ирина бурова
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект НОД в старшей группе «Орнитологи»
▼ Скачать
Тема. Орнитологи.
Цель: уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни, о роли человека в жизни птиц. Дать понятие о кочующих и перелётных птицах. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Закрепить название птиц, их повадки, строение. Знакомить с этимологией слов. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, желание помогать им.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Конспект НОД в старшей группе „Орнитологи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнитолог
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Развивающая среда: картинки с изображением птиц, видео о птицах, мультимедийная установка, картинки с изображением гнезд, рисунки с силуэтами птиц, красная папка с файлами, цветные карандаши, фломастеры.
Ход НОД.
- Дети, мы собрались, чтобы провести игру, которая называется «Птичья почемучка». Как красиво оформлена наша комната – настоящее царство птиц! Посмотрите, сколько разных картинок с изображением птиц: зимующими, перелётными, водоплавающими (рассматривание).
- Назовите птиц, которых вы узнали?
- Что такое орнитология? Знакомо ли вам это слово? (Орнитология – это наука, занимающаяся изучением жизни птиц).
- Кто такие орнитологи? (Орнитологи – это люди, которые изучают жизнь птиц).
- Хорошо. А теперь, поскольку разговор у нас о птицах, и команды называются «Утки-мандаринки» и «Пингвины». Посмотрим отрывок видео фильма «Птицы».
- Существует много птиц, все они разные, по-разному приспосабливаются к жизни и называют их по-разному. Интересно, почему их так назвали? Эти названия для команды «Утки-мандаринки!
Береговушка – живет у реки, вьет гнезда на берегу.
Кукушка- название от «ку-ку», которое издает кукушка.
Грач – от характерных для птиц звуков «гра-гра».
Зяблик – от слова «зябкий», «зябнет» .
Для команды «Пингвины».
Снегирь – появляется со снегом.
Зимородок – зимой родиться.
Стриж – когда летит, хвост напоминает ножницы.
Вертишейка – вертит шеей.
- Молодцы! Правильно ответили. Посмотрите на эти картинки. На этой картинке яйца в гнезде светлые, стоит гнездо прямо на земле. А вот на этой – темные, похожие на камушки. Как вы думаете, почему все яйца разной окраски?
(Птицы так приспособились откладывать яйца, чтобы их не заметили хищники-лакомки.)
- А каких вы знаете хищников, которые любят лакомиться птичьими яйцами? (лиса, куница, змея). Молодцы!
Путешествуя по царству орнитологии, мы с вами попали на очередное заседание нашего клуба «Птичьих почемучек».
- Ребята! Вы узнали, кто я? Да, я превратилась в мудрую сову и объявляю конкурс птичьих вопросов. Сначала посмотрим домашнее задание наших команд. (Дети инсценируют отрывки из книги «Птицы нашего леса»).
- Немного отдохнули. Есть птицы, которые улетают в теплые края, есть, которые остаются зимовать. Скажите, как называют таких птиц?
Теперь ответьте,пожалуйста, на вопросы.
1 команда. Как вы думаете, о каких птицах рассказывали дети? (перелётные)
2 команда. Назовите ещё перелётных (зимующих) птиц?
- Молодцы! А теперь вопросы посложнее. Вопросы для обеих команд.
1. Что значит «кольцевать»? Почему птиц окольцовывают?
2. Назовите птиц не умеющих летать? (страусы, пингвины, совиные попугаи, киви).
3. Какая птица к зиме белеет? (куропатка –легче маскироваться зимой)
4. Кто из птиц делает себе запасы на зиму? (Дятлы питаются в основном желудями, миндалем, грецкими орехами. Они выдалбливают клювом специальные отверстия – запасники, которые служат им по нескольку лет).
5. Чем птицы отличаются от других животных? (Только у птиц тело покрыто перьями, которые согревают их; крылья помогают взлететь и держаться в воздухе.
6. Как дятлы узнают друг друга и предупреждают остальных о своем присутствии? (Барабаня клювом по деревьям, предупреждают всех о своем присутствии. У каждого дятла своя манера по скорости и ритму ударов, что и позволяет им узнавать друг друга).
7. Назовите птиц, занесённых в Красную книгу, объясните, почему они туда занесены? (Розовый фламинго, розовая чайка, черный журавль, сокол, беркут и т. д.).
- Да, птиц нужно охранять! И охранять не только тех, которые занесены в Красную книгу, но и тех, которые живут рядом с нами. Давайте вместе с вами создадим свою книгу. Раскрасьте силуэты птиц.
- На этом заседание клуба «Птичьи почемучки» объявляю закрытым. Все молодцы! Всем спасибо!