- решение проблемных ситуаций (познавательно-исследовательская деятельность);
Публикация «Конспект НОД „Помощь пернатым друзьям“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- слушание, музыкально-дидактическая игра (музыкальная деятельность);
- беседа, отгадывание загадок, игра с правилами (коммуникативная деятельность).
Цель: развивать у детей умения слушать друг друга, не перебивая, тактично и доброжелательно оценивать высказывания.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1. Развивать слуховое внимание.
2. Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
3. Совершенствовать навыки детей в образовании сложных прилагательных, путем слияния прилагательного с существительным (например, белый бок - белобокая).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1. Воспитывать уважение к противоположному мнению.
2. Воспитывать желание заботиться о птицах.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1. Развивать умение рассказывать о птицах по алгоритму; способствовать развитию, мыслить логически, высказывать определённо, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
2. Стимулировать развитие словесно-логического мышления через работу с загадками.
3. Упражнять детей в умении координировать движения в соответствии со стихотворным текстом п/и «Стайка».
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Существительные: дятел, синица, сорока, снегирь, пух, перо-перья, перышки, крыло-крылья, грудка, хохолок, лапы, хвост, клюв, голова, корм, кормушка, сало, зерно, крупа, непоседа.
Глаголы: лететь, ходить, прыгать, зимовать, клевать, махать, долбить, стучать, распушили, вертят, сели, прилетели, помогали, охраняли, мерзнуть, спасите, помогите, пригласите, накормите.
Прилагательные: зимующие, болтливая, белобокая, пестрый, желтогрудая, красногрудый, длиннохвостая, длинноклювый, большекрылая, чернокрылый, снежная, лютая, зеленовата, желтовата, говорливая.
Материал и оборудование:
• конверт с письмом голубя;
силуэтные картинки зимующих птиц (каждая птица – по две штуке) для кормушки и для деревьев;
• кормушка;
• мяч для игры «Красивые слова»;
• книга птиц;
• коробочка с пазлами;
• аудиозапись звуков птиц;
• алгоритм описания птиц.
Методы и приемы:
- метод повышения эмоциональной активности (сюрпризный момент);
- методы словесной передачи и слухового восприятия (беседа, вопрос, объяснение, указания, уточнение, напоминание, диалог, оценка качества работы);
- методы наглядной передачи и зрительного восприятия (демонстрация, иллюстрация, рассматривание);
- методы практической передачи и тактильного восприятия: предметно-практические и умственные действия, подвижные и ритмические игры;
- методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении материала: индуктивный (от частного к общему);
- методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей: работа под руководством воспитателя, самостоятельная работа детей.
Предварительная работа: изготовление книги птиц, кормушки, алгоритма описания птиц.
Ход занятия:
Организационный момент. Эмоциональный настрой:
Дети входят в групповую комнату, которая напоминает уголок леса. Дети разглядывают группу.
Воспитатель: дети, мы с вами попали в лес.
В этом лесу такое чудо – песни льются ниоткуда…
(Дети рассматривают групповую комнату, в это время звучит запись птичьих голосов. )
Воспитатель: «Дети, чьи это голоса?» /это птицы/
Создание проблемной ситуации:
- Но, обратите внимание, мы слышим птичьи голоса, а где, же сами птицы? Почему их не видно? /ответы детей/
А знаете, ребята, нам поможет ответить на этот вопрос почтальон, но не тот почтальон, который приносит в наши дома письма, а птичий. Кого мы называем птичьим почтальоном? (голубя)
(с дерева снимают голубя с письмом)
Воспитатель: хотите узнать, что в этом письме?
(читает письмо) «В сказочный лес прилетал злой колдун, который не любил веселье, шум. Он - то и заколдовал всех птиц - они исчезли, остались только их голоса». Голубь просит нас помочь вернуть птиц в лес, чтобы опять стало весело.
Целевая установка:
Воспитатель: смотрите, ребята, в нашем лесу (воспитатель обращает внимание на деревья) нет птиц. А вы можете себе представить лес без птиц? Без птиц нет веселья, грустно. Вы согласны со мной, ребята? Поэтому мы с вами должны приложить все усилия для того, чтобы помочь птицам, помочь лесу, а если наши птички вернутся к нам, то злой колдун больше, никогда не прилетит в наш лес, ведь он не любит веселье, шум. Нам просто, ребята, необходимо помочь птицам, нельзя их оставлять в беде.
Проектирование решений проблемной ситуации:
Воспитатель: «Поможем, ребята?» /Да/
А как мы можем помочь? Выскажите свои мнения, предположения.
(дети высказывают свои предположения)
-Колдун оставил для вас задания, выполнив их, мы поможем птицам. Но каким птицам нужно помогать, колдун оставил нам подсказку – загадку:
Поможет новое узнать,
Перенесёт нас в джунгли мигом.
С ней можно кем угодно стать.
Конечно, это друг наш - … (книга)
Почему колдун оставил нам подсказку – загадку про книгу? (значит нужно в лесу поискать книгу)
(дети ищут и находят под деревом книгу)
Воспитатель: давайте откроем книгу и посмотрим, что в ней.
