марина бандурко
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Письмо на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Возникновение письменности на Руси»
Программное содержание:
- Познакомить детей с такими способами передачи информации, как – узелковое письмо, клинопись и иероглифы.
- Подвести детей к пониманию того, что эти способы передачи информации неудобны.
- Совершенствовать монологическую речь в соответствии со структурой повествования.
- Вызвать интерес и чувство гордости к нашим предкам.
Ход НОД:
- Ребята, мы с вами живем в стране у которой удивительно красивое
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Письмо на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
имя – Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому, что она наша Родина. Родина значит родная, как мать и отец. Посмотрите на карту – вот какая она, наша Родина.
Ответы детей – большая, огромная, необъятная, красивая.
Воспитатель: - Есть здесь и океаны и моря, реки и озера, горы и леса. Россия – самая большая страна в мире. А всегда ли наша Родина была такой?
Дети: - Она была меньше и здесь жили не так много людей.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках. Кто такие предки?
Дети: - это люди, которые жили много-много лет назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
Воспитатель: - Правильно, наши предки называли себя «славянами», от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?
Дети: - «Славяне» похоже на слово «слава»
Воспитатель: - А это значит, что «славяне» - это славный народ. А еще называли они себя «славенами», т. е. понимающий слово, понятную речь. Селились «славяне» по берегам рек и озёр. Рядом с лесом. Есть такая пословица «У леса жить – голодным не быть». Почему так говорят?
Дети: - В лесу много деревьев, зверей, птиц, грибов, съедобных трав, ягод.
Воспитатель: - Наши предки жили очень давно, но мы знаем о них очень много, а как же мы о них узнали? О жизни людей в далеком прошлом написано много книг. И прочитав их, мы узнаем новое и интересное о прошлой жизни людей.
- Люди общаются друг с другом с помощью человеческой речи. Но, так можно общаться находясь рядом друг с другом. Как можно передать информацию, сообщить важную новость, предупредить об опасности тех, кто находится далеко? (написать письмо, позвонить по телефону)
- Но в далекие времена люди не умели писать и читать, не было букв и общались они узелковым письмом.
Воспитатель показывает верёвочку, к которой прикреплены разноцветные шнурки, на которых завязано разное количество узелков. Дети сами догадываются, откуда пошло название – узелковое письмо. Воспитатель объясняет, что в зависимости от окраски нитей и количества узелков, люди догадывались, о чем идет речь. Число узелков говорило о количестве людей или предметов. Люди договорились, что нить белого цвета – здоровье, счастье, серебро; красного – война; зеленого – лес, растительность; черного – война, беда; желтого – золото. Воспитатель предлагает «прочитать» узелковое письмо. Дети дают варианты прочтения и делают вывод, что этот вид письменности неудобен.
Далее воспитатель обращает детей на тяжелую жизнь наших предков. Подводит к пониманию того, что все эти трудности они преодолели благодаря взаимной помощи, трудолюбию, сплоченности.
Дидактическая игра «Как ты понимаешь?»
Цель: учить детей правильному объяснению пословиц и поговорок о дружбе и взаимопомощи.
1. Одной рукой узла не завяжешь.
2. Один за всех и все за одного
3. Там, где дружат –живут не тужат.
4. В большом деле и малая помощь нужна.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину с изображением на ней наскальных рисунков. Сообщает, что с помощью рисунков люди так же передавали информацию друг другу. Позднее рисунки превратились в значки. Каждый изображал какое-нибудь слово. Такие значки назывались иероглифы. Затем воспитатель показывает послание из иероглифов и предлагает детям догадаться самим, что изображено вместо привычных нам букв в послании. Предлагается определить, удобно это письмо или нет. Дети делают вывод, что неудобно, т. к. каждый понимает письмо по своему и может получится, что информация дойдет до получателя неправильной.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Цель: Тренировать умение вести разговор, вступая в контакт со взрослым и сверстниками, помочь ребенку лучше осознавать и понимать взрослых. Повышать уверенность в себе, в своих силах.
«Я хочу….»
«Я умею….»
«Я смогу…»
«Я добьюсь….»
А сейчас мы с вами разделимся на две команды. Одна команда будет составлять – узелковое письмо, а вторая из иероглифов. Будем писать письмо для противоположной команды. А потом попробуем прочитать эти письма и узнаем, как это делали древние славяне.
Дети расходятся за столы по командам и пишут послание заданным способом.
Через определенное время они передают друг другу письма и пытаются прочитать.
В конце занятия воспитатель говорит о значении книг в нашей жизни, о современном книгопечатании. Зачитывает четверостишие:
В книге своя глубина,
Кто доберется до дна,
Тот и получит в награду
Слов драгоценные клады.
В заключении воспитатель обращает внимание на бережное обращение к книгам.
