Никонорова Эльвира
Конспект НОД «В путешествие по России» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить знания детей о России.
Задачи:
- Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.
- Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.
- Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, ее населяющих.
- Обогащать словарный запас детей.
Словарная работа: монисто, кибитка, кочевой народ, башмют, скотоводы, бусе.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, слайды мультимедиа, настольно-печатная игра «Собери костюм», бусинки.
Публикация «Конспект НОД „В путешествие по России“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Методы и приемы: беседа, просмотр мультимедийной презентации, игра.
Предшествующая работа: велась работа по формированию понятий большая и малая Родина; проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии; знакомили детей с расположением России на карте, с растительным миром, с животным миром; дали понятие о многонациональности Родины, округа в котором живут дети; знакомили с фольклором, играми разных народов России.
Психотренинг:
- Главное чудо света - это человек. Хотите к нему прикоснуться? Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить слова: «Здравствуй, человек»!
- Но какой это будет человек, каждый выбирает сам.
(Добрый, умный, смелый, красивый, хороший, веселый, трудолюбивый, классный, любопытный, милый, модный и. т. п).
Предлагаю пройти к стульчикам, присесть.
Ход НОД.
- Ребята, сегодня я вам снова предлагаю, отправимся в путешествие. Кто мне скажет, на чем можно путешествовать? (На машине, самолете, поезде, пароходе). Да вы все ответили правильно, путешествовать можно на разном транспорте. Но сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие, а виртуальное, с помощью компьютера.
- Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей)
1 слайд.
- Да, Россия. Россия огромна и необъятна. Территория её протянулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей.
На ней есть как высокие горы, полноводные реки, так и бескрайние поля, густые леса.
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна это не только леса, поля, реки, города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут.
2 слайд.
- Страна наша сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Вспомните, какие народы населяют нашу Родину? (дети называют)
- Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например татарский, и ещё русский. Потому что русский – это государственный язык и на нём общаются все народы нашей страны.
- Итак, мы отправляемся в наше путешествие по России.
Наше путешествие мы начнем с округа, в котором мы свами живем (ответы детей). Вспомните как называется наш округ? (ответы детей)
3 слайд.
- Да, правильно мы с вами живем в Ханты – Мансийском округе.
- Кто мне скажет, благодаря какому народу наш округ получил свое название? (ответы детей)
- Название наш округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси. Вспомните, как называется столица округа (ответы детей).
- У каждого человека есть своя малая родина. Это место где родился человек и вырос.
- Я по национальности – удмуртка, родилась в Удмуртии, и сегодня приглашаю вас посетить мою родину – Удмуртию.
4 слайд.
- В Удмуртии живет народ, которых называют - удмуртами.
Столица Удмуртии – Ижевск.
В Государственном гербе Удмуртской Республики преобладают три цвета – черный, красный, белый:
черный цвет является символом земли и стабильности;
красный - цветом солнца и символом жизни;
белый - символом космоса и чистоты нравственных устоев.
Обобщенный образ белого лебедя или человеко-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Его основа - мифология удмуртского, русского, татарского и других народов.
5 слайд.
- Удмуртия красивый край со снежными морозными зимами и жарким летом. В Удмуртии много лесов, рек, родников. Удмурты доброжелательные, гостеприимные люди. Они говорят на родном удмуртском языке.
- Удмуртия богата нефтью, торфом, полезными ископаемыми. Однако главное богатство - это трудолюбивый и талантливый народ Удмуртии.
6 слайд.
- Это родина гениального композитора П. Н. Чайковского. Всему миру известно имя гениального оружейника М. Т. Калашникова.
- Удмуртия широко известна своими ружьями, автомобилями, это родина отечественного мотоциклостроения.
7 слайд.
- А вот в древности самым распространенным промыслом удмуртов было изготовление тканей из льняного и конопляного волокна.
- В Удмуртии делают валенки, мужские шляпы. Распространена вышивка, резьба по дереву, ювелирное искусство, гончарство.
8 слайд
- Самое распространенное кушанье удмуртов - это перепечи, табани, пельмяни, котчал - овсяной кисель.
9 слайд.
- Самый большой праздник в году у удмуртов - «Пасха» (баздым нунал).
В этот праздник устраивали сбор яиц и их катание с горы. Какие народы еще отмечает этот праздник? (русские, чуваши, марийцы и др.).
10 слайд.
- Одежду удмурты носили из домашних материалов: холста, сукна, овчины. Костюм состоял из белой холщовой рубахи (дэремы) с прямыми рукавами, Поверх рубахи надевался белый халат с короткими рукавами. Подпоясывались передником без грудки. Также носили домотканое платье в мелкую клеточку, также подпоясанный передником. На грудь вешали нагрудник, украшенный серебряными монетами (монисто) (Закрепляю новое слово со всеми детьми).
- Костюм мужчин похож на костюм русских крестьян: белая или клетчатая холщовая рубашка, с вышитым воротом, подвязанная поясом. На ногах носили лапти, валенки.
- Одежду удмурты украшали орнаментом, состоящим из ромбов, клетки или шахматного узора, воробьиных лапок, полосок, контурного узора.