(дети открывают книгу, в ней стихотворение)
Воспитатель: ребята, в книге написано стихотворение – призыв о помощи, послушайте.
Мы вам летом помогали,
Все деревья охраняли.
А сейчас нам очень туго
Мерзнут лапки, крылья, клювы.
Помогите нам, спасите,
В гости нас вы пригласите.
Накормите нас едой
Снежной, лютою зимой.
Ваши друзья.
Вы догадались от кого это письмо? (от птиц). А какие птицы нам могли его написать? прислать? (зимующие птицы). А каких зимующих птиц вы знаете? (воробей, синица, дятел, голубь, ворона, сорок, поползень, сова, филин, галка, кукушка, снегирь).
Воспитатель листает страницы книги и показывает детям:
- Ребята, оказывается новая беда - изображение в книге замерзло. Как мы можем здесь помочь? (дети высказывают свои предположения).
Выполнение действий:
Ребята, если вы отгадаете загадки, то изображения в книге станут видны.
(Дети стоят вокруг воспитателя. Воспитатель показывает пустые листы книги, читает детям загадки, предлагая отгадать их, после отгадывания в книге появляется изображение птицы.)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Черный жилет,
Красный берет,
Нос – как топор,
Хвост – как упор. (Дятел)
Что такое - посмотри!
Выпал снег, на нём огни.
Это вовсе не огни
Это птицы - (снегири).
Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая. (Сорока)
Кто на ёлке, на суку,
Всё поёт: "Ку-ку, ку-ку"(кукушка)
Днём сидит он как слепой,
А лишь вечер – за разбой. (филин)
У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. (сова)
Тащит в дупла лип упорно
Желуди, орехи, зерна,
Как заправский кладовщик
Бойкий. ямщик. (Поползень)
Чёрные птицы
На ворону похожи,
На грача тоже.
Дружат с людьми –
Кто они(галка)
В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой,
Назови его скорей,
Кто там скачет(воробей)
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв – крестом,
Птичку ту зовут… (клестом).
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут. (голубь)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в морозных кронах,
А зовут её (ворона)
Эти птички с хохолком,
Очень яркие притом.
На рябину прилетели,
Птички эти(свиристели)
Теперь я вам предлагаю проговорить чистоговорку хором:
Ва-ва-ва
Сидит на дереве сова
Воспитатель: (задаёт вопросы в кругу)
- Назовите признаки сходства птиц. / Дети перечисляют: у птиц есть голова, тело, которое покрыто перьями, 2 крыла, 2 лапки, хвост, все птицы летают, исключение страус, пингвин. /
- А чем они отличаются?/Дети отмечают различие в размере, окраске, форме клюва, местом обитания, типом питания и др. /
- На теле птиц перья везде одинаковые по размеру? / На крыльях и хвосте перья больше, чем на голове, спине и животе. /
- Чем питаются птицы?/Насекомыми, личинками, зернами, хлебными крошками. /
Скажите, если птицы питаются насекомыми, то, как их называют? (насекомоядные) Приведите пример насекомоядных птиц. (синицы, дятлы, поползни, кукушки)
Синицы любят семена конопли, ели, несолёное сало, семена подсолнечника, овёс, семена арбуза, дыни, тыквы.
Дятлы питаются тем же самым, но ещё любят жёлуди, яблоки, груши и сырое мясо.
Поползни любят несолёное сало или сырое мясо.
Кукушки кушают насекомых, разрушающих деревья изнутри.
А если птицы питаются зёрнами, то как их можно назвать? (зерноядные) Приведите пример зерноядных птиц. (снегирь, воробей, свиристель, клёст, голубь)
Воробьи любят овёс, просо и белые хлебные крошки.
Голубь – любые семена (подсолнечника, овёс, просо, плоды.
Свиристели любят плоды красной рябины, боярышника, калины, шиповника (предварительно нужно запарить).
Клёст любит семена подсолнечника, конопли, ели, сосны, плоды боярышника.
Снегирь любит плоды красной и черноплодной рябины(предварительно запарить, семена ясеня, клёна, крапивы, череды, подсолнечника, овёс, семена дыни.
- Приносят ли птицы пользу, какую?/ Истребляют насекомых. /
Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон.
Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человек
- А человек может как-то позаботиться о птицах? / Человек строит скворечники, подкармливает. /
(дети садятся на стульчики)
А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?
Дети отвечают.
Вороны садятся на вершины деревьев – к морозу
Если вороны кружатся стаями – к морозу или снегу, если садятся на землю – к оттепели.
Если ворона кричит зимой – к метели.
Если воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
Если воробьи прячутся в хворост – к морозу или к метели.
Если синицы с утра поднимают писк – к морозу
Педагог напоминает детям, что они недавно делали большую кормушку и даже положили туда корм.
- Только вот беда, наша кормушка вся в снегу. Давайте его сдуем, а то птицам не добраться до корма.
- Встали удобно, вдохнули глубоко, губы трубочкой, длинный выдох, чтобы весь снег улетел!
Педагог убирает с кормушки «снег», появляется «кормушка» с кормом для птиц.