Конспект НОД «Возникновение письменности на Руси»
Программное содержание:
- Познакомить детей с такими способами передачи информации, как – узелковое письмо, клинопись и иероглифы.
- Подвести детей к пониманию того, что эти способы передачи информации неудобны.
- Совершенствовать монологическую речь в соответствии со структурой повествования.
- Вызвать интерес и чувство гордости к нашим предкам.
Ход НОД:
- Ребята, мы с вами живем в стране у которой удивительно красивое
имя – Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому, что она наша Родина. Родина значит родная, как мать и отец. Посмотрите на карту – вот какая она, наша Родина.
Ответы детей – большая, огромная, необъятная, красивая.
Воспитатель: - Есть здесь и океаны и моря, реки и озера, горы и леса. Россия – самая большая страна в мире. А всегда ли наша Родина была такой?
Дети: - Она была меньше и здесь жили не так много людей.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках. Кто такие предки?
Дети: - это люди, которые жили много-много лет назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
Воспитатель: - Правильно, наши предки называли себя «славянами», от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?
Дети: - «Славяне» похоже на слово «слава»
Воспитатель: - А это значит, что «славяне» - это славный народ. А еще называли они себя «славенами», т. е. понимающий слово, понятную речь. Селились «славяне» по берегам рек и озёр. Рядом с лесом. Есть такая пословица «У леса жить – голодным не быть». Почему так говорят?
Дети: - В лесу много деревьев, зверей, птиц, грибов, съедобных трав, ягод.
Воспитатель: - Наши предки жили очень давно, но мы знаем о них очень много, а как же мы о них узнали? О жизни людей в далеком прошлом написано много книг. И прочитав их, мы узнаем новое и интересное о прошлой жизни людей.
- Люди общаются друг с другом с помощью человеческой речи. Но, так можно общаться находясь рядом друг с другом. Как можно передать информацию, сообщить важную новость, предупредить об опасности тех, кто находится далеко? (написать письмо, позвонить по телефону)
- Но в далекие времена люди не умели писать и читать, не было букв и общались они узелковым письмом.
Воспитатель показывает верёвочку, к которой прикреплены разноцветные шнурки, на которых завязано разное количество узелков. Дети сами догадываются, откуда пошло название – узелковое письмо. Воспитатель объясняет, что в зависимости от окраски нитей и количества узелков, люди догадывались, о чем идет речь. Число узелков говорило о количестве людей или предметов. Люди договорились, что нить белого цвета – здоровье, счастье, серебро; красного – война; зеленого – лес, растительность; черного – война, беда; желтого – золото. Воспитатель предлагает «прочитать» узелковое письмо. Дети дают варианты прочтения и делают вывод, что этот вид письменности неудобен.
Далее воспитатель обращает детей на тяжелую жизнь наших предков. Подводит к пониманию того, что все эти трудности они преодолели благодаря взаимной помощи, трудолюбию, сплоченности.
Дидактическая игра «Как ты понимаешь?»
Цель: учить детей правильному объяснению пословиц и поговорок о дружбе и взаимопомощи.
1. Одной рукой узла не завяжешь.
2. Один за всех и все за одного
3. Там, где дружат –живут не тужат.
4. В большом деле и малая помощь нужна.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину с изображением на ней наскальных рисунков. Сообщает, что с помощью рисунков люди так же передавали информацию друг другу. Позднее рисунки превратились в значки. Каждый изображал какое-нибудь слово. Такие значки назывались иероглифы. Затем воспитатель показывает послание из иероглифов и предлагает детям догадаться самим, что изображено вместо привычных нам букв в послании. Предлагается определить, удобно это письмо или нет. Дети делают вывод, что неудобно, т. к. каждый понимает письмо по своему и может получится, что информация дойдет до получателя неправильной.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Цель: Тренировать умение вести разговор, вступая в контакт со взрослым и сверстниками, помочь ребенку лучше осознавать и понимать взрослых. Повышать уверенность в себе, в своих силах.
«Я хочу….»
«Я умею….»
«Я смогу…»
«Я добьюсь….»
А сейчас мы с вами разделимся на две команды. Одна команда будет составлять – узелковое письмо, а вторая из иероглифов. Будем писать письмо для противоположной команды. А потом попробуем прочитать эти письма и узнаем, как это делали древние славяне.
Дети расходятся за столы по командам и пишут послание заданным способом.
Через определенное время они передают друг другу письма и пытаются прочитать.
В конце занятия воспитатель говорит о значении книг в нашей жизни, о современном книгопечатании. Зачитывает четверостишие:
В книге своя глубина,
Кто доберется до дна,
Тот и получит в награду
Слов драгоценные клады.
В заключении воспитатель обращает внимание на бережное обращение к книгам.
2022г.