- В Удмуртии много рек и озер. И дома в деревнях всегда строили рядом с водой. Считалось, что водяной хозяин воды.
Я вас приглашаю поиграть в удмуртскую игру «Водяной» (Вумурт).
Игра «Водяной»
- Мы продолжаем свое путешествие. Следующий пункт нашего путешествия находится на юге нашей страны – Калмыкия.
- Ребята, скажите, у нас в группе есть дети по национальности калмык? (Ответ детей)
11 слайд.
- Столица Калмыкии – Элиста.
- Основа герба - белый лотос - символ духовной чистоты, возрождения и процветания.
Герб имеет голубой, желтый и белый цвета.
Голубой цвет означает вечность, свободу и постоянство. Это любимый цвет степняков - кочевников. Желтый цвет - это цвет вероисповедания народа, это цвет кожи и, наконец, это олицетворение того, чтобы Калмыкия всегда была солнечной.
Белый цвет означает мирные взгляды, дружеские отношения со всеми народами, живущими как в Калмыкии, так и за ее пределами.
12 слайд.
- Калмыкия расположена в степях. Калмыки были «кочевым народом».
- А может быть, кто – ни будь из вас, знает значение этих слов «кочевой народ»? (ответы).
«Кочевой народ» - это тот народ, который очень часто переезжает с одного места на другое, т. е. кочует (закрепляю новое слово со всеми детьми).
13 слайд.
- А как называется жилище калмыков, кто-нибудь из вас знает? (ответы).
- Жилище калмыков называется «кибитка» (закрепляю новое слово со всеми детьми).
- Они очень часто разбирались, складывались и грузились на лошадей. Потом перевозились на другое место.
А еще, ребята, калмыки всегда были скотоводами. Знаете, кто такие скотоводы? (ответы).
- Скотоводы - это люди, которые разводят скот (лошадей, верблюдов, овец). (Закрепляю слово «скотоводы»). Из шкур этих животных выделывали кожу, из шерсти, катали войлок. Благодаря этим животным у калмыков всегда было свежее мясо и молоко.
14 слайд.
- Калмыки, ребята, очень трудолюбивый народ. Но они так же любят отдыхать и веселиться. У калмыков тоже есть праздники. И самый главный праздник - это праздник весны «Цаган Сар» (в переводе означает «счастливый месяц» или «белый месяц»).
15 слайд.
- Посмотрите на национальный калмыцкий костюм, это кафтан, на калмыцком языке он называется «башмют» (закрепляю новое слово со всеми детьми).
- Мужчины надевали широкие брюки – шаровары, для того, чтобы легко было скакать на лошади. На ногах сапоги.
- Это, ребята, основное украшение костюма, пояс, который называется «бусе» (закрепляю новое слово со всеми детьми).
- А вот головных уборов у калмыков более двадцати видов.
- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
- У каждого народа есть своя музыка, музыкальные инструменты. Я предлагаю вам послушать народную калмыцкую мелодию.
(Прослушивание калмыцкой мелодии).
- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что-то хорошее,
то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
- Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей).
Да, в них есть добрые и злые персонажи, волшебные вещи, говорящие животные и т. д. А ещё во всех сказках, у всех народов, добро всегда побеждает зло. А какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
- Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
- Сегодня мы с вами заканчиваем наше виртуальное путешествие.
(Провожу с детьми гимнастику для глаз «Лучик солнца»).
- А сейчас я вам предлагаю подойти к столу. Возьмите конверты. В конвертах лежат разрезные картинки, вам нужно их собрать.
Д/игра «Собери костюм» (разрезные картинки с изображением национальных костюмов в разных конвертах. Собирают по два ребенка один костюм).
- Костюм, какого народа вы собрали? (дети отвечают)
Итог ОД.
- Ребята где мы с вами сегодня побывали (Ответы детей)
- О каких народах мы с вами сегодня говорили? (ответы детей). Что вы узнали о них? Вам нравится то, что столько людей разных национальностей живут вместе? (ответы детей).
- Дружба - доброе, хорошее слово. И нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. Например, башкирская пословица гласит: «Человек без друзей как дерево, без корней». А вы, какие пословицы о дружбе знаете? («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Нет друга – ищи, нашел – береги»).
Показываю детям бусинки, предлагаю выбрать понравившиеся бусинки.
- Я буду нанизывать ваши бусинки на леску. Так у нас получатся красивые бусы. Садимся за стол и собираем бусы.
- А теперь посмотрите на наши бусы. Каждая бусинка красива, но только когда соберешь все бусинки вместе, получается вот такое замечательное украшение. Вот так и каждый народ удивительно интересен по своему, но когда все народы живут дружно в одной стране, страна от этого становится богаче и сильнее. Потому что в дружбе наша сила. Не простые у нас бусы! Они - символ дружбы.
Мы поместим их на самое видное место в группе, и если кому-то захочется поссориться, пусть посмотрит на эти бусы и вспомнит, что только вместе мы сила.
16 слайд.
- А сейчас послушайте стихотворение Владимира Степанова «Российская семья».
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.