Без помощи человека до весны доживает лишь одна из 10 синиц.
Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму
– Ну, вот можно и птиц звать. Но прежде, чем позвать птиц, мне нужен помощник, который будет птиц селить на кормушку. (выбирают одного ребёнка)
Воспитатель. Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синичка прилетела.
А во вторник, посмотри,
Прилетел ещё снегирь.
А ворона была в среду.
Мы не ждали её к обеду,
А в четверг к нам прилетел –
Один жадный воробей.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок. (один человек у нс уже не справляется, давайте все вместе поможем расселить семь сорок на кормушке).
Птицы наши в кормушке, а давайте попробуем им сказать красивые слова.
Игра «Красивые слова» с мячом:
• если у птицы длинный хвост, то она – длиннохвостая;
• а если это папа птица, то он – длиннохвостый;
• если у нее белые бока, то она – белобокая;
• если у нее желтая грудка, то она – желтогрудая;
• а если это папа птица, то он – желтогрудый;
• если большие крылья, то она – большекрылая;
• а если это папа птица, то он большекрылый;
• если длинный клюв, то она – длинноклювая;
• если черные крылья, то она – чернокрылая;
• а если папа птица, то он – чернокрылый;
• если красная грудка, то она – красногрудая.
(Звук сороки) Ребята, а сможете вы по звуку определить какая это птица? (сорока)
Ребята, на столе у нас лежат картинки с изображением птиц, выберите картинку с изображением сороки и расскажите, что вы знаете о ней. Кто попробует рассказать нам о жизни этой птицы?
(один ребёнок рассказывает)
Послушайте загадку, отгадайте, что это за птица? Выберите картинку на столе с изображением этой птицы и расскажите о ней.
Не страшны ему метели,
Гнёзда вьёт зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный… (клёст).
(один ребёнок рассказывает)
Какую птицу называют лесным доктором? (дятла) Выберите картинку с изображением дятла и расскажите о нём.
(один ребёнок рассказывает)
Ритмическая игра «Дятел».
(Хором)
Долбит дятел в лесу сук,
Раздаётся тук-тук-тук
(Дети проговаривают слова, ударяя, кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок).
Сейчас я вам выберу картинку с изображением птицы, вы определите, что это за птица и расскажите о ней. (ворона)
(один ребёнок рассказывает о вороне)
Сейчас я прочитаю стихотворение, но название птицы буду пропускать, ваша задача, определить, о какой птице говорится в стихе.
Маша кормит голубей,
Рассыпает крошки,
Подлетают птицы к ней,
Корм клюют с ладошки.
Тут как тут и эта –
Маленькая птица, Не боится голубей,
А людей боится.
Хочет корм схватить скорей
Плут воришка.
Прыг да скок, прыг да скок,
Схватит корм и - наутёк!
Ребята, на столе у нас лежат изображения птиц. Нужно выбрать одно изображение, сказать, что это за птица и рассказать о ней.
(один ребёнок выбирает … и рассказывает о жизни воробья)
(Воспитатель обращается к трём детям, о каких птицах они могли бы рассказать, предложить о синице, снегире и свиристели)
Подвижная игра «Стайка».
-Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.
Вылетайте, птички, на лужок,
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка, полетай-ка!
Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом. )
Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями. )
Птички летают,
Устали не знают.
Стоп!
Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг. )
Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)
«Клю-клю-клю – поклюем,
Потом песенку споем». (Встать лицом у круг. )
Воспитатель:
А сейчас, ребята, вам такое задание вам нужно отгадать, кто поёт. Сейчас я вам включу аудиозапись птичьих голосов, вы должны отгадать, выбрать на столе картинку с изображением этой птицы, и поселить на дереве.
(включается аудиозапись птичьих голосов, дети угадывают и селят птиц на дереве)
Воспитатель: «Молодцы! Знаете, кто как поет. Вы угадали звуки птиц, и поэтому они вернулись в наш лес, и теперь уж злой колдун никогда не потревожит наш лес».
Анализирование результатов деятельности
Подведение итогов:
Воспитатель: Скажите, ребята, какая перед вами была поставлена задача и что вы делали для того, чтобы достичь положительного результата.
(дети отвечают)
Ребята, скажите, кому вы сегодня помогали? Дети: птицам.
Воспитатель: Что вы для этого делали?
(дети отвечают)
Воспитатель: Что-то новое вы сегодня узнали?
(дети отвечают)
Воспитатель: Скажите, а где вы будете применять эти знания в будущем? Ребята, а как бы вы оценили ваши доклады о птицах? (дети оценивают высказывания друг друга) Ваша работа мне понравилась, все вы постарались. Молодцы!
А что-то у нас за коробочка опять какая-то появилась.
(воспитатель обращает внимание на коробку, открывает и достаёт пазлы про птиц)
Воспитатель: Ребята, а эти пазлы вам в благодарность от почтового голубя за то, что вы помогли птицам вернуться в лес. Это вам подарок.
(воспитатель раздаёт каждому ребёнку по пазлу)
Мы, ребята, прощаемся. На этом наше приключение в лесу закончилось. До следующей встречи в зимнем лесу.