Марина Столярова
Конспект НОД «Убранство русской избы, предметы быта на Руси» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект НОД
по приобщению детей к истокам русской народной культуры
в подготовительной к школе группе
на тему: «Убранство русской избы, предметы быта на Руси»
Публикация «Конспект НОД „Убранство русской избы, предметы быта на Руси“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создать условия для знакомства воспитанников подготовительной к школе группы с предметами быта русской избы через формы коллективного творчества детей.
Задачи:
1. «Познавательное развитие» :
Повышать интерес детей к самобытности русской культуры; расширять знания детей в области русского народного творчества; способствовать пониманию содержания русских народных пословиц; развивать мышление, творчество и фантазию.
2. «Художественно – эстетическое развитие» :
Развивать умение лепить предметы старинной утвари, используя алгоритм лепки; создать эмоциональный настрой, интерес к деятельности в народном стиле.
3. «Речевое развитие» :
Развивать диалогическую речь; продолжать развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей словами старинных русских слов.
4. «Социально - коммуникативное развитие» :
Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры; самостоятельность. Развивать коммуникативные качества (умение не перебивать, выслушивать ответы сверстников).
5. «Физическое развитие» :
Закреплять умение выполнять простейшие действия по тексту игры, развивать координацию движений. Развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа :
1. Разучить с детьми русскую народную песню «На горе-то калина».
2. Выучить в группе (или дать задание на дом) несколько пословиц про избу: «В гостях хорошо, а дома лучше», «Не красна изба углами – красна пирогами», «Не для лета изба рубиться – для зимы», «Плотник без топора – что изба без угла».
3. Прочитать детям сказку о Василисе Премудрой, рассмотреть ее образ на иллюстрациях, чтобы он был детям знаком.
4. Оборудовать специальную зону: имитация русской избы.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Костюм Василисы Премудрой (русский народный сарафан, кокошник, коса, кукла – домовенок (30 см, проектор, предметы быта русской избы : печь, стол, ложки, чашки, тарелки (деревянные, имитация окна с занавесками на стене, чугунок, ухват, совок, веник, коромысло, яблочко, макет бумажной избы (аппликация, аудиозаписи, мультимедийное оборудование, презентация русской избы и русского быта.
Раздаточный: алгоритм лепки домашней утвари, глина, доски для лепки, влажные салфетки.
Методы и приё мы:
наглядные: рассматривание иллюстраций, слайдов ЭОР, предметов быта, наблюдение, показ приёмов выполнения задания (алгоритма лепки домашней утвари);
словесные: беседа, объяснение и пояснение, вопрос-ответ, пение русской народной песни «На горе – то калина», рассказывание пословиц об избе, загадывание загадок, педагогическая оценка;
практические: игровая ситуация, русская народная игра «Вокруг избы хожу, ставни отвожу…», сюрпризный момент – приход домовенка Кузи, Василисы Премудрой, продуктивная деятельность – лепка «Убранство избы», физкультминутка.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Пальчиковая игра «Машина каша». Цель: снять напряжение с кистей рук, развивать мелкую моторику рук.
Игровая Игровая ситуация «Приглашение в путешествие в прошлое на Руси». Цель: создать положительный эмоциональный настрой.
Игровая ситуация «Волшебство». Цель: Эмоционально заинтересовать детей.
Русская народная игра «Вокруг избы хожу, ставни отвожу…». Цель: Развивать навыки общения, дружеские взаимоотношения; интерес к игре, народному творчеству и фольклору.
Сюрпризный момент «Появление домовёнка Кузи». Цель: Создать эмоционально положительный настрой.
Познавательно-исследовательская Беседа о русской избе с рассматриванием слайдов ЭОР. Цель: Повышать интерес детей к самобытности русской культуры; расширять знания детей в области русского народного творчества.
«Пословицы». Цель: Понимать и пояснять их смысловое значение.
Повышать познавательную активность детей через отгадывание загадок.
Коммуникативная Отгадывание загадок. Цель: Обогащать словарный запас детей прилагательными, обозначающими признаки предмета; глаголами, обозначающими действия с предметами.
Беседа о русской избе с рассматриванием слайдов ЭОР. Цель: Развивать диалогическую речь; продолжать развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей словами старинных русских слов.
«Пословицы». Цель: Чётко проговаривать слова пословиц.
Музыкальная Слушание музыки во время лепки. Цель: развивать умение выражать настроения в своей творческой деятельности.
