Лобанова Марина
Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности «Как зайчонок с кошельком познакомился»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование экономических знаний, понятий о семейном бюджете (доходы и расходы семьи, социальных представлений о современном обществе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активировать и расширить словарь по теме “Экономика”.
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Расширить представления детей о рациональном использовании денег.
- Закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход; потребности
- Дать понятие о том, что не всё можно приобрести за деньги; познакомить с понятием «меценат».
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности „Как зайчонок с кошельком познакомился“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кошелек
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Обогащать словарный запас;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать у детей умение подмечать в сказке простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике,
- Развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание усидчивости; диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
Материал и оборудование:
Монеты, купюры России. Предметные картинки, муляжи – товары; изображения витрин магазинов; копилка, смайлики
Ход НОД:
I. Организационный момент
Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом. (Игра на общение)
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
II. Введение в тему. Ребята, сегодня я хочу с вами отправиться в очень интересную страну. Страна эта называется Экономика. Экономика - это страна, где учат правилам ведения хозяйства. Экономика учит нас разумно тратить деньги, экономить их. Покупать то, что нам нужно для жизни.
Отгадать загадки:
Если хочешь в магазине,
Ты купить, к примеру, сок.
Отправляясь за покупкой,
Возьми с деньгами (кошелёк)
Штучка невеличка,
А всякому нужна.
С ними в магазин идем. (деньги)
Какие бывают деньги? ( Дети: металлические и бумажные)
А чем отличаются металлические деньги от бумажных (Монеты железные они тяжелее банкнот, но монеты не испортятся от воды и грязи. Их делают на специальном заводе. Который называется «Монетный двор». Банкноты бумажные, они лёгкие, занимают меньше места, но могут порваться, испачкаться или сгореть в огне. Их печатают на заводе, который называется «Госзнак»).
Ребята, скажите для чего нам нужны деньги? ( Дети: Покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать).
А теперь послушайте сказку
Как зайчонок с кошельком познакомился
Любил Зайчонок с мамой Зайчихой по магазинам лесным ходить. В один зайдут, у лисички малинового варенья купят. В другой зайдут, медведь Потапыч им меда сладкого отольет. А вот захочет Зайчик ватрушку, так они к тёте Ежихе идут в магазин.
И каждый раз мама Зайчиха достает кошелек, а из него деньги, и отдает их лесным жителям. Зайчик смотрел на это все, смотрел, и спросил: «Зачем ты, мамочка, отдаешь им наши деньги?»
А мама ему и рассказала, что именно так происходит торговля.
Да, именно в тот момент и познакомился Зайчик с новым для себя словом
«торговля»
Что такое «Торговля», мама тоже рассказала. Вот малыш и узнал, что все эти дяди и тети стараются : кто вырастить вкусные ягодки для варенья; кто — развести пчёл для вкусного меда. А кто-то самую белую муку делает, чтобы ватрушки были вкусные и пышные. И вот за то, что бы Зайчик и его семья могли всем этим наслаждаться, надо давать деньги, тогда у зверят-соседей будет возможность посадить еще больше малины, вырастить больше пчелиных семей…
«Какие оказывается полезные деньги», — подумал Зайка. И как хорошо, что у нас их много!
Но мама-Зайчиха рассказала, что деньги добывать не так-то и просто. На деревьях, к сожалению, они не растут. И семье Заек их так же дают за то, что они делают важные и нужные дела для всего звериного братства. Так и происходит обмен деньгами внутри леса.
И малыш Зайчик решил, что когда вырастет, будет много-много работать, чтобы получать много-много денег. И тогда сможет купить маме и папе хоть сто сладких ватрушек.
«Спасибо тебе, малыш!»-сказала Зайчиха. «Но лучше береги средства, и тогда в твоем кошельке всегда будет водиться хорошая новенькая денежка. И ты сможешь позволить себе, например, не сто ватрушек, а что-то лучше. Может даже целый торт!»
Ох и понравились эти слова малышу. С тех пор и стал Зайчик откладывать деньги.
