Приложение МААМ

Конспект НОД в старшей группе «Дети помогают птицам»

Ольга Елизарова
Конспект НОД в старшей группе «Дети помогают птицам»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД в старшей группе по теме «Дети помогают птицам»

Автор: Елизарова Ольга Викторовна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение “Детский сад №79 “Мальчиш-Кибальчиш” комбинированного вида”, г. Северодвинск.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Дети помогают птицам». Данный материал будет полезен воспитателям старшего дошкольного возраста. Данный конспект направлен на познавательно-речевое развитие и гуманное отношение к природе.

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Дети помогают птицам“» размещена в разделах

Конспект НОД в старшей группе по теме «Дети помогают птицам»

Интеграция познавательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели:

• Познакомить с «Красной книгой»;

• Познакомить детей с белохвостым орланом, его внешним видом, средой обитания, особенностями поведения;

• Развивать доказательную речь, используя схему, передавая общее строение, среду обитания, принадлежность животного к своей группе и особенности объекта;

• Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы;

• Развивать ориентацию в пространстве;

• Показать отрицательное и положительное влияние человека на окружающую природу;

• Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, прививать любовь к окружающему миру ;

• Научить делать орлана при помощи аппликации передавая его внешний вид;

• Закрепить работу с ножницами и клеем.

Планируемые результаты: может при помощи воспитателя сделать обобщающий вывод, установить причинно-следственную зависимость; с интересом способен работать с бумагой и ножницами, хорошо ориентируется в пространстве.

Предварительная работа: чтение Л. Толстой «Орел», вырезание капелек белого и черного цвета.

Оборудование: «Красная книга», фото Белохвостого орлана, фото гнездования орланов у водоемов, на скалах, гнезд птиц; схема доказательств, мольберт, обруч, образец аппликации орлана.

Материал: по два листа бумаги на каждого ребенка, перья птиц маховые и пуховые, лупа; тонированные листы бумаги, клей, ножницы, белые и черные бумажные капли, большой и маленький коричневые прямоугольники, коричневый треугольник, желтый квадрат, клееночки и тряпочки, клеящий карандаш.

Содержание организованной деятельности:

1. Введение игрового момента.

- Ребята, я хочу познакомить вас с одной необыкновенной книгой. Вот она.

(Показ книги)

2. беседа на тему: «Что за книга?».

- Что необыкновенного вы в ней заметили?

- Верно, у нее красная обложка. Эта книга так и называется «Красная книга».

Кто-нибудь слышал про такую книгу, для чего она?

(ответы детей)

- Эту книгу люди придумали для того, чтобы помочь сохранить природу. В нее записывают растения, животных, рыб и птиц которых на Земле осталось очень мало, и значит уничтожать их нельзя ни в коем случае.

3. Доказательство по схеме:

- Давайте откроем «Красную книгу». Как вы думаете, кто это?

(фото белохвостого орлана)

-Давайте докажем, что это точно птица. Чтобы легче было рассказывать, смотрите на схему. Первая клеточка поможет рассказать о среде обитания животного. Вторая – какие части тела у него есть. Следующая – чем питается, а последняя – чем покрыто тело и какие особенности есть у этого животного.

4. Экспериментальная деятельность:

- Как вы думаете, что помогает птицам летать?

- Верно, крылья. Давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? Возьмите другой лист и также осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по разному?

Вывод: Не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит. Вот почему птицы летают. Крылья делают птицу большой. Их гладкое тело легкостью преодолевает сопротивление воздуха, а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья птиц легкие, сильные и гибкие.

- Что еще помогает птицам летать? (перья)

-Посмотрите на перья птиц, одинаковы ли они?

-Верно, одни маленькие и пушистые, их так и называют – пуховые. Как вы думаете для чего они могут служить? Такие перья служат для согрева птицы. Ими покрыта вся птица : и голова, и тело, и крылья…

Другие перья больше и жестче. Длинные перья крыльев называют маховыми. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх. Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворотов в полете.

Ребята, давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц. Обычно у пера есть проходящий посредине упругий стержень и плоское опахало. Найдите из предложенных перьев маховое и рассмотрите его. Что можно сказать про него?

(Оно плотное, жесткое, большое.)

- Молодцы, правильно. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень. Я вам напомню, что такое стержень: предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего-нибудь.

- Какой стержень у махового пера? (Плотный и пустой.)

- Правильно. А как вы думаете почему? (Чтобы птица была легче и могла летать.)

- Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите? (Оно падает медленно, плавно кружась.)

- Почему? (Перо легкое, так как внутри стержня пустота)

- Давайте помашем пером, понаблюдаем, что с ним происходит?

- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность. Рассмотрите опахало через лупу. Что вы видите?

Дети отвечают.

- На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, как бы «застегивая» поверхность пера. Если по какой – то причине крючки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом.

- Перья не только украшают птицу, но и помогают им взлететь и держаться в воздухе, но и спасают их от ушибов и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания; с помощью перьев птицы передают друг другу сигналы, маскируются от хищников. Перья требуют тщательного ухода, и птицы ежедневно чистят свое оперение с помощью клюва, удаляя чужеродные предметы, втирая в них свой жир, купаются и «принимают» пылевые ванны. Перья птиц постепенно изнашиваются и потому подвергаются периодической смене или линьке.

5. Знакомство с Орланом:

Молодцы, вы верно доказали, что это птица. И ее называют Белохвостый орлан. Он тоже занесен в «Красную книгу», а в этом году люди объявили Белохвостого орлана символом года всей России. В нашей стране встречается почти повсеместно. Орлан очень большой, размах крыльев до 2,5 м. Самки крупнее самцов. Длина от клюва до хвоста – метр. Крылья широкие, приспособленные к парению, так они экономят силы при полете. Хвост клиновидно заострен, чисто белый. В целом окраска бурая, в разных оттенках.

Лапы снабжены острыми загнутыми когтями, для того, чтобы хватать и удерживать добычу, для разрывания которой служит крепкий, крючкообразно загнутый клюв. На короткой массивной шее – голова с умными, янтарно-жетыми глазами. За эту особенность, птицу называют золотоглазой.

Селятся орланы вблизи крупных водоемов, богатых рыбой и водоплавающими птицами в глухих, малопосещаемых районах. Гнезда располагаются на высоких деревьях (лиственница, тополь, сосна и др., реже – на скалах.

Пары создаются на всю жизнь. Гнезда используются многократно, до 30 лет. Строительство и ежегодный ремонт – обязанность самки. Постройки гнезда - из толстых сучьев, разрастаются до внушительных размеров: два и более метров в диаметре и 1,5 в высоту, весит оно до тонны. Птенцы чрезвычайно прожорливы. За период выкармливания одному птенцу родители приносят до 100 кг пищи.

В меню орлана – белохвоста значительное место занимает рыба; водоплавающие птицы (гуси, утки, гагары); млекопитающие (суслики, сурки, зайцы, лемминги). Ест и падаль, особенно зимой.

Разыскивает добычу паря высоко в воздухе. Зрение у орлана исключительно острое: в 8 – 10 раз острее, чем у человека. Особенности глаза позволяют ему смотреть против солнца. Птица может пикировать на добычу со скоростью до 130 км/час. Это позволяет успешно охотиться на водоплавающих птиц и рыбу.

Кроме забот по выкармливанию птенцов, орланы защищают потомство от ветра, дождя, знойного солнца, распластывая свои крылья вроде зонта над гнездом.

Орланы умеют хорошо плавать. Используют это для того, чтобы избавляться от паразитов, смывать пыль с перьев и охладиться в жаркий день.

- Ребята, если эта птица такая большая, у нее могут быть враги в животном мире? Верно, нет. Но почему – же она исчезает?

-Вырубка лесов и уничтожение местообитаний приводит к исчезновению орланов. Человек неправильно использует реки, загрязняет их. Становится меньше рыбы, а значит и корма. Птицы попадают в капканы на животных, браконьеры отстреливают орланов чтобы сделать из них чучела. А еще птица не любит беспокойства. Даже кратковременное пребывание человека вблизи гнездовий приводит к покиданию гнезда птицами.

6. Физминутка:

Давайте представим, что мы Орланы массивные хищные птицы.

Построимся в колонну друг за другом. широко разводит руки в стороны имитируя размах крыльев птицы («орлан»)

Участник игры разводит руки в стороны имитируя размах крыльев птицы,

оббегает вокруг обруча, лежащего на расстоянии 5м от команды, берет за руку второго игрока и повторяет путь вокруг обруча. Затем к ним присоединяются остальные участники команды.

7. Постановка изобразительной задачи.

- Дети не все люди знают, как выглядит белохвостый орлан. Давайте сделаем его портрет и разошлем людям, чтобы они бережно относились к окружающей природе.

8. Продуктивная деятельность – аппликация.

Проходите за рабочие столы. Сейчас я научу вас быстро делать вот таких орланов. (Показываю образец)

На какую форму похожи крылья орлана? На прямоугольник. Возьмем прямоугольник коричневого цвета, сложим пополам и сделаем небольшой срез наискосок. Клинообразный хвост похож на какую фигуру? На треугольник. Голова похожа.? верно, на половину овала. Как сделать половинку овала из маленького прямоугольника? (срезать два уголка). Осталось вырезать клюв и глаза. Напомните какого они цвета? (желтого).

Основа орлана готова, остается украсить ее перьями. Большие черные капли мы расположим на крыльях орлана, а белые маленькие – на хвосте. Осталось приклеить наши заготовки клеем, работаем аккуратно, начинаем приклеивать с крупных деталей.

6. Рефлексия.

Кого мы научились делать, кому сегодня помогли? Почему исчезает эта большая птица? Как люди могут помочь Белохвостому орлану? Вспомните, для чего служат пуховые перья? Какие перья есть еще? Где расположены маховые перья? Для чего служат маховые перья на хвосте?

Что еще интересного узнали на занятии? Что особенно понравилось?

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Фантазеры»Дидактическая игра «Фантазеры» Дидактические игры с дошкольниками. Дидактическая игра “Фантазеры”.Автор:Елизарова Ольга Викторовна, воспитатель Муниципальное бюджетное.

Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей путем организации эколого-краеведческой работы» Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей через организацию эколого-краеведческой работы». Автор презентации: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Дети помогают птицам»
Опубликовано: 31 января 2014 в 23:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «Дети помогают птицам»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Елизарова (УИ 85092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД