Наталия Мельник
Конспект НОД в старшей группе «Его величество Электричество: опасное и безопасное»
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Область «Познание»
- закрепить представление детей о назначении бытовых приборов; познакомить с мультиваркой и роботом – пылесосом.
- обобщать знания детей об электричестве;
- познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического
электричества;
Область «Безопасность»
- закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Его величество Электричество: опасное и безопасное“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Электробезопасность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Область «Художественное творчество»
- упражнять в изготовлении поделки с использованием элементов техники квилинга.
Развивающие:
Область «Познание» :
- развивать интерес к поисково-познавательной деятельности;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы.
Область «Коммуникация» :
- развивать умение поддерживать беседу, обогащать словарь детей существительными; развить грамматический строй речи;
- совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей;
Воспитательные:
Область «Социализация» :
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
- совершенствовать умения объединяться в небольшие группы;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления;
Предварительная работа:
- беседы;
- рассматривание иллюстраций;
- дидактические игры «Собери картинку», «Помоги маме быстро выполнить домашнюю работу», «Что будет, если (сгорел утюг, сломалась стиральная машина);
- загадывание загадок;
- разучивание пальчиковой гимнастики о правилах использования розетки;
- проведение утренней гимнастики «Мы электроприборы»;
Оборудование:
1. Блюдце, надкушенное яблоко, порванная книга, прутики от метлы, скатерть с заплаткой, корзинка, колпак для Феи, «волшебная» палочка.
2. Бытовые приборы: фен, телевизор, ДВД, телефон, музыкальный центр, пылесос - робот, утюг, чайник, настольная лампа, электронная книга, обогреватель, мультиварка.
3. Шапочки бытовых электроприборов.
4. Вывески «Лаборатория», «Мастерская», «Выставка».
5. Веревка с узелками.
6. Презентация по правилам пользования электроприборами.
7. Компьютерные диски, полоски бумаги - заготовки для квилинга, бумажные круги, клей, клеенки, тряпочки, фломастеры.
8. Оборудование для опытов:
Опыт 1 Воздушные шарики на всех детей, корзина для шаров.
Опыт 2 Пластмассовые линейки по количеству детей, кусочки бумаги, кусочки шерстяной ткани.
Проведение НОД
1. Речевая игра "Здравствуй" (по стихотворению Т. Сикачёвой)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся. (В это время один ребенок надевает колпак Феи) А теперь давайте поздороваемся так, чтобы всем стало веселее.
- Я здороваюсь везде
- Дома и на улице,
- Даже "Здравствуй" говорю
- Я соседской курице. (Дети показывают "крылышки")
- Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)
- Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)
- Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают "ветерок")
- Здравствуй, маленький дубок! (Показывают "дубок")
- Здравствуй, Утро! (Отводят руку вправо)
- Здравствуй, День! (Отводят руку влево)
- Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны).
Воспитатель: - Поздоровались, и настроение у всех стало хорошее, тем более что нас на День рождения пригласили. Надо приготовить подарки. Только почему-то не всем весело. … Посмотрите, кто к нам пришел. Здравствуй милая лесная Фея, почему ты такая грустная?
Фея: - Здравствуйте! (грустно) Я никогда не была на Дне рождения, возьмите, пожалуйста, меня с собой.
Дети: - Хорошо, возьмем. А что это у тебя в руках?
Фея: - Это мои помощники, да только случилось несчастье - испортились мои вещи. А это – волшебная палочка, с ее помощью я могу превратить человека в любой предмет. (Раскладывает вещи на стол)
Воспитатель: Так вот, почему ты грустная, все вещи испортились, ты голодная, полы в доме нечем подмести. Живешь в лесу и новостей не знаешь. А у людей появились новые помощники. Как называются наши друзья, которые помогают нам дома? (бытовые электроприборы). Я приглашаю тебя Фея с нами на выставку бытовых электроприборов. Мы возьмем с собой твои помощники и посмотрим, в какую бытовую технику превратились они в наше время.
2. «Выставка электроприборов»
Воспитатель: - Алина, Фея узнавала новости по блюдечку с яблочком? А мы как узнаем все новости?
Алина:
- Мы узнаем новости по телевизору. Блюдечко с яблочком превратилось в телевизор.
Воспитатель: - Положи блюдечко с яблочком рядом с телевизором.
Дети:
- Волшебная книга превратилась в электронную книгу.
- Скатерть-самобранка превратилась в плиту.
Воспитатель: - На нашей выставке нет плиты, зато появился удивительный прибор – мультиварка. Она умеет варить, жарить и печь. Нужно положить в нее продукты, нажать всего одну кнопку и еда готова. А пока варится еда - можно почитать электронную книгу.
- Метла превратилась в пылесос.
Воспитатель: - А где же пылесос? Посмотрите на это чудо техники. Оно похоже на летающую тарелку. Это – робот пылесос. Он включается и убирает пыль сам. Даже если хозяина нет дома. Пропылесосил и встал на свое. Пришел хозяин, а в доме уже чисто. Сейчас я покажу вам, как работает робот пылесос.
