Наталья Денисова
Конспект НОД в разновозрастной группе «Путешествие в прошлое куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- приобщать детей дошкольного возраста к русской народной культуре;
- помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;
- активизировать словарь детей за счё т слов: кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная;
- развивать мелкую моторику рук;
- помочь детям изготовить тряпичную куклу «Пеленашку».
Публикация «Конспект НОД в разновозрастной группе „Путешествие в прошлое куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребятки, приглашаю всех на новую встречу, на которой мы будем продолжать творить чудеса нашими руками.
А о чём мы будем сегодня разговаривать вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка: Есть ноги, но не ходит
Есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость,
Но сама не радуется. Что это?
Дети: Кукла.
Воспитатель: А собрались мы для забавушки
Чтоб узнать, как жили наши бабушки,
Как делали кукол ярких,
Да самим смастерить подарки.
Воспитатель достаёт куклу и вместе с детьми рассматривает её.
Воспитатель задаё т детям вопросы:
- Зачем нам нужна кукла?
- Из каких частей состоит кукла?
- С кем можно сравнить куклу?
Воспитатель: Молодцы. Дети как называлось помещение, в котором жили люди в старину? (показать картинку избы).
Дети: дом, изба.
Воспитатель: Правильно. Мы сейчас с вами будем строить дом.
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём, чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
Солнце было
Дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим в окошко нашего дома, что мы видим.
Девочка сидит на подушечке и укачивает куклу.
Колыбельная:
Люли- люли- люлиньки,
Летят гули вон, вон
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать.
Воспитатель: Ребята, какую песенку поёт девочка?
Дети: Колыбельную.
Воспитатель предлагает детям подойти к девочке.
Рядом с девочкой стоит сундучок.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это за сундучок?
Давайте сядем вокруг него и рассмотрим, что там внутри.
Этот сундучок нам прислали из волшебной страны.
Чтоб открыть сундучок нужно сказать волшебные слова:
Сундучок, сундучок
Позолоченный бочок.
Расписная крышка,
Медная задвижка.
Раз, два, три сундучок отопри.
Воспитатель открывает крышку сундучка. Заглядывает в сундучок.
Воспитатель: Дети, волшебная страна называется «Кукляндия».
Как вы думаете, кто живёт в этой стране?
Правильно куклы.
Давным- давно, когда не было ни пластмассы, ни стекла,
Ни красок человек делал куклу сам из глины, из соломы,
Из дерева, лоскутков собственной старой одежды.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками оберегали дом и семью.
Воспитатель поочерёдно достаёт кукол из сундучка.
Воспитатель: Дети из чего сделана эта кукла?
Ответ детей: Из соломы.
Воспитатель: Какая это кукла?
Дети: Соломенная
Воспитатель: Правильно. Эта кукла соломенная. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы солома стала мягкой.
А потом скручивали, связывали солому и получалась кукла для утешения детей.
Воспитатель: Первый тряпичной куклой в жизни ребёнка была кукла «Кувадка».
Считалось, что эта кукла помогала родителям при рождении ребёнка. При изготовлении кукол не использовали не ножниц, ни иголок.
Ткань не резали, а рвали.
Лоскутки не сшивали, а связывали нитками.
По поверьям, если куклу сделать с использованием ножниц и иголок, жизнь у её владельца будет «колотая» и «резаная».
Дети из чего сделана кукла «Кувадка».
Дети: Из лоскутков ткани.
Воспитатель: Куклу, которую клали ребёнку в колыбельку - кукла «Пеленашка». Эта кукла свёрнутая в маленький кулёчек.
Раньше новорождённых детей плотно пеленали в пелёнку.
Считалось, что пелёнка оберегала ребёнка от не доброго глаза.
И ребёнок был в ней незаметен ни для кого.
В русской деревне, тряпичная кукла – очень распространённая игрушка. Тряпичные куклы начинали «вертеть» с пяти лет.
Воспитатель: Дети, как называется эта кукла?
Ответы детей.
Воспитатель: Сколько рук у этой куклы?
Счет до десяти.
Воспитатель: Кому дарили таких кукол?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Куклу дарили невесте, чтобы она умела делать всё в доме и по хозяйству.
Воспитатель достаёт следующую куклу.
Воспитатель: Куколка «Крупеничка» (другие названия «Зерннушка», это оберег на сытость и достаток в семье.
Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. После уборочной страды куклу вновь наполняли зерном до следующего урожая.
Воспитатель достаёт следующую куклу.
Воспитатель: Кукла «Кубышка-Травница». Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Когда куклу помнёшь в руках, по комнате разнесётся травяной дух, который отгонит болезни.
Воспитатель: Дети, как называется эта кукла?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Эта кукла «Колокольчик».
Кукла добрых вестей. Эта кукла добрая, задорная приносит в дом радость и веселье. Даря куклу «Колокольчик» другу, то желают ему получать только хорошие новости. Эта кукла оберег хорошего настроения.
Воспитатель достаёт куклу «Матрёшка».
Воспитатель: Дети как называется эта кукла?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, из чего сделана эта кукла?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, из дерева.
Воспитатель показывает двух матрёшек, одна расписана красками, вторая не расписанная. Предлагает детям сравнить матрёшек.
Воспитатель: Дети, что символизирует кукла «Матрёшка»?
Ответы детей: Семью.
Воспитатель: Название куклы «Матрёшка» произошло от русского имени Матрёна. В переводе с латинского языка это имя означает «знатная женщина» вот и наша «Матрёшка» стала известна на весь мир.
Воспитатель предлагает детям разобрать и посчитать матрёшек.
Воспитатель: Молодцы. А теперь нам пора в дорогу.
Все встают. Проводится физкультминутка:
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.
Так осанки мы исправим.
Ра-два-три-четыре-пять.
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.
Мы разминку делать будем при любой погоде.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
Дети подходят к магнитной доске. На доске две картинки. Весёлая «Матрёшка» и грустная «Матрёшка». На столе разложены картинки. По безопасности жизнедеятельности, культурно- гигиенические навыки. Дети развешивают картинки к матрёшкам.
Воспитатель: дети, почему эти картинки вы разместили под грустной матрёшкой?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему под весёлой матрёшкой?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, давайте развеселим грустную матрёшку. Покажем ей сказку.
Дети показывают пальчиковую сказку «Репка».
Воспитатель: Молодцы. Ну а теперь мы будем делать куклу «Пеленашку».
Дети садятся за стол, под спокойную музыку делают куклу.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием. Давайте подарим наших кукол гостям.