Вера Хачатрян
Конспект НОД по музыке в средней группе «Прогулка в весенний лес»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №38, г. Твери
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
Тема: «Прогулка в весенний лес»
Средняя группа
Музыкальный руководитель МБДОУ д/с №38,г. Твери
Хачатрян Вера Алексеевна
2021г.
Интеграция с образовательными областями: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект НОД по музыке в средней группе „Прогулка в весенний лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье сберегающие технологии, использование ИКТ для активизации познавательной деятельности детей.
Программное содержание :
1. Обучающие задачи:
1.1. Слуховое восприятие:
-способствовать самостоятельно определять настроение, характер произведения.
1.2. Вокально-певческие навыки:
-упражнять в чистом пропевании постепенного и скачкообразного движения мелодии;
-формировать умение петь коллективно с музыкальным сопровождением и выполнять движения по показу взрослого;
1.3. Музыкально-ритмические навыки :
-учить детей двигаться ритмично в соответствии с характером музыки;
-формировать умение самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой.
1.4. Ознакомление с музыкальным искусством :
-знакомство детей со звуками весеннего леса через ИКТ.
2. Развивающие задачи:
2.1. Слуховое восприятие:
-развивать умение внимательно слушать музыку;
-развивать ритмический, динамический, звуковысотный слух;
-развивать эмоциональность, музыкальную память.
2.2. Музыкально-ритмические навыки :
-упражнять в умении передавать в движении характер музыки;
-расширять двигательный опыт;
-развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.
2.3. Развитие творческих способностей:
-способствовать развитию мышления, памяти, воображения при музицировании на детских музыкальных инструментах;
-содействовать проявлению самостоятельности и творческому выполнению заданий.
2.4. Развитие мелкой моторики:
- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
3. Воспитательные задачи:
-воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальной деятельности;
-воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательные отношения между детьми;
-воспитывать в детях активность, творчество;
-воспитывать общую, музыкальную, речевую, двигательную культуру, эстетическое отношение к окружающему миру.
4. Речевые задачи:
-развивать умение строить связные высказывания о характере музыки;
-развивать умение давать полный ответ на вопросы педагога.
Оборудование: магнитофон, телевизор, компьютер.
Демонстрационный материал: игрушки-медведь, заяц, лиса, птицы,
Раздаточный материал: детские музыкальные инструменты, ленты на палке по количеству детей.
Предварительная работа: разучивание попевки «Солнышко» муз. и сл. Макшанцевой, песни «Пришла весна», музыка и слова З. Б. Качаевой; изготовление ленточек на палочках; подготовка музыкального репертуара; создание видео-презентации; подготовка и украшение зала под весенний лес.
Структура: (части и предполагаемое их время) занятия:
1 часть - вводная -5 минуты
2 часть – основная-12 минут
3 часть – заключительная-3 минуты
Итог занятия-2 минуты
Общее время занятия:20 минут
Резервное время: 5 минут
Содержание занятия:
1. Музыкально-ритмические движения под песню-хоровод «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. В. Кукловской; упражнение «боковой и прямой галоп» под музыку «Смелый наездник», музыка Р. Шумана.
2. Музыкальное приветствие.
Валеологическая песня-распевка «Доброе-утро». А. Арсеньевой.
3. Речевое музицирование на ритмических палочках под песню «Две лошадки», слова Н. Кучинской, музыка Ф. Лещинской.
4. Музыкотерапия «Звуки весеннего леса»
5. Слушание «Мишка косолапый»(поет музыкальный руководитель, воспитатель показывая движения)
6. Музыкальная игра «Кто идет?» : музыка по выбору музыкального руководителя.
7. Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент»
8. Игра на муз. инструментах под песню «Добрый мастер».
9. Пальчиковая гимнастика с применением технологии Су-Джок.
10. Песенное творчество: пение «Солнышко» муз. и сл. Макшанцевой.
11. Танцевально-игровое творчество: игра-танец «Солнечные лучики».
Ход занятия
Содержание Методы и приёмы
Вводная часть.
Слайд 1. «Детский сад №38»
Дети заходят в зал под музыку «Весенний хоровод», музыка и слова С. Насауленко, идут хороводом за музыкальным руководителем и образуют круг.
Музыкальный руководитель. Поё т: "Здравствуйте ребята!"(восходящая секвенция от ноты «До»)
Дети. Распевают трезвучие: "Здра-вствуй-те!"
Музыкальный руководитель.
Как я рада вас видеть. Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Пришла весна. Дети и взрослые радуются пробуждению природы. Давайте пожелаем всем «Доброго утра». Я буду вам показывать движения, а вы за ней повторяйте.
Музыкальное приветствие.
Валеологическая песня-распевка «Доброе-утро». А. Арсеньевой.
1. Доброе утро! -разводят руки в стороны
Улыбнись скорее! -и слегка кланяются друг другу.
И сегодня весь день -«пружинка».
Будет веселее. –поднимают руки вверх.
2. Мы погладим лобик,-выполняют движения по тексту.
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми, -наклоны головы к правому
Как в саду цветочки! И левому плечу поочередно.
3. Разотрём ладошки -движения по тексту.
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! -разводят руки в стороны.
А теперь давайте попробуем под музыку. Надежда Васильевна будет вам показывать, а вы за ней повторяйте и подпевайте.
Второй раз дети поют и выполняют движения по показу воспитателя.
Основная часть.
Музыкальный руководитель : Посмотрите, ребята, в окно. Какое время года сейчас? А какой месяц (Ответы детей)
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
(С. Маршак)
Музыкальный руководитель : А как вы думаете, что сейчас происходит в весеннем лесу? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель.
Я предлагаю вам отправиться в весенний сказочный лес и посмотреть, как хорошо в лесу весной. Хотите? (Ответы детей)
А на чем же мы доберемся до весеннего леса?
(Выслушать предложения детей)
Давайте поедем на лошадях.
Музыкально-ритмические движения.
Упражнение «боковой и прямой галоп» под музыку «Смелый наездник», музыка Р. Шумана.
А еще нам помогут ритмические палочки (показывает на ритмические палочки, разложенные на середине ковра) Ну, что готовы? (Ответы детей). Садитесь поскорее в круг.
(Музыкальный руководитель берет две палочки и садиться с детьми на пол). Ребята я вам буду показывать, а вы за мной повторяйте.
Речевое музицирование на ритмических палочках под песню «Две лошадки», слова Н. Кучинской, музыка Ф. Лещинской.
Скачут, скачут две лошадки, но, но, но!
Мчатся, мчатся без оглядки, но, но, но!
Скачут, скачут в новый город, цок, цок, цок!
Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!
Вы лошадки нас возьмите, да, да, да!
Быстро, быстро нас домчите, да, да, да!
Слайд 2. Весенний лес.
Муз. рук: Вот мы с вами и приехали в весенний лес.
(Воспитатель собирает ритмические палочки)
Взгляните, как красиво вокруг
Уже зеленеют деревья и луг.
Пришла к нам весёлая гостья весна
Лесные жители проснулись от зимнего сна.
Ребята, давайте немножко отдохнем и насладимся звуками весеннего леса. Ложитесь на лесную поляну
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и слушают звуки весеннего леса.
Музыкотерапия «Звуки весеннего леса»
Музыкальный руководитель : Ребята, слышите ручеек бежит, садитесь посмотрим на эту красоту
Слушание «Ручеек», слова и музыка Жанны Колмаговой.
Просмотр видеопрезентации под песню «Ручеек», слова и музыка Жанны Колмаговой
Музыкальный руководитель :
Ребята, слышите кто к нам сюда идет, кто-то песенку поет (берет в руки игрушечного медведя).(Ответы детей)
Слушание «Мишка косолапый»(поет музыкальный руководитель, воспитатель показывая движения)
Мишка косолапый по лесу идет
Шишки собирает песенку поет.
Топ-топ-топ-топ, по лесу идет.
Топ-топ-топ-топ, песенку поет.
Шишка отскочила прямо мишке в лоб
Мишка рассердился и ногою топ.
Топ-топ-топ-топ, по лесу идет.
Топ-топ-топ-топ, песенку поет.
Топ-топ-топ-топ, по лесу идет.
Топ-топ-топ-топ, песенку поет.
Музыкальный руководитель : Ребята, мишка посмотрите мишка принес с собой музыкальный бубен. Давайте на нем все будем дружно играть и лесных жителей к мишке в гости приглашать.
Музыкальная игра «Кто идёт?».
1. Бубен в руки я возьму и на нем играть начну.
(Музыкальный руководитель играет на бубне ритмический рисунок, затем показывает игрушечного зайца, подпевая русскую народную песню «Зайчик»).
Начинаем превращенье
Всем лесным жителям на удивленье
На большой лесной лужайке
Весело играют зайки
Покажите-ка ребята
Как же прыгают зайчата.
Упражнение «Зайчик». (упражнение показывает музыкальный руководитель)
2. Бубен в руки я возьму и на нем играть начну.
(Музыкальный руководитель играет на бубне ритмический рисунок, затем показывает игрушечную лису, проговаривая :
Рыжехвостая лисичка
Очень хитрая лисичка
Хвостиком красиво машет
Ходит как лисичка наша
Упражнение «Лисичка идёт» (упражнение показывает музыкальный руководитель)
3. Бубен в руки я возьму и на нем играть начну.
(Музыкальный руководитель играет на бубне ритмический рисунок, затем показывает игрушечную лису, проговаривая :
Прилетели птички,
Птички невелички,
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
Упражнение «Птички летают» (упражнение показывает музыкальный руководитель)
Музыкальный руководитель : Ребята, а у мишки в избушке есть музыкальные игрушки. Кто игрушки по слуху узнает, тот на них и поиграет. Мишка пойдет в домик на музыкальных инструментах играть, и будет в окошко вам инструменты раздавать. А вы присаживайтесь на лесную поляну.
Музыкальный руководитель вместе с игрушечным медведем подходит к домику и начинает поочередно играть на музыкальных инструментах.
Музыкально-дидактическая игра «Узнай инструмент»
Музыкальный руководитель играет на ложках ритмический рисунок, проговаривая :
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких (ложках).
Дети узнают по слуху, воспитатель раздает ложки.
Муз. рук. играет на погремушках, проговаривая :
А теперь ушки на макушке,
Звенят веселые (погремушки).
Воспитатель раздает погремушки.
Муз. рук. играет на бубне, проговаривая :
Бьют в него-не барабан,
Солнце встретит с ним шаман,
И на празднике он будет-
Скрипкам подыграет (бубен).
Воспитатель раздает бубны.
Муз. рук. играет на колокольчике, проговаривая :
Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его-молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать.
Слышен, будет перезвон:
«Дили-дон, дили-дон»(колокольчик)
Воспитатель раздает колокольчики.
Музыкальный руководитель : А теперь, дружно встанем в полукруг. Инструменты мы возьмем и на них играть начнем. (Музыкальный руководитель показывает приемы игры на ложках, погремушках, бубнах и колокольчиках)
Тук-тук, туки-туки.
Тук-тук, туки-туки. (муз. рук. играет на ложках)
Дзинь-дзинь погремушки.
Дзинь-дзинь погремушки. (муз. рук. играет на погремушке)
Шлеп-шлеп.
Шлеп-шлеп. (муз. рук. играет на бубне)
Дзинь-дзинь колокольчик.
Дзинь-дзинь колокольчик. (муз. рук. играет на колокольчике).
Игра на муз. инструментах под песню «Добрый мастер».
После игры на музыкальных инструментах воспитатель собирает музыкальные инструменты в корзину.
Музыкальный руководитель : Ребята, посмотрите, под кустом ежик сидит, да на вас глядит. Давайте поиграем с ним.
Музыкальный руководитель раздает шишки-ежики.
Пальчиковая гимнастика с применением технологии Су-Джок под музыку «Ах, вы сени», рус. нар. мелодия.
Катиться колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек
По ладошки бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Круговые движения шариком по ладошкам)
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда.
Мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж
В темный лес, где ты живешь!
(поочередно катают по обеим рукам).
Музыкальный руководитель : Ребята, а кого мы можем еще встретить в лесу, кроме лесных жителей? (ответы детей). А чтобы узнать, отгадайте загадку.
Теплый, ласковый дружок.
Красно-огненный кружок
Растопил он лед в оконце
Как зовут, не знаешь? (солнце).
