Татьяна Глобина
Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Коммуникация» Тема недели «Транспорт».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели «Транспорт»
КОНСПЕКТ
НОД по ОО «Коммуникация. Чтение художественной литературы».
Тема : «Путешествие в Москву. Чтение рассказов Б. Житкова «Такси», «Улицы Москвы», из цикла рассказов «Что я видел».
Программное содержание: Закрепить знания детей о различных видах транспорта (автомобильный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, воздушный, водный); познакомить детей с подземным видом транспорта; с художественными произведениями Б. Житкова; С. Михалкова; расширять кругозор детей путем знакомства с эволюцией транспорта; воспитывать интерес к окружающей действительности.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе, Образовательная область „Коммуникация“ Тема недели „Транспорт“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование:
Игрушки «наземного вида транспорта», иллюстрации различных видов транспорта, коллаж «Улицы Москвы», клей, кисточки, открытка-приглашение.
Интеграция ОО: «Коммуникация» (расширение словарного запаса, «Чтение художественной литературы», Социальный мир; Художественная деятельность (аппликация)
Ход НОД
Воспитатель показывает детям открытку с изображением г. Москвы и рассказывает, что в этом городе есть музей транспорта, куда предлагает отправиться. Воспитатель уточняет у детей, на чем можно отправиться в этот город ( ответы: поезд, самолет, автомобиль, автобус) Выбирается самый быстрый вид транспорта – самолет. Дети садятся в самолет и «летят» в Москву. Во время полета дети отвечают, к какому виду транспорта относится самолет, кто им управляет.
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом,
Развернется – под лучами
Отливает серебром.
Прилетев в Москву, воспитатель обращает внимание детей на то, что Москва – это большой город, в ней много машин, людей, широкие дороги, есть большая река Москва. Воспитатель обращает внимание детей на метрополитен Москвы, знакомит с подземным видом транспорта – метро. Воспитатель спрашивает у детей, где находится метро, почему его не видно на улицах города (потому что оно под землей, что можно увидеть в метро (движущуюся лестницу – эскалатор, подземную железную дорогу).
Под землей через столицу
Этот поезд гордо мчится,
Без заторов обгоняя
Все машины и трамваи
Воспитатель предлагает детям отдохнуть в красивом сквере и послушать рассказы Б. Житкова об одном маленьком мальчике, который поехал с мамой в Москву и что он там увидел. ККАКОЕ ТАКСИ
Мы вышли из вокзала в Москву.
Люди все ходят, ходят, вещи несут из поезда.
А потом автомобильчики стоят, а дальше еще большие автомобили, как
вагоны. В них много людей насаживается. Автомобили гудят.
А потом рельсы идут прямо по улице, только совсем низенькие.
А по ним ходят вагоны, только без паровоза. Три штуки сразу, и они не
гудят и не свистят, а звонят звонком. И тоже туда люди насаживаются с
чемоданами и так просто, безо всего.
А там дальше дом стоит, очень большой, с башней. И от него еще дома.
А наш носильщик говорит:
- Вам такси?
Мама говорит:
- Да, да! Такси.
Мы пошли за носильщиком.
А такси - это автомобиль. Можно сесть, и он повезет, куда ты захочешь.
Мы с мамой сели. В автомобиле - маленькие диванчики. А впереди, тоже на
диванчике, - дядя, который правит.
Мама ему говорит:
- Шофер! Свезите нас - вот тут адрес.
И дала шоферу записку.
И вдруг в автомобиле что-то загудело, затряслось - это шофер пустил
машину. Автомобиль поехал, а кругом все люди, и я боялся, что мы наедем. А
наш автомобиль все гудел, все кричал гудком на людей. И мы не наехали.
Вдруг на нас стал наезжать вагон, и он все время звонил.
Мама закричала:
- Шофер, смотрите - трамвай! Остановитесь!
А шофер говорит:
- Не волнуйтесь, гражданка!
И не остановил. А трамвай повернул и побежал по другим рельсам. Совсем
вбок и вовсе не на нас.
А мама во все стороны оборачивалась и меня за руку держала так, что
больно.
КАК В МОСКВЕ НА УЛИЦАХ
Потом мы поехали там, где совсем узко.
Дома с двух сторон высокие: все окошки, окошки. Кругом трамваи звенят,
автомобили кричат гудками всякими.
И вдруг как сзади завоет!
Я думал - это ничего, а наш шофер вдруг сразу вбок повернул, к самым
домам, к тротуару, где люди ходят. И даже стал.
А это нас перегнал автомобиль, как маленький вагончик.
Он очень громко выл - на всю улицу.
Он белый, и на нем красный крестик.
Я закричал:
- Почему?
А шофер обернулся ко мне и говорит:
- Скорая помощь. За больным поехали. Там, в автомобиле, и кровать есть.
Вот ты себе голову разобьешь, за тобой приедут и - в больницу.
И мы опять поехали.
Мы ехали, и нас нисколько не трясло. Потому что в Москве на улицах
очень гладко. Будто пол, только черный.
Мама сказала, что это асфальт.
Потом я вдруг увидал: впереди нас едет бочка. Очень большая, как
цистерна. И из нее сзади выливается вода и прямо назад и вбок брызгает. И
поливает весь асфальт.
Я закричал:
- Ай-ай-ай! Как смешно! Вот и выбежит вся вода!
И стал смеяться. Нарочно громко. Вырвал у мамы руку и стал в ладоши
бить.
А мама засмеялась и говорит:
- Фу, глупый какой! Это нарочно поливают водой. Чтоб пыли не было. И
чтоб не было жарко.
Мы догнали бочку, и я увидел, что это автомобиль, а не бочка. А впереди
тоже шофер, как и у нас.
После чтения рассказов воспитатель задает детям вопросы по этим художественным произведениям: Что увидел мальчик на улицах Москвы? (много машин, людей, большие дома, рельсы) На каком виде транспорта он ехал с мамой (на такси, в нем маленькие диванчики) Какие автомобили видел из окна такси (трамваи, скорую помощь, поливальную машину).
Воспитатель предлагает детям прогуляться по городу и зайти в музей транспорта.
Общая игра: Физминутка: «Мы по городу идём»
Раз, два, три, четыре, пять
Мы пошли сейчас гулять.
Мы по городу идём
И ничуть не устаём.
Вправо, влево посмотрите
Ничего не пропустите.
Вот дома, а вот река
В этом месте глубока.
Здесь театр, здесь музей
Заходи в него скорей.
Мы зашли с вами в выставочный зал «Наземный транспорт»
Проходите в первый выставочный зал. Какие экспонаты вы в нём видите? (машина, грузовик, автобус, поезд, мотоцикл)
(Дети подходят к выставочному стенду «Наземный транспорт»)
Посмотрите, что в них общего? Зачем им колеса? Как передвигается машина, автобус, поезд? Как назвать одним словом, весь этот транспорт? (Наземный)
Интересно, а почему среди всего этого транспорта стоит лошадь? (ответы детей) Первым транспортом были животные : лошадь, осёл, верблюд, як, слон. Они могли перевезти больше груза, чем человек. Научившись делать колёса, люди получили возможность перевозить тяжёлые грузы на телегах. Кареты с упряжками перевозили пассажиров на большие расстояния.
А теперь пройдем в другой выставочный зал: «Воздушный транспорт»
(Дети подходят к выставочному центру «Воздушный транспорт»)
Что вы знаете о самолёте? (Самолёт передвигается по воздуху, перевозит пассажиров и грузы) Какой еще транспорт относится к воздушному?
Ещё давно люди мечтали подняться в воздух и посмотреть на землю с высоты птичьего полёта. Что появилось сначала, а что потом, как изменялся воздушный транспорт – вы можете об этом рассказать?
Чтоб увидеть с высоты
Землю дивной красоты
Лишь одним ветрам послушный,
Поднимался шар воздушный
Какой же еще вид транспорта придумали люди для передвижения по воздуху? (дирижабль, вертолет, самолет) А что запустили в космос? (ракеты спутники) Можно ли их тоже назвать транспортом? Почему?
Водный транспорт.
А теперь можно пройти в следующий зал: «Водный транспорт»
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? (Теплоход)
Из воды торчит кабина,
Здесь болото, здесь трясина,
Мы застряли, ну хоть плач,
Помогает нам. (Тягач)
Смотрят все разинув рот,
Как огромный пароход,
Повидавший целый мир,
Тащит маленький (Буксир) Воспитатель предлагает ребятам поиграть в игру «Плавает – не плавает».
Игра «Плавает – не плавает».
Если то, что я называю, плавает – хлопаем, если не плавает – топаем.
Лодка, кирпич, плот, парусник, топор, гиря, корабль, теплоход, дельфин, гвоздь, камень, кит, рыба, ложка, напильник, монета, моторная лодка, сахар, бумажный кораблик. Воспитатель спрашивает детей понравился ли им музей транспорта и предлагает послушать стихотворение С. Михалкова «От кареты до ракеты»
Люди ездили по свету, усадив себя в карету.
Но пришел двадцатый век – сел в машину человек.
Тут пошло такое дело! В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин – мчатся тысячи машин.
В паровые тихоходы забирались пешеходы.
И могли они в пути на ходу легко сойти.
А теперь под стук колес нас везет электровоз.
Не успел двух слов сказать – смотришь: надо вылезать!
Корабли такими были – как игрушечные плыли.
Плыли месяц, плыли год…Появился пароход!
А сегодня в океаны выплывают великаны
Удивляет белый свет быстрота морских ракет.
Лишь одним ветрам послушный, поднимался шар воздушный,
Человек умел мечтать, человек хотел летать!
Миновал за годом год…Появился самолет!
В кресло сел, завтрак съел. Что такое? Прилетел!
Ну а это, ну а это – кругосветная ракета!
От кареты до ракет! Это чудо или нет?
Работа на обобщающем коллаже «Улицы Москвы»
Воспитатель спрашивает детей понравилось ли им путешествие по Москве и предлагает на память об этом событии сделать открытку с изображением улиц Москвы. На большом листе, где изображены улицы, дома, река, воспитатель просит детей наклеить изображения транспорта в соответствии с названиями: наземный, воздушный, водный. Дети разбирают картинки и наклеивают их на рисунок.
Итог НОД.
Воспитатель говорит детям, что пришло время заканчивать их путешествие и возвращаться в детский сад. Ребята, где мы с вами сегодня были, что нового и интересного узнали? Ещё много интересного вы можете узнать из энциклопедии о транспорте. А если захотите, можете нарисовать или сконструировать любой вид транспорта. Воспитатель предлагает детям вернуться в детский сад на поезде, дети становятся друг за другом и «уезжают» в свой город.