МААМ-картинки

Конспект НОД в старшей группе «Кто такие славяне?»

Наталья Холова
Конспект НОД в старшей группе «Кто такие славяне?»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 131

Конспект НОД в старшей группе

«Кто такие славяне

Воспитатель первой квалификационной

категории Холова Наталья Витальевна.

г. Комсомольск-на-Амуре

2022 год.

Конспект НОД в старшей группе

«Кто такие славяне

Задачи:

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Кто такие славяне?“» размещена в разделах

1. Формировать первоначальное представление об истории возникновения Руси о народе, населявшем ее в прошлом; формировать историческую память, представление о доброте, гостеприимстве и традициях славянских народов.

2. Способствовать развитию потребности в получении информации об истории страны.

3. Воспитывать культуру чувств, пробуждать интерес к древним корням.

Предварительная работа:

• Чтение русских народных сказок и былин;

• Чтение и разучивание пословиц и поговорок, стихотворений А. К. Толстого, А. Н. Плещеева о Родине и славянах;

• Рассматривание репродукций картин Шишкина, Васнецова.

Видеоряд: репродукции картин Шишкина, Васнецова.

Литературный ряд: пословицы, поговорки.

Музыкальный ряд: фрагменты произведений Чайковского, хор «Славься из оперы Мусоргского «Иван Сусанин».

Оборудование: мольберт с репродукциями картин, проектор с видеорядом, картон, нитки и ножницы.

Словарная работа: предварительно объяснить понятия «земледелие», «Скотоводство», «славяне», «гостеприимство».

Ход занятия:

Учись, дитя, и познавай

Премудрость светлого ученья-

В нем правды непочатый край,

К добру великое стремленье.

В. : Сегодня мы с вами поговорим о славянах.

- Ребята, вы любите сказки о храбрых молодцах и девицах-красавицах, битвах со Змеем Горынычем?

А почему, за что вы их любите?

Правильно! Они учат добру и уму-разуму. А сегодня я вам расскажу быль (Кто может объяснить значение этого слова) о том, как жили наши предки- славяне. Это тоже учит уму-разуму, доброте и любви.

-А кто такие предки, вы помните? (родители наших мам и пап, дедушек и бабушек, прадедушек, прабабушек)

Так вот, слушайте.

В старину, в нашем Отечестве, на Руси, не было еще таких городов, как Москва, Санкт-Петербург и др. В этих местах были непроходимые леса, топкие болота, озера, чистые реки, горы и холмы…Могучие дубы, красавицы сосны поднимались вверх так высоко, что, казалось, что подпирали верхушками небо. А внизу- непроходимые чащи, сквозь которые без топоров не проберешься… Мелькали стада оленей с развесистыми рогами, лосей, доносился рев волков и медведей. А зайцев, лисиц, барсуков, белок и других зверушек – и не счесть! Здесь жили наши предки- славяне, такие же мужественные и красивые, как эта дивная природа!

Жили славяне в селищах (по-нашему, в селах, деревнях, в деревянных избах. Работали на земле: выращивали рожь, просо, жито. Разводили овец, коров, лошадей. Занимались охотой, рыбной ловлей (рыбы было так много, что зачастую ее можно было доставать из реки руками).

Были наши предки очень добрыми и заботливыми дома, непримиримыми на войне. Об их силе, храбрости и победах было известно далеко за пределами Руси, и воевать с ними опасались…

Название «СЛАВЯНЕ» имеет два значения. Произнесите его вслух – славяне…

Если мы четко произнесем звук «О» в середине слова, что получится? СЛОВЯНЕ (словени)- СЛОВ –СЛОВО. Это, как в Библии? «Сначала было Слово, и СЛОВО было у Бога» поэтому считалось, что племя отмечено Богом.

А если выделить в середине слова звук «А», что получится?

СЛАВ - СЛАВА-СЛАВЯНЕ… а СЛАВА – это значит? Как вы умаете? ПОБЕДА. Значит это племя? Победителей! (Оно отмечено Богом и непобедимые)

И все-таки основным содержанием жизни древних славян был тяжелый труд и бесконечные войны. Отбивали нападения врагов, ходили в дальние походы в другие страны. И повсюду славян знали, как воинов - богатырей, умеющих побеждать. Уменье побеждать, не щадя себя, сохранилось у нас в крови, как память, как особый дар.

- Каких богатырей вы знаете?

- За какие качества их любит и прославляет народ? Правильно за силу, смелость, храбрость.

Вот и я вам предлагаю превратиться в богатырей и посоревноваться.

Когда два богатыря встречались, они мерялись друг с другом силою: это их богатырские забавы. И тогда земля трясется, будто столкнулись две горы.

Игра - соревнование «Перетяни на свою сторону противника».

Команды строятся в 2 шеренги лицом друг к другу. Между ними канат. По сигналу противники берутся за руки, и каждый старается перетянуть соперника через канат на свою сторону. Победит команда, на стороне которой окажется большее число игроков.

Славяне еще отличались тем, что высоко ценили СОВЕСТЬ и ЧЕСТЬ! А как вы умаете что такое Совесть, честь. (Совесть – это внутренний голос человека, который предостерегает его дурных поступков. Он помогает разобраться человеку, что такое «хорошо», а что такое «плохо», сделать правильный выбор в сложной ситуации, Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека)

Славяне были так честны и совестливы, что главной клятвой их были слова: «Да будет мне стыдно!» Давайте запомним эти слова.