Хороводная игра «На горе-то калина». Цель: Развивать интерес к народным традициям, истокам русской культуры, самостоятельность; выполнять движения под музыку и слова хоровода.
Изобразительная «Лепка домашней утвари». Цель: Развивать умение лепить предметы старинной утвари в народном стиле с помощью алгоритма, используя разные способы лепки, выразительные средства.
Логика образовательной деятельности
Этап занятия
Задачи
(с обозначением обр. области) Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный Приветствие «Здравствуйте!»
Мотивированы на предстоящую деятельность.
Звучит русская народная музыка «Эх, яблочко». Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики, их встречает воспитатель в образе Василисы Премудрой.
Василиса: Здравствуйте, ребята!
Василиса: Я, Василиса Прекрасная – длинная коса. Живу в сказке «Василиса Прекрасная»
Василиса: Кто автор этой сказки?
Василиса: При встрече я неспроста сказала вам слово «здравствуйте». Как вы думаете, что желают люди друг другу, когда говорят это слово?
Василиса: Говоря слово «здравствуйте», мы желаем друг другу здравия, то есть здоровья. Давайте еще раз поприветствуем друг друга этим замечательным словом! Это приветственное слово появилось давно, еще в древней Руси у наших предков. Дети принимают и воспроизводят предложенную ситуацию. Интонационно передают чувство радости в речи. Здороваются, отвечают на вопросы Василисы (воспитателя).
Приветствуют друг друга, желают здравия, здоровья.
Деятельностный Создать положительный эмоциональный настрой. Игровая ситуация «Приглашение в путешествие
в прошлое на Руси» Эмоционально заинтересованно следят за игровой ситуацией, испытывают радость.
Василиса: Приглашаю вас отправиться в необычное путешествие, в далекое прошлое, на родину наших предков – Русь!
Задает вопросы: Как вы считаете, чем для нас будет полезно такое путешествие? Что мы нового узнаем?
Какими же нам с вами нужно быть в путешествии, чтобы все запомнить, узнать, как жили люди на Руси, где жили, как одевались, какие были дома. Дети отвечают на вопросы, принимают участие в игровых действиях
Деятельностный Создать положительный эмоциональный настрой. Игровая ситуация «Волшебство» Эмоционально заинтересованно следят за игровой ситуацией, испытывают радость.
Василиса: Чтобы начать наше путешествие нам необходимо волшебство! У меня есть волшебные блюдечко и яблочко. Вы знаете, как ими пользоваться?
( Воспитатель катает яблоко по блюдечку и просит ребят повторять слова: «Яблочко катись, на Руси мы появись!». Начинает играть музыка «Эх, яблочко», на слайде появляется изображение русской деревни (слайд №1). Дети отвечают на вопрос и предлагают покатить яблочко по блюдечку и проговорить слова.
Деятельностный С-КР: Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры; развивать самостоятельность.
Х-ЭР: Развивать интерес к народным традициям, истокам русской культуры; выполнять движения под музыку и слова хоровода. Хороводная игра Испытывают чувство уважения к народным традициям, истокам русской культуры; развивают самостоятельность.
Выполняют движения под музыку и слова хоровода.
Василиса: Мы начинаем наше путешествие. Вопросы детям: Как вы думаете, какая самая любимая забава людей была на Руси?
Расскажите, как нужно водить хоровод?
Василиса: Когда наши предки вели хороводы, они любили петь песни. Какие русские народные песни знаете вы?
Василиса: Молодцы, ребята!
(Воспитатель предлагает детям взяться за руки и вести хоровод, исполняя песню. На слайде изображение русского народного хоровода (слайд №2). Дети отвечают на вопросы (игры, забавы, хороводы «Во поле берёзка стояла», «На горе – то калина» и др.)
Деятельностный С-КР: Развивать навыки общения, дружеские взаимоотношения. Х-ЭР: интерес к народному творчеству и фольклору. Русская народная игра «Вокруг избы хожу, ставни отвожу…» Развивают навыки общения, дружеские взаимоотношения; интерес к народному творчеству и фольклору.
Василиса: Хоровод водили не только взрослые, но и дети, такие же, как вы ребятишки. Подумайте, что же делали дети в хороводе, чтобы им было не скучно?
Василиса: Да, ребята, играли. Мы с вами тоже поиграем в русскую народную игру «Вокруг избы хожу, ставни отвожу…».
(Воспитатель показывает детям русскую народную игру «Вокруг избы хожу, ставни отвожу…»). Дети отвечают на вопросы и включаются в игру
Деятельностный ПР: Повышать интерес детей к самобытности русской культуры; расширять знания детей в области русского народного творчества.
РР: Развивать диалогическую речь; продолжать развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей словами старинных русских слов.
Беседа о русской избе с рассматриванием слайдов ЭОР Повышают интерес детей к самобытности русской культуры; расширяют знания детей в области русского народного творчества.
Развивают диалогическую речь; продолжают развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; используют в речи старинные русские слова.
Василиса: Ох, ребята, устала же я! Навеселилась, нагулялась я с вами на свежем воздухе! Пора бы нам и отдохнуть. Как вы думаете, куда мы отправимся с вами для спокойного отдыха?
Василиса: Я приглашаю вас побыть гостями в мой дом. А как выдумаете назывался дом в старину на Руси? Что такое изба? Кому из вас знакомо это слово? Избой называли на Руси деревянный дом, сложенный из брёвен. Посмотрите на экран! (слайд №3).
Чем изба отличается от наших современных домов?
Обратите внимание на окна избы. Что вам кажется необычным?
Василиса: Окна люди обрамляли ставнями, которые могли закрываться. Подумайте, для чего служили людям ставни?
Василиса: Летом ставни спасали от жары и солнечных лучей, зимой их утепляли и закрывали, чтобы спастись от холода. Ставни помогали спрятаться от любопытных и злых людей, а также служили украшением дома, поэтому их делали резными.
Приглашаю вас в мою избу.
«В доме русском я живу,
К себе в гости вас зову».
(Зона оборудована столом, на котором стоит самовар, деревянная посуда, на стене имитация окна с занавесками, на полу домотканые коврики, в углу печь с ухватом и чугунком, имеются матрешки. Дополнительно убранство избы появляется на слайде № 4). Дети предлагают зайти в дом.
(высказывают свои предположения, как назывался в старину дом, отвечают на вопросы педагога).
Ребята проходят в специально оборудованную зону, рассаживаются на лавочки.
Деятельностный ПР: Понимать и пояснять их смысловое значение.
РР: Чётко проговаривать слова пословиц. «Пословицы» Развивают познавательную деятельность, активность. Поясняют смысловое значение пословиц.
Чётко проговаривают слова пословиц.
Василиса: Ну что, гости дорогие, как вам убранство моей избы? Знаете ли вы русские народные пословицы об избе?
Василиса: В старину, сидя дома за столом или у печи, люди говорили: «Сядем рядком, да поговорим ладком». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Сядем рядышком друг с другом и побеседуем ладно, значит, хорошо, по-доброму). Дети проговаривают пословицы и поясняют, как они понимают их смысл.
«В гостях хорошо, а дома лучше»;
«Не красна изба углами - красна пирогами»;
«Была бы изба нова, а сверчки будут»;
«Не для лета изба рубится - для зимы».
«Плотник без топора - что изба без угла».
Деятельностный ПР: Повышать познавательную активность детей через отгадывание загадок.
РР: Обогащать словарный запас детей прилагательными, обозначающими признаки предмета; глаголами, обозначающими действия с предметами.
«Загадки» Повышают познавательную активность через отгадывание загадок.
Обогащают словарный запас прилагательными, обозначающими признаки предмета; глаголами, обозначающими действия с предметами.
Василиса: Оглянитесь вокруг. Чтобы сделать избу и те предметы, которыми пользовались люди, нужно было быть настоящими умельцами, мастерами на все руки. А сейчас мы посмотрим, какие вы мастера угадывать загадки!
(Воспитатель загадывает загадку о предмете русского быта. Слайды № 5- 11).
Загадки:
«Сверху дыра и снизу дыра,
А посередине – огонь да вода». (Самовар)
Василиса: Наши предки очень любили попить чай вокруг самовара. Вода в нем быстро закипала и долго остывала. Для его растопки годились и деревянные щепки, и шишки. Были даже такие самовары с отделениями для щей и каши.
«Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
А внутри секреты есть:
Их может три,
А может шесть».
(Матрёшки)
Василиса: Самой любимой игрушкой в народе была матрёшка. Как вы думаете, ребята, чем она так нравится детям?
Василиса: «Плетённая, удобная.
Я возьму ее в лесок,
Положу в нее грибок». (Корзинка).
Василиса: Молодцы, ребята!
«Два озера на дуге висят».
(Коромысло)
Василиса: С помощью коромысла люди носили воду из рек и колодцев в избу.