Беседа по тексту
Куда ходил Зайчонок с Зайчихой?
Что доставала Зайчиха из кошелька?
Для чего нужны деньги?
Что такое торговля? обмен товара на деньги)
Зачем нужно откладывать средства?
За любые покупки – и дорогие, и дешевые – надо платить деньги.
-А откуда взрослые берут деньги?
- взрослые работают и получают… зарплату,
- пожилые люди… получают пенсию,
- студенты… которые хорошо учатся, получают стипендию,
- многодетные семьи… получают пособие
И все доходы вместе составляют семейный бюджет.
- А как семья расходует свои средства?
- Деньги тратят на покупку продуктов.
- Деньги тратят на покупку одежды и обуви.
- Деньги тратят на покупку игрушек и книг.
- Деньги тратят на оплату жилья.
- Деньги тратят на поездки в транспорте.
- Деньги откладывают на отдых и на большие покупки.
Но, кроме, дохода есть и расход.
Дидактическая игра: Давайте поиграем в игру «Доход – расход».
Папа и мама получили зарплату- доход
Заболел ребёнок или бабушка- расход
Выиграла приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Мама связала кофту и продала– доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашли на улице деньги – доход
Купили краски и карандаши – расход
Молодцы. А теперь немного отдохнём
Физкультминутка «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,
выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
Но прежде, чем что-то купить, надо узнать, сколько стоит этот товар.
Зайчонок с мамой Зайчихой ходим в разные магазины, они не экономили
А как можно сэкономить? Сейчас мы узнаем
Я вас приглашаю в магазин за покупками.
Рассмотрите товар, определите, что бы вам хотелось купить.
Каждый товар имеет свою цену.
Цена — это денежное выражение стоимости товара.
Ой, дети, обратите внимание, в нашем магазине на товаре 2 цены. Почему? Как вы считаете? Потому что в разных магазинах, или в разных фирмах один и тот же товар может иметь разную цену.
Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую? Почему?
Да, конечно за меньшую, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.
(Дети выполняют вычисления, и объясняют свою экономию).
Например: Влад, что ты хочешь купить? За какую цену лучше купить? Почему? Сколько ты сэкономил? А сколько сэкономил Ваня? И т. д.
А как ещё можно экономить деньги?
Отгадайте загадку:
«Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы
Петух требуется мне
Тот, что с дыркой на спине.
(копилка)
Копилка - это емкость, которая имеет специальное отверстие для хранения и накопления монет или купюр. На накопленные деньги можно купить то, что захочешь.
Ребята,
- Как вы думаете, кого называют бедным, а кого богатым?
(по картинкам – какие это люди: бедные или богатые, в чем это выражается)
- Среди богатых людей есть такие, которые покровительствуют наукам и искусству, помогают бедным, талантливым студентам, ученым, художникам, поэтам, музыкантам или музеям, университетам. Их называют – меценаты.
Всё ли можно купить за деньги?
Настоящим богатством является:
- крепкая семья, верные и надёжные друзья, талант, данный человеку от природы, здоровье, душевные качества: доброта, аккуратность, щедрость, трудолюбие, умение радоваться чужим успехам,
В народе говорят:
- Не всё можно продать
И не всё можно купить.
Можно купить плюшки, а дружбу не купишь.
Думаю, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам стать экономными, успешными и счастливыми людьми.
III. Рефлексия
Логопед - Ребята, посмотрите, сколько у меня много “смайликов”, как они похожи на монеты такие же кругленькие
И у всех разное настроение. Одни – с весёлым настроением, другие – с грустным. Если вы думаете, что мы сегодня справились с заданием, то возьмите себе весёлого “смайлика”, а если нет, то “смайлика” с грустным настроением.
(Дети выбирают смайликов). – Я тоже думаю, что мы сегодня справились с заданием и у нас с вами прекрасное настроение!
А еще я предлагаю нарисовать нам сказку и вырезать деньги, которые помогут нам расплачиваться в нашем магазине