ЕЛЕНА СЕЛЕЗНЕВА
Конспект НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы».
Подготовила воспитатель : Селезнева Е. Б.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелётные, кормушка.
Материалы и оборудование: фотографии зимующих птиц, картина «Птицы зимнего леса», запись «Голоса птиц»
Содержание образовательной деятельности детей.
Воспитатель. Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С. Есенин.
- Ребята! Что за шум! Что за писк! Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «Голоса птиц»). Это птицы зимнего леса. Давайте познакомимся с ними.
