кухаренко ирина
Конспект НОД в средней группе «Развитие речи в устном народном творчестве»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством на примере небылиц, потешек.
Задачи.
1. Развивать речь детей путём инсценировки знакомой сказки, потешки, рассказывания небылиц.
2. Продолжать учить детей отгадывать загадки, узнавать знакомые сказки и их персонажей.
3. Учить вспоминать и рассказывать сюжет сказки, передавать в голосе речевые интонации.
4. Развивать диалогическую и монологическую речь.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Развитие речи в устном народном творчестве“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Оборудование: цветок (цветик-четырёхцветик, картинки к небылицам, игрушки, костюмы для инсценировки сказки «Колобок», «изба».
Предварительная работа: чтение и заучивание небылиц.
Ход.
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А давайте с гостями поздороваемся!
Дети: Здравствуйте, гости желанные!
Воспитатель: Желанному гостю всегда рады! А ещё чему мы, просыпаясь, радуемся?
Дети: Солнышку!
Воспитатель: Давайте его поприветствуем.
- Здравствуй, солнце золотое! (Дети поднимают одну руку вверх)
- Здравствуй, небо голубое! (Дети поднимают вторую руку)
- Здравствуй, вольный ветерок! (руки вверху, изображаем ветер)
- Здравствуй, маленький дубок! (приседаем)
- Мы живём в родном краю! (Разводят руки в стороны)
- Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Ребята у нас сегодня в гостях фея со сказочной страны, и она спешит нам что то сообщить.
Фея: Здравствуйте дети, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок, Цветик-четырёхцветик, он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить задания. Дети, помогите мне пожалуйста»
Ребята, поможем фее? (Да)
Но для этого нам нужно будет отправиться в сказочную страну.
Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:
«Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели,
Вели, чтобы мы оказались в сказочной стране».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво. А вот и тот самый цветок (на доске) посмотрите какой он скучный, некрасивый, поможем его расколдовать?
(Берем первый лепесток, и смотрим задание)
1 лепесток Расскажите небылицу по картинкам.
Ребята, а что такое небылица? (Ответ детей).
1. Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Сам на лошадке, жена на коровке
Дети на телятках, внуки на козлятках
Съехали с гор, развели костер
Кушают кашку, слушают сказку. 2. С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше. 3. А большой лохматый пёс
Конуру с собой принёс
В ней стирал штанишки
Для малютки мышки. 4. Как в печи петух пироги печёт
Кошка на окошке рубашку шьёт
Поросёнок в ступе горох толчёт
Конь у крыльца в три копыта бьёт
Курочка в сапожках избу метёт.
5. Ям-тирьям-тирьям в коляске
Два усатых свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом.
6. Шёл я как-то по дороге
Много видел я чудес
На берёзу ёж залез
Свил гнездо и как ворона,
Каркнул громко и мудрёно.
7. Чики-чики чикалочка
Едет гусь на палочке
Уточка на дудочке
Курочка на чурочке
Зайчик на тачке
Мальчик на собачке.
8. Над землёй арбуз летит
Он чирикает, свистит
«Я-горчица, Я – лимон,
Я закрылся на ремонт».
Воспитатель: Молодцы ребятки, вы справились с первым заданием (переворачивает лепесток другой стороной)
Ребятки, посмотрите, лепесток окрасился. Сейчас я его прикреплю к цветку.
Воспитатель: Возьму ещё лепесток, что же здесь за задание.
2 лепесток «Угадайте потешку по мелодии» (Жили у бабуси – два весёлых гуся). Дети угадывают.
Воспитатель: Давайте поиграем…. (Танец – игра «Жили у бабуси»)
1. Жили у бабуси
Два весёлых гуся,
Один-серый,
Другой-белый,
два весёлых гуся (Покачивание из стороны в сторону. «пружинки» по очереди.
2. Вытянули шеи
У кого длиннее
Один-серый
Другой – белый
У кого длиннее (Поглаживание по шее).
3. Мыли гуси лапки
В луже у канавки,
Один-серый,
Другой-белый, (Выставляют по очереди ноги на пятку)
Спрятались в канавке (Присесть, закрыв лицо руками)
4.. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!
Один-серый,
Другой-белый,
Гуси мои, гуси!» (Пальцы рук у висков, покачивание головой вправо-влево. «Бабуся плачет». Потирая кулачками глаза).
5.. Выходили гуси
Кланялись бабусе,
Один-серый,
Другой-белый,
Кланялись бабусе (Покачивание из стороны в сторону «пружинки» по очереди, «бабуся гладит гусей»).
Воспитатель: Посмотрите, второй лепесток окрасился. Какого он цвета? Сейчас я его прикреплю к цветку.
Возьму третий лепесток посмотрю задание
3 лепесток «Сказку вспомнить нужно»
«Сказки просят:
- А сейчас, Вы, друзья,
Узнайте нас!»
(Назовите название сказки, и найдите героя из этой сказки).
1. «Ах ты Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко…»
(«Петушок – золотой гребешок») (герой Кот, Лиса). 2. «А дорога – далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок…»
(Медведь и Маша») (герой Медведь). 3. «Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов!»
(ТЕРЕМОК) (герой лягушка). 4. Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех, кроме рыжей.
(Колобок) (герой заяц, волк).
Молодцы ребятки, мы справились с заданием (переворачивает лепесток другой стороной)
Ребятки, посмотрите, лепесток окрасился. Сейчас я его прикреплю к цветку.
