ольга карманова
Конспект НОД в старшей группе «Ознакомление с миром природы как средство развития исследовательских способностей у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Ольга Александровна Карманова
"Ознакомление с миром природы, как средство развития исследовательских способностей у детей". Приурочено к году науки и технологий в России
Тема: «Путешествие в подводный мир»
Цель: Расширять и систематизировать знания детей о морской воде, о подводном мире, ее обитателях
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Ознакомление с миром природы как средство развития исследовательских способностей у детей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Обучающие: обогащать знания детей о морской воде, обитателях морей и океанов, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении, желание активно изучать подводный мир. Познакомить детей со свойствами морской воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность.
Развивающие : развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат, соблюдая при этом необходимые меры безопасности; логическое мышление: операции классификации, сравнения, анализ, синтез; активизировать умственные способности детей, словарный запас: морские обитатели, морская соль, актиния, Мировой океан, Мёртвое море.
Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту.
Материалы и оборудование: глобус, схемы опытов, куриные яйца, морская соль, краска синяя, стаканы, цветная бумага.
Оборудования для проведения опытов с морской водой; презентация «обитатели морских глубин.
Предварительная работа:
- Рассматривание глобуса, иллюстраций с изображениями морских животных.
- Проведение опытов экспериментов с водой.
- Чтение стихотворений А. Фета «Морская даль», М. Генин «Морю живётся не сладко»
Ход занятия:
Вос – ль: Сегодня у нас необычный день, мы отправляемся в путешествие, а в какое вы должны отгадать сами. В баночках с песком нужно найти пазл сложить и отгадать куда мы отправимся
Вос – ль: в какое мы отправляемся путешествие?
Дети: Морское
Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Беру глобус)
- А вот наш помощник. Ребята, что это?
Дети: - Это глобус.
Воспитатель: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?
Дети: - Разноцветным.
Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?
Дети: - Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.
Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?
Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.
Воспитатель: Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки.
Воспитатель: ребята, а какие вы знаете моря? (Черное море, Красное море, и т. д.).
Рек, морей, озер, океанов много и они вместе составляют один большой Мировой океан. (На интерактивной доске воспитатель показывает слайды морей и океанов)
Воспитатель: а вы хотите отправиться в путешествие на морские глубины, превратиться в исследователей и вместе изучить этот загадочный подводный мир.
Вос-ль: Ребята нам нужно пройти в лабораторию, чтобы провести несколько опытов. Какие правила поведения вы знаете?
Дети: нельзя толкаться, работать осторожно, не брать в рот.
Воспитатель: Дайте превратим нашу воду в море
Исследование № 1. «Окрашивание воды».
Воспитатель: на столе у вас вода. Что вы видите в воде? (ответы) Почему хорошо видно предметы (Ответы) Как окрасится вода, если добавить синюю краску? (Вода станет синей).
Воспитатель: Посмотрите, какое море у нас получилось, как настоящее.
Воспитатель: Исследование наше на этом не заканчивается. Мы уже знаем, что море имеет синеватые оттенки, но оно еще и соленое.
Исследование 2. «Морская вода»
Вос-ль: На столе у вас морская соль. Возьмите лупу и рассмотрите ее, Что вы можете о ней сказать? (про форму, цвет, на что похоже)
Ответы детей : похоже на сахар, на иней, она белого цвета, без запаха.
Вос-ль: растворяется ли в воде?
Ответы детей
Вос-ль: мы сейчас проверим.
Опыт: Насыпьте в стакан с водой соль и размешайте. Растворилась соль?
Дети: да
Вос-ль: Что мы с вами сделали?
Дети: соль растворили в воде
Вос-ль: как мы получили морскую воду?
Дети: в воду добавили соль.
Воспитатель: я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые?
Сейчас мы с вами узнаем держит ли соленая вода предметы и человека
Исследование 3 (по схеме).
1 этап. Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо, оно тонет, т. к. яйцо тяжелое.
2 этап. Берем другую емкость с пресной водой, добавляем туда большое количество соли, помешивая ждем, когда соль полностью растворится. А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в емкости – вода соленого моря! «Человек» плавает.
Воспитатель: какие вы молодцы, выполнили все мои задания.
Физминутка. Сейчас мы с вами поплаваем в море. (встают около стульчиков)
Как приятно в море плавать (плывем)
Рыба слева, рыба справа (повороты)
Водоросли слева, впереди (горизонтальные волнообразные движения)
Сверху волны – погляди,
Мы плывем в открытом море (плывем)
И резвимся на просторе (плескаемся) Веселее загребай и дельфинов догоняй (движения рук к себе)
Вос-ль: Отдохнули, а сейчас продолжаем наше путешествие, опускаемся и смотрим в иллюминатор.
Показ презентации о морских обитателях.
Вос – ль: вот первый морской обитатель
Акула – самый опасный морской хищник. Отлично видит, слышит. У нее несколько рядов острых зубов Есть акулы, которые опасны для человека. (тигровая, белая, молот)
Дельфины – морское млекопитающее животное, детенышей своих выкармливают молоком. У них острые зубы. Дельфины очень умные и быстрые животные. Моряки нередко видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность воды.
Кит – самое большое млекопитающее животное.
Киты бывают усатые и зубастые – Касатка. Они нападают на других китов и дельфинов.
Синий кит - самое крупное животное – на нашей планете. Кит медленно плывет, открывая пасть, куда попадает вода с пищей. Живут в одиночестве.
Медуза – древнее животное. Без воды жить не может, некоторые виды опасны и ядовиты. Тело бывает разной формы
Морской конек – небольшая рыба, у нее необычная форма тела. На теле много шипов. Цепляется хвостом за плавники других рыб и путешествует.
Осьминог – хищник питается крабами, моллюсками. Хорошо маскируется, его окраска меняет под цвет камней и водорослей. Морская звезда – название животное получило из-за формы тела.
Вос– ль: Какую пользу приносит море?
Дети: Рыбопродукты, морепродукты - кальмары, устрицы, креветки, морская капуста, морская соль;
Вос – ль: в море добывают жемчуг, янтарь.
Вос – ль: корабли перевозят разные грузы в море, но иногда бывают аварии, тонут танкеры, люди выбрасывают мусор, некоторые фабрики и заводы сбрасывают грязные воды, от этого все погибает: и рыба, животные, растительность. Чтобы в морях было много рыбы, люди построили заводы по выращиванию мальков разных видов рыб.
Мы с вами тоже вырастили мальков разных видов рыб
Работа детей : оригами «Рыбка»
Вос-ль: а теперь предлагаю выпустить рыб в море. (Дети отпускают своих рыбок.)
Итог:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
- Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?
- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.
Любите дети природу :
Реки, озёра, моря,
О ней проявляйте заботу -
Будут тогда чудеса.