Ковалева Нина
Конспект НОД в старшей группе по теме «Осень в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщать и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях природы.
Задачи:
Образовательные :
создать условия для закрепления у детей знаний о времени года «Осень», об осенних месяцах, признаках времени года;
способствовать расширению и активизации словарного запаса детей по теме «Времена года - Осень»;
Развивающие:
содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по теме „Осень в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
создать условия для стимулирования творческого воображения, накопления положительного эмоционального опыта.
познакомить детей с нетрадиционным исполнением картины, совмещая рисование кистью и пальцами.
Воспитательные:
продолжать учить детей наводить порядок на своём рабочем месте по окончании работы.
вызвать эмоциональный отклик у детей на красоту осенних листьев, воспитывать чувство прекрасного.
Словарная работа
Золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, листопад.
Предварительная работа: беседа о времени года «Осень», чтение и заучивание стихотворений об осени. Знакомство с приметами осени. Рисование на тему: «Золотая осень», «Букет для осени». Наблюдение за осенней природой, сбор листьев, рассматривание иллюстраций об осени, отгадывание загадок, разгадывание ребусов, беседа о птицах и животных, наблюдение за рябиной по проекту «Рябинушка».
Оборудование и материалы: ИКТ, слайды о времени года «Осень»; видео - ролик «осень в лесу», гуашь, кисть, тонированный альбомный лист, салфетка, стаканчик для воды, влажная салфетка,
полиэтиленовые пакеты, апельсин, кофе, веер, произведения П. И. Чайковского «Октябрь» .
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Воспитатель.
Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, встали дружно все в кружок - не опаздывай дружок.
Здравствуй солнце золотое (руки поднять над головой и скрестить)
Здравствуй небо голубое (развести руки в стороны вверх)
Здравствуй легкий ветерок (покачивание руками над головой)
Здравствуй быстрый ручеёк (покачивание руками внизу)
Здравствуй утро (отводим правую руку в сторону)
Здравствуй день (отводим левую руку в сторону)
Нам здороваться не лень (руки скрещиваем к плечам и разводим в стороны)
Воспитатель:
Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и скажите, что это?
Вот художник так художник!
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку, просим,
Кто художник этот? (Осень)
Дети – Осень.
Воспитатель: Правильно, это осень.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите, какие осенние месяцы вы знаете?
Дети - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?
Дети: Солнце светит, но все меньше греет; дни становятся короче, а ночи длиннее; небо все чаще закрывают низкие тяжелые тучи; льют нудные моросящие, сварливые дожди; ветер становится резким и холодным; птицы улетают в теплые края; звери готовят запасы, впадают в спячку; люди убирают урожай…
Осень прекрасное время года.
(Закрываются шторы и включается экран.)
2. Основная часть
Воспитатель: Давайте с вами отправимся в осенний лес. Осень навела в лесу порядок. Поэтому мы должны соблюдать этот порядок. Давайте скажем волшебные слова: влево, вправо повернись и в лесу очутись.
(включаем ролик)
1 - А что такое лес?
Дети: Там растёт много деревьев. Где растут разные деревья.
Воспитатель: А какие деревья растут в лесу
Дети: (ель, берёза, сосна, клён, липа,осина)
Игра «Какой лист?»
Воспитатель:
на березе, какие листья?- берёзовые
на рябине – рябиновые
на дубе – дубовые
на клене - клиновые
на осине - осиновые
на липе - липовые
Воспитатель: А что ещё растёт в лесу? (зачем люди ходят в лес)
Дети: грибы, ягоды.
2 -Воспитатель: Кого можно встретить в лесу?
Дети: Животных.
Воспитатель: Что делают животные осенью?
Дети: готовятся к зиме.
Воспитатель: А как готовятся к зиме?
Дети: Делают запасы на зиму, меняют шубки, готовят себе жилище.
Воспитатель: давайте поиграем в игру «Кто где спит?».я называю животного,а вы говорите мне где они спят
Лиса - в норе
Волк - в логове
Белка - в дупле
Медведь - в берлоге
Воспитатель: Молодцы.
Игра «Кто что ест?»
3 -Воспитатель: Осень прекрасное время года. Многие поэты, композиторы, художники посвящают ей свои произведения. А кто из вас знает стихи про осень? (желающие дети читают стихи, называют автора).
***
Под кустом свернулся ёжик, (Вероника)
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый,
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
***
Ходит осень по дорожке, (Соня Х.)
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый-
Кленовый.
***
Закружился надо мной (Маша)
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь-
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья,-
Дождь из листиков и я.
Воспитатель: мы немножко засиделись, надо сделать нам разминку.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише-тише
Деревцо всё выше-выше.
Воспитатель: А кто мне скажет,что такое ветер, мы можем его потрогать?
Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час
Но невидим он для нас!
(воздух)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем мы с вами дышим?
Дети: воздухом, кислородом.
Воспитатель: Как можно определить воздух? Можем ли мы его увидеть? Дети: Нет.
Воздух как невидимка, он прозрачен.
Эксперимент «Поймай воздух в пакет».
Воспитатель: Возьмите пакет. Что в нём?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Сложите его несколько раз. Смотрите какой он тоненький. Теперь мы надуваем и закручиваем его, он полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Мы его видим?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит какой воздух?
Дети: Невидимый, прозрачный.
Воспитатель: А какого цвета воздух?
Дети: бесцветный
Воспитатель: А теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а затем выпустили.
эксперимент «Воздух без запаха».
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас поднесу тарелочку, что вы чувствуете (пахнет апельсином)
Воспитатель: Как вы думаете, пахнет воздух или апельсин издаёт такой аромат (апельсин).
Вывод: Сам воздух запаха не имеет, он ни чем не пахнет, а только передаёт запах.
Воспитатель: Осень удивляет всех изобилием красок, пышным убранством. Об осени можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени? Осень, какая?
Дети: Разноцветная, золотая, капризная, пестрая, яркая, золотистая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая.
Воспитатель: проведём с вами такую игру, я начинаю предложение, а вы заканчиваете
4- Игра «Подбери действие»
-Листья осенью (что делают) – желтеют, опадают и т. д.
-Дождь осенью - моросит, идет ит. д.
-Урожай осенью - убирают.
-Птицы осенью – улетают.
-Деревья осенью - роняют листву.
-Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.
Воспитатель: Мы с вами говорим об осени. А главным украшением этого времени года что является?
Дети: Лес, деревья, разноцветные листья.
Воспитатель: Как называется явление, когда опадают листья?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Какого цвета листья бывают осенью?
Дети: Желтые, красные, оранжевые…-
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы с вами выполним последние здание
Давайте с вами нарисуем осенние деревья.
Пальчиковая гимнастика
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – "бутончик тюльпана")
(Дети рисуют на альбомных листах деревья под звучание музыки П. И. Чайковского «Осень»).
3. Заключительная часть.
Воспитатель закрепляет рисунки детей на стене.
Дети, посмотрите какой осенний лес у нас получился. Он у нас получился яркий, красивый, золотой.
А теперь мы с вами вернёмся в детский сад.
влево, вправо повернись и в детском саду ты очутись.
Воспитатель:
Ребята, в каком лесу мы сегодня гуляли?
Как готовятся животные к зиме?
Какие приметы осени вы запомнили?
Давайте, вспомним, что мы узнали о воздухе?
(воздух прозрачный, невидимый, когда воздух движется, получается ветер, воздух не имеет запаха, воздух нужен для жизни людям, животным и растениям).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо отвечали на вопросы.