Воспитатель: Молодцы. И последний наш лепесток.
4 лепесток «Покажите русскую народную сказку».
Действующие лица: Колобок, бабушка, дедушка, сорока – белобока, заяц, волк, медведь, лиса.
Реквизит: Домик, стол, стульчики, чайник, чашечки, половички. Костюмы для бабушки, дедушки, Колобка. Костюмы для зверей. Елочки, пеньки.
Сценарий.
Ведущий: Уважаемые зрители! Сегодня мы покажем вам спектакль: сказку «Колобок» на новый лад.
Ведущий: Жили, были дедушка и бабушка. Жили – поживали, добра наживали.
Попросил дедушка бабушку испечь колобок.
(Дедушка и бабушка сидят за столом).
Дед: Бабушка испеки мне колобок.
Бабушка: - Да из чего испечь-то? Муки нет.
Дед: - Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется.
Бабуля так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
(Уходит за домик).
Ведущий: Пошла бабушка по амбару помела, по сусекам поскребла и наскребла муки на колобок. Замесила тесто на сметане, скатала колобок, испекла его в масле и посадила остывать.
Ведущий: Пошел запах от колобка по всему лесу. Донесся до сороки.
(Вылетает сорока – белобока).
Сорока: Какой запах, какой запах!
Ведущий: И понесла сорока весть о вкусном и румяном колобке по всему лесу.
Надоело колобку лежать, вот он и покатился по дорожке.
(Дедушка и бабушка смотрят в след и изображают горе).
Ведущий: Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему заяц. Увидел заяц колобка, такого румяного, вкусного и говорит.
Заяц: Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок: не ешь меня, я тебе песенку спою, садись на пенек.
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
На сметане мешен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
И от тебя убегу.
Ведущий: И покатился колобок дальше, только заяц его и видел.
Катится колобок по тропинке, а навстречу ему волк. Подошел волк к колобку, понюхал его и говорит.
Волк: Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня серый волк, я тебе песенку спою, садись на пенек.
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
На сметане мешен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
И от зайца ушел,
И от тебя убегу.
Ведущий: и покатился колобок дальше, только волк его и видел. Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь. Подошел медведь к колобку, понюхал его, посмотрел какой колобок румяный, вкусный и говорит.
Медведь: Колобок, колобок! Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня косолапый, я тебе песенку спою, садись на пенек:
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
На сметане мешен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
И от тебя убегу.
Ведущий: И покатился колобок дальше, медведь только в след ему посмотрел.
Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса. Подошла лиса к колобку, понюхала его и говорит.
Лиса: Здравствуй колобок! Какой ты румяный, вкусненький. Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня рыжая, я тебе песенку спою, садись на пенек.
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
На сметане мешен,
Я от дедушки ушел.
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел
И от тебя убегу.
Лиса: Не пущу, съем!
(Соскакивает с пенька, загораживает дорогу колобку).
Колобок: Да не ешь меня. Пойдем лучше к моей бабушке, она тебя пирожками угостит.
(Идут по дорожке).
Ведущий: Идут они по дорожке, видят медведь стоит. Медведь как зарычит.
Медведь: Вы куда?
Колобок с лисой: В гости к бабушке она нас пирожками угостит.
Медведь: Возьмите меня с собой!
Колобок с лисой: Пойдем.
Ведущий: Идут они по лесной дорожке, а навстречу им волк идет, зубами стучит от голода. Волк их спрашивает.
Волк: Вы куда?
Колобок, лиса, медведь: В гости к бабушке, она нас пирожками угостит.
Волк: Возьмите меня с собой.
Колобок, лиса. Медведь: Пойдем.
Ведущая: И пошли они все вместе по лесу дальше. Видят, зайчик стоит, голодно ему. Зайка увидел колобка и зверей спрашивает?
Зайка: Вы куда?
Колобок, лиса, медведь, волк: Пойдем с нами. Мы к бабушке идем, она нас пирожками угостит.
Зайка: Возьмите меня с собой.
Волк, лиса и медведь: Пойдем.
(Идут по дорожке).
Ведущий: И пошли они все вместе по дорожке, видят сорока-белобока летит, спрашивает: вы куда идете?
Колобок, лиса, медведь, волк, заяц: в гости к бабушке, она нас пирожками угостит.
Колобок, лиса, медведь, волк, заяц: Пошли.
Ведущая: И пошли они все вместе по дорожке к бабушке и дедушке. Увидели дедушка с бабушкой, что колобок вернулся, обрадовались. А колобок и говорит.
Колобок: Меня звери съесть хотели, но не съели. Бабушка угости нас пирожками.
Бабушка: Хорошо.
(Бабушка берет разнос с пирожками и выносит зверям и птицам).
Ведущая: Вот такая наша сказка. И колобок остался цел и звери сыты. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.
- Справились мы и с этим заданием и посмотрите наш «Цветик – Четырёхцветик» стал разноцветным.
Итог НОД
- Вот и расцвёл «Цветик- четырёхцветик», смотрите Фея стала радостная, благодарит вас, а вы получили много знаний и умений. А какое задание вам понравилось больше всего?
Но нам надо возвращаться в детский сад, давайте произнесем волшебное заклинание:
Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели,
Вели, чтобы мы оказались в детском саду.
Воспитатель: Ребята, Вы большие молодцы, спасибо Вам!
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Детский сад № 2 с. Ленинское».
«Развитие речи в устном народном творчестве».
Кухаренко И. В.
2018 год.