Ольга Юрьевна Кулинка
Конспект НОД в старшей группе «Душевная красота»
▼ Скачать + Заказать документы
Кулинка Ольга Юрьевна
Тема: Душевная красота.
Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Цель: развитие нравственных качеств личности ребенка, формировать позитивное, гармоничное отношение ребенка к социальному миру взрослых и сверстников.
Задачи:
Вызвать у детей желание совершать добрые поступки ради обретения внутренней красоты через использование образов героев сказок (положительных и отрицательных).
Учить понимать меткость пословиц о добре.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Душевная красота“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Развивать речь, словарный запас.
Воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым.
Оборудование:
Иллюстрации к сказке «Айога», макет элементов нанайского стойбища, картинкт с изображением сказочных героев, индивидуальные зеркала, стакан с водой, соль, свеча из папье-маше.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Айога».
2. Знакомство детей с пословицами о взаимопомощи, доброте, их смыслом.
Воспитатель с детьми встают в круг.
В. : Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, но здороваться мы будем не как всегда, мы будем говорить друг другу то, что нам больше всего нравится. Например, мне нравится, что Дима всегда веселый и я говорю: «Доброе утро веселый и жизнерадостный, Дима», Со словами приветствия я буду передавать свечу Диме, в ответ он должен поблагодарить, и со словами приветствия передать следующему.
(Дети могут назвать и внешние качества товарищей, например, красивые глаза, длинные волосы, красивое платье, не стоит их поправлять.)
После завершения приветствия воспитатель предлагает детям загадать доброе желание не для себя,а для своего товарища (вслух не произносить) и подуть на свечу всем вместе.
В: Ребята, я приготовила для вас картинки с изображением героев сказок, которые вы все хорошо знаете. Посмотрите на них и скажите, вы их узнаете?
Д: Да.
Игра «Разложи картинки».
В. : Давайте с вами попробуем разложить их на две группы, в одну отберем красивых героев, а в другую – некрасивых. (Дети выполняют задание).
В. :Молодцы, ребята, вы справились с заданием, а теперь давайте отложим в сторону только добрых героев и посмотрим, что же у нас получится.
(Дети выбирают добрых героев сказок).
В. : Почему вы выбрали именно этих героев? (Дети объясняют).
В. : Посмотрите, что у нас получилось, среди добрых героев у нас оказались и красивые и совсем не красивые, например, чудище из аленького цветочка, водяной, царевна-лягушка, домовенок, Карлик-нос.
А теперь отложите злых героев. (Дети выбирают злых героев). Почему вы выбрали именно этих героев? (Дети объясняют).
В. : Посмотрите, что у нас получилось. Почему среди злых у нас оказались и некрасивые и красивые герои? (Снежная королева, Царица из сказки о мертвой царевне, принцесса из «12 месяцев»).
В. : Почему так получилось, как вы думаете? (Дети высказывают свои мнения).
В. : Давайте мы с вами сегодня в этом разберемся. И я приглашаю вас перенестись на другой берег Амура в нанайское стойбище. Вы хотите? Мы узнаем, как живёт коренной народ Приамурья, а поможет нам в этом нанайская народная сказка «Айога». Эта сказка появилась в нанайском селении, стойбище очень давно (перед детьми находится макет, отображающий быт нанайцев). Воспитатель выразительно читает сказку «Айога», демонстрируя иллюстрации к ней.
Вопросы по содержанию сказки:
Как называется сказка, которую вы услышали?
Кто такаяАйога?
Почему Айога превратилась в гуся?
Что необычного было в сказке, что вас удивило?
Хотели бы вы дружить с Айогой?
А кто-нибудь из вас похож на эту девочку?
Как вы считаете, кто из девочек в сказке был красивым по - настоящему?
Физкультминутка:
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
В. : А теперь давайте вспомним, каким образом мы сегодня приветствовали друг друга?