Воспитатель: Только волшебную палочку человек пока придумать не сумел. Это наверняка произойдет в будущем.
3. Игра «Самый нужный электроприбор».
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Самый нужный электроприбор», пусть Фея покажет нам свои способности. Превратит Даню - в телефон, Ваню - в стиральную машину, Машу - в электропечь, и пусть они докажут доказать, что именно этот бытовой прибор самый нужный в доме. (На детей надевают ободки электроприборов). Остальные дети садитесь, будем помогать произносить заклинание.
- Дети, вокруг себя повернитесь, в электроприборы превратитесь.
Например: «Я - пылесос, я самый необходимый электроприбор, без меня чисто не убрать в квартире», «А я - стиральная машина, как трудно пришлось бы маме, не будь меня, она бы все белье стирала руками!»
Вывод: Все электроприборы нужны.
- Фея, преврати, пожалуйста, электроприборы в детей
- Электроприборы, вокруг себя повернитесь, в детей превратитесь. (Снимают ободки, садятся на скамейки.)
4. Беседа об электрическом токе.
Воспитатель: (трогает волосы у Феи)
- Милая Фея, как же ты пойдешь на День рождения? По-моему ты попала под дождь, когда шла к нам. Чем же нам посушить тебе волосы? Какой же бытовой прибор нам нужен? ( Дети: фен) Маша, неси его сюда.
- Внимание! Включай! Что такое, не пойму? Почему фен не работает?
Дети: - Фен – электрический прибор и для его работы нужен электрический ток.
- Ребята, а у нас в группе есть электричество?
- Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода)
- А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? (Ответы детей)
- Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.
- Попробую включить наш фен в розетку. Стас, нажми на кнопку. Заработал. Ева, надевай фартук, ты будешь парикмахером. Помоги посушить Фее волосы. Теперь Фея, ты можешь идти с нами дальше.
5. Физкультминутка «Ток бежит по проводам».
Воспитатель: - А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на верёвке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Телевизор, пылесос,
Ток энергию принёс.
Воспитатель: - А теперь покажем, как бежит ток, когда включены электроприборы. Положите «провод» на пол, взялись за руки, побежали. (Повторение). Даня, собери наш провод.
6. «Уголок безопасности». (Просмотр презентации)
- Ребята, если не правильно обращаться с нашими помощниками, то наши друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно. А сейчас присаживайтесь, посмотрим слайды и вы расскажите о правилах обращения с электроприборами.
- Что означает этот слайд? (Нельзя пальцы вставлять в розетку).
- Какое правило можно сказать здесь? (Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы).
- О чем говорит эта картинка? (Нельзя оставлять электроприборы без присмотра).
- Какое стихотворение мы знаем о розетке?
Гвоздик или пальчик
В розетку не вставлять.
Электричество опасно
Это каждый должен знать
- Назовите главное правило обращения с бытовыми электроприборами для дошкольников. (Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.)
7. Опыты
- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в лабораторию, где мы научимся ловить доброе электричество.
Опыт 1.
- Посмотрите, чудеса, на узенькой полочке лежит шарик и не падает. А давайте, и эти шарики тоже положим рядом. (Дети пытаются положить шарик на узкую полочку).
- Почему этот шарик лежит, а ваши шарики падают? (Предположения)
- Это потому, что я его превратила в волшебный, наэлектризованный. А наэлектризованные предметы то всему притягиваются и удерживаются на такой узкой полочке. Посмотрите, как я делала. Стас, бери шарик, потри его о волосы и приложи к стене той стороной, которой натирала. Теперь все возьмите по шарику, потрите и уложите на полочку. Все шарики лежат, слегка опираясь на полочку. Вот и ваши шарики стали волшебными, наэлектризованными.
Как вы их сделали такими? (Ответы детей)
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, наэлектризовался, поэтому притянулся к стене и не падает с полочки.
- А давайте попробуем другие предметы сделать электрическими.
Опыт 2.
Посмотрите, на столе лежат пластмассовые линейки, кусочки шерстяной ткани и тарелочки с кусочками бумаги.
- Поднесите расческу к кусочкам бумаги.
- С бумагой что-то происходит? (нет).
- Сейчас мы сделаем эти обычные линейки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им линейку. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги.
- Что происходит с бумагой? (бумага притянулась к линейке).
- Как линейка стала электрической? (её натерли тканью)
Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в шерстяной ткани. Молодцы! Вы опять поймали электричество.
- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное, с ним можно и поиграть)
8. Художественный труд
А сейчас я приглашаю вас и тебя Фея в мастерскую игрушек. И предлагаю превратить эти использованные и ненужные компьютерные диски в игрушки. Это будет наш подарок куклам. В мастерской работает четыре цеха. Первый - для изготовления игрушки солнышко, здесь – божьей коровки, за этим столом – рыбки, а здесь – парашюта. Выбирайте себе дело по желанию!
(Работа детей)
Воспитатель: А теперь берите свои поделки, покажите их гостям и скажите: «До встречи в зале на Дне рождения!».