«Внизу узок, к верху широк.
Не кастрюля, а?»
(Чугунок)
Василиса: Молодцы! «Рогатый был,
Кашу из печи тащил.
Чугунок очень рад,
Что схватил его. ?»
(Ухват)
Василиса:
«Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но, зато, когда сыта,
От Федоры – теплота».
(Печь)
Василиса: Печь – один из главных предметов, от неё нагревался весь дом, а в её устье готовили еду. Дети рассматривают слайды презентации ЭОР, отгадывают загадки
Деятельностный Создать положительный эмоциональный настрой. Сюрпризный момент «Появление домовёнка Кузи» Эмоционально заинтересованно следят за игровой ситуацией, испытывают радость.
(Раздается стук из-за печки).
Василиса: Ой, ребята, вы это слышите? Кто же может жить за печкой и издавать стук?
Воспитатель надевает домовёнка на руку, изображая одновременно двух героев. Домовой выглядывает из-за печи и говорит грустным голосом:
Домовой: Ох-ох-ох, ну, здравствуйте, ребята… Меня Кузей зовут, а как ваши имена?
Василиса: Кузя, а что это ты такой грустный?
Домовой: Всю жизнь я, Василисушка, живу за печью да дом твой охраняю, оберегаю от зла всякого. Вот хотел ненадолго в гости съездить к брату своему Нафане. Да как же я смогу дом - то родной оставить?
Василиса: Не волнуйся, Кузя, поезжай. Я за домом присмотрю.
Домовой: Это хорошо! Да только вот скучать я буду по избе своей родимой, да и в дороге дальней как обойтись мне без предметов для жизни привычных? Дети высказывают свои предположения и представляются герою.
Деятельностный Развивать мелкую моторику рук, снять напряжение с кистей рук Пальчиковая игра «Машина каша» Развивают мелкую моторику рук, снимают напряжение с кистей рук.
Маша каши наварила,
Указательным пальцем правой руки «мешать» в ладошке левой руки.
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Загибать пальцы на каждое название посуды.
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам,
Всю посуду заняла,
Разжать пальцы.
Всё до крошки раздала!
Сдуть воображаемые крошки с ладошки.
Дети выполняют движения в соответствиями со словами игры.
Деятельностный Х-ЭР: Развивать умение лепить предметы старинной утвари в народном стиле с помощью алгоритма, используя разные способы лепки, выразительные средства. «Лепка домашней утвари» Развивают умение лепить предметы старинной утвари в народном стиле с помощью алгоритма, используя разные способы лепки, выразительные средства.
Василиса: Кузя! Так наши ребята мастера на все руки! Давай обратимся к ним за помощью? Они тебе предметы все необходимые смастерят.
Домовой: Ребята, вы, правда, сможете мне помочь собраться в дальнюю дорогу? Дети рассаживаются за столы, где стоит заранее приготовленный макет бумажной избы и по алгоритмам лепки домашней утвари начинают лепить. (звучит русская народная мелодия)
Когда работа готова, ребята отдают домовому аппликацию избы и корзиночку с предметами обихода. Дети провожают домового, желают счастливого пути.
Деятельностный Создать положительный эмоциональный настрой. Игровая ситуация «Возвращение в настоящее» Эмоционально заинтересованно следят за игровой ситуацией, испытывают радость.
Василиса: Я возвращаюсь к себе в сказку, но в скором времени мы продолжим наше знакомство с обычаями русского народа. До новых встреч!
Воспитатель берё т в руки блюдечко и наливное яблочко и приговаривает:
- «Катись, катись, яблочко по блюдечку, отправь нас домой!»
Звучит русская народная музыка «Эх, яблочко». Дети проговаривают слова, прощаются с Василисой.
Заключительный Рефлексия. Дети испытывают эстетические чувства и радость от путешествия и выполненной работы.
Педагог подводит итог всей работы: Ну, вот, ребята, наше необычное путешествие закончилось!
Воспитатель предлагает детям вспомнить, о чем они узнали, путешествуя в прошлое по Руси?
- Обычаи наших предков очень интересны и разнообразны, одним путешествием нам не обойтись. Мы с вами будем продолжать возвращаться в прошлое нашей страны.
- О чём бы вы хотели узнать в следующий раз?
- Что понравилось больше всего в этом занятии-путешествии? В чём испытывали затруднения? Дети рассказывают о своих работах, о том, что им понравилось, отвечают на вопросы воспитателя.