Д. : Мы называли положительные (хорошие) качества другого человека.
В. : Помните, вы называли не только хорошие качества и черты характера, вы называли и внешние черты, которые вам нравятся у человека. Скажите, а можно полюбить или подружиться с человеком из-за красивого платья? А если он заступается за слабых и всем делится с друзьями? (Высказывания детей). Каждый из нас говорил о положительном качестве другого человека, о чём - то хорошем, что есть в нас, это делает нас красивыми? (Предположения детей). Красота это не только то, что мы видим глазами: красивая одежда, милая улыбка, украшения. Это наше с вами отношение к людям: родителям, сёстрам и братьям, бабушкам и дедушкам, друзьям и т. д. Хорошие поступки, помощь, добрые слова могут сделать нас с вами красивыми внутри?
Д. : Да.
В. : Душа наша начинает светиться и привлекать в себе людей, если мы делаем другому добро, если совершаем хорошие поступки. Вы еще маленькие, но и вы можете совершать добро. Скажите, ребята, какие добрые поступки вы можете совершить? (Дети высказывают свое мнение).
В. :Да, действительно, настоящая красота внутри нас. Неспроста в русской народной пословице говорится «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож».
- Как вы понимаете значение этой поговорки? (ответы детей, совместный анализ сказанного) .
У каждого из вас на столе стоит зеркало, давайте немного поиграем с ним.
Игра называется «Я самая красивая (красивый)».
Далее воспитатель демонстрирует, что надо делать. Глядя в зеркало произносит: «Я самая красивая, потому что стараюсь совершать добрые поступки». Дети по аналогии, по очереди проделывают то же самое, но называя свои положительные качества.
В. : Ребята, вам понравилась эта игра? Старайтесь не забывать то, о чём вы сказали зеркалу, а быть такими ежедневно.
А сейчас ребята я хочу предложить вам небольшой эксперимент. У меня есть стакан с водой, посмотрите. Давайте представим, что вода это ваши отношения с мамой и папой, сёстрами и братьями, друзьями и другими людьми, которые вас окружают, они такие же чистые, как вода. А еще у меня есть соль. Соль – это плохие поступки, обидные слова и вообще всё плохое, что есть в нас. Сейчас я эту соль высыплю в стакан с водой и размешаю. Так всё нехорошее растворяется в наших отношениях с близкими людьми. Скажите, ребята, видно ли нам, что вода в стакане изменилась?
Д. : Нет.
В. :А теперь давайте попробуем её на вкус. Какая она на вкус?
Д. : Она стала соленой, и пить её нельзя – она испортилась.
В. : Так и наши отношения с людьми портятся, становятся плохими.
А можно ли всё исправить сейчас, можно ли достать соль из стакана.
Д. :Нет, нельзя.
В. : А как вы думаете, можно ли исправить отношения которые стали плохими? Как это можно сделать?
Д. : Помириться, попросить прощения, поговорить.
В. :Лучше совершать хорошие поступки, помогать близким и друзьям, и не ссориться.
В. : Давайте с вами вернемся к нашим сказочным героям. Почему у нас получилось, что красивые герои оказались злыми? (Мнения детей).
В. : А почему некрасивые оказались у нас среди добрых? (Мнения детей).
В: А как вы думаете, что важнее внешняя красота человека или внутренняя, красота его души? (Мнения детей). Получается, что у человека главное не то, как он выглядит, какая у него одежда, глаза или волосы, а главное какой он изнутри, какая у него душа.
В. : Давайте вспомним, чему мы с вами узнали сегодня.
Что нужно, чтобы быть красивым человеком?
Что вам больше всего понравилось из нашего занятия?
(Педагог спрашивает мнение детей).
Я благодарю вас, ребята, за то, что вы не боялись говорить то, о чем думаете, высказывать свое мнение. И я рада, что сегодня в нашей группе оказалась так много красивых людей. Спасибо!