Музыкальный руководитель вешает грустное солнце на избушку.
Музыкальный руководитель. Ребята, что с нашим солнышком случилось. Вы знаете, почему оно грустное? Чтобы порадовать солнышко, я предлагаю спеть солнышку песенки и позвать с собой на прогулку в лес. А до начала давайте распоемся.
Песенное творчество: пение «Солнышко» муз. и сл. Макшанцевой.
Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети.
Будут на лужайке
Цветы цвести.
Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети.
Будут все ребята
Венки плести.
Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети.
Будет много ягоды
В лесу расти.
Заключительная часть.
Музыкальный руководитель : Ребята, посмотрите, солнышко вновь нам улыбнулось. (Муз. рук. показывает улыбчивое солнце). А сколько лучиков у солнышка? (Ответы детей).
Заключительная часть.
Музыкальный руководитель. Давайте возьмем в руки ленточки и поиграем с солнышком. А вот какие движения нужно выполнять подскажут вам слова в песне.
Танцевально-игровое творчество: игра-танец «Солнечные лучики», музыка Чугайкиной.
1. Маленькие лучики (ИДУТ ПО КРУГУ С ЛЕНТОЧКАМИ)
Мы поймали в рученьки.
По дорожке мы идём,
Песню весело поём!
ПРИПЕВ:
Лучик справа, лучик слева, (ВЗМАХИ СПРАВА-СЛЕВА)
Ярко лучики горят.
Будто солнце прилетело (КРУЖАТСЯ)
К нам на праздник в детский сад!
2. Озорные лучики (ИГРАЮТ С ЛЕНТАМИ ПЕРЕД СОБОЙ)
Пляшут в наших рученьках.
Слышат нашу песенку
И смеются весело!
ПРИПЕВ:
Лучик справа, лучик слева, (ВЗМАХИ СПРАВА-СЛЕВА)
Ярко лучики горят.
Будто солнце прилетело (КРУЖАТСЯ)
К нам на праздник в детский сад!
3. (ПОЛОЖИЛИ ЛЕНТОЧКИ ВОЗЛЕ СЕБЯ)
Ой, как жарко рученькам, (СМОТРЯТ НА РУЧКИ)
От горячих лучиков.
Пусть ладошки отдохнут, (ТАРЕЛОЧКИ)
А потом плясать начнут.
ПРИПЕВ:
Лучик справа, лучик слева, (ВЗМАХИ СПРАВА-СЛЕВА)
Ярко лучики горят.
Будто солнце прилетело (КРУЖАТСЯ)
К нам на праздник в детский сад!
Музыкальный руководитель. Молодцы ребята. Ну, а мы не унываем и всех лесных жителей на пляску приглашаем.
Танец «Каблучок», Ю. Селиверстова.
Музыкальный руководитель : Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Идти пешком будет очень долго, поэтому я предлагаю воспользоваться волшебством нашего солнышка. (Музыкальный руководитель берет солнышко). Давайте все вместе скажем:
-Солнышко ярко светит,
Волшебство начинает,
Раз, два, три, четыре, пять
В детском саду очутимся опять.
Дети проговаривают слова, звучит волшебная музыка. Меняется слайд «Детский сад №38.
Ну вот, мы опять в детском саду.
Итог занятия.
Ребята, вам понравилось путешествие по весеннему лесу? (Ответы детей). А кого мы встретили в лесу (Выслушать ответ).А что вам больше всего запомнилось во время путешествия по весеннему лесу (Выслушать ответ).Мне тоже очень приятно было с вами путешествовать, и на память мне хотелось бы подарить вам вот эти раскраски с изображением весеннего леса. Ну, а на прощанье предлагаю спеть:
-До свидания (музыкальный руководитель поет в пределах нисходящей секвенции).
Дети (поют) :
-До свидания (музыкальный руководитель поет в пределах нисходящей секвенции и взявшись за руки за воспитателем выходят из зала).
Литература:
1. М. Б. Зацепина, Г. Е. Жукова «Музыкальное воспитание в детском саду», средняя группа-«Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва 2018»
2. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения.
3. «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками», Тютюнникова Т. Э., 2004
4. Журнал «Справочник музыкального руководителя»