В те времена Русь наша матушка не выстояла бы, если бы это высокое чувство чести не было для людей главным.

- Как вы думаете, почему?

Потому что в суровых условиях тех далеких лет можно было выжить только в том случае, если каждый поддерживал друг друга, помогал ему и считал это законом.

Поэтому, если человек не сдерживал своего слова, ему приходилось умирать и от стыда, и от того, что все племя отворачивалось от него, и он оставался один на один с могущественной природой, толпой хищных зверей и непредсказуемыми бедами.

Давайте и мы с вами тоже постараемся быть честными, как наши предки, держать свое слово, чтобы потом не было стыдно, будем жить и поступать по совести!

- А как вы это себе представляете?

Славяне были очень воинственными по отношению к врагам и очень добрыми и заботливыми в семье, гостеприимными и хлебосольными. Гостей сажали на красное место в доме, угощали самым лучшим, что было. Но не только угощали, но и вели умные беседы, согревая сердце и душу гостя. В каждом славянине горело отзывчивое, доброе сердце: они всегда стремились помогать друг другу, поддерживать в беде.

- А вы помогаете друг другу?

- Как вы думаете, а сейчас нас можно назвать гостеприимным народом?

Конечно, хотя условия жизни у многих тяжелые, люди, приезжающие в Россию из других стран, удивляются нашему гостеприимству и отзывчивости.

- А у вас дома бывают гости? Как вы их встречаете? А сами бываете в гостях?

Умели наши предки играть и развлекать гостей. Давайте, поиграем в игру

Русская народная игра «Воевода»

Цель: Развитие речи, развитие общей моторики, формирование внимания.

Ход игры: Дети стоят в кругу, передают мячик друг другу, на окончание слов у кого остановился мяч – Воевода.

Катилось яблоко

Вкруг хоровода.

Кто его поднял

Тот воевода.

-Воевода, воевода (воевода делает шаг вперёд и идёт по кругу)

Выходи из хоровода!

-Воевода, воевода!

Ты иди по хороводу (Воевода встаёт между двумя детьми, говорит слова)

-Воеводе отдыхать, а тебе кругом бежать! (дети бегут за кругом в разные стороны)

Кто из них быстрее добежит до воеводы и возьмёт мяч, становится «воеводой», заходит в круг и игра повторяется.

Значит, мы сохранили этот обычай, гостеприимство с древних времен, переняли его от наших предков славян и пронесли сквозь долгие годы.

И мы- своею статью все пригожие,-

Все разные и все похожие.

Зовемся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Мы – славяне!

Итак, мы с вами многое узнали о славянах.

- Какими они были? (Совестливые, честные, непобедимые, сильные, помогали друг другу и у них было много традиций)

- Где жили?

- Чем отличалось племя славян?

- Похожи ли мы на них? Чем?

И по древней традиции, давайте подарим нашим гостям подарки. Что мы им подарим? Это кукла- оберег, которая будет оберегать и семьи от невзгод.

Публикации по теме:

«Божьи коровки — они вот такие!» План — конспект НОД по изодеятельности с детьми старшей логопедической группы.«Божьи коровки — они вот такие!» План — конспект НОД по изодеятельности с детьми старшей логопедической группы. Программные задачи: -Формировать познавательный интерес детей к окружающему миру,реалистические представления о насекомых,их внешнем виде.

Фотоотчет о занятии «Мы — славяне»Фотоотчет о занятии «Мы — славяне» Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом с занятия "Мы славяне", а точнее с рисунками моих воспитанников, которые они нарисовали по завершению.

Фотоотчет «Такие разные, но все такие симпатичные снеговики»Фотоотчет «Такие разные, но все такие симпатичные снеговики» Декабрь в этом году недвусмысленно дал понять, что нынешняя зима в лучшем случае серьёзно задерживается, а в худшем и вовсе ушла в отпуск.

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья»Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья» Конспект НОД по ФЦКМ (экология) в старшей группе. Тема: «Лес. Такие разные деревья». Задачи: Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение.

Конспект НОД в младшей группе «Такие важные витамины!»Конспект НОД в младшей группе «Такие важные витамины!» Цель: формировать у детей младшего возраста потребность к здоровому образу жизни. — познакомить детей с понятием «витамины», с тем, какую.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Такие разные матрешки» Задачи: • продолжить знакомит с русской народной игрушкой – Матрешкой, вызвать интерес к игрушке; • формировать у ребёнка навык количественного.

Конспект НОД в старшей группе по аппликации «Такие разные роботы»Конспект НОД в старшей группе по аппликации «Такие разные роботы» Задачи: Образовательные: - расширять представления детей о робототехнике и разнообразии роботов; - совершенствовать конструкторские навыки,.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на тему: «Такие разные цветы» Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему:«Такие разные цветы» Интеграция.

Конспект занятия в младшей группе «Мы такие разные»Конспект занятия в младшей группе «Мы такие разные» Задачи: - учить детей узнавать сверстников по словесному описанию, голосу; -развивать умение отличать мальчиков от девочек, знать их отличительные.

Кроссворд по окружающему миру «Восточные славяне» для 4 классаКроссворд по окружающему миру «Восточные славяне» для 4 класса В качестве контроля знаний предлагаю такой кроссворд: По горизонтали: 1. Бог солнца у восточных славян. 3. Прозвище правителя Москвы, князя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Кто такие славяне?»
Опубликовано: 16 мая 2022 в 07:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «Кто такие славяне?»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Холова (УИ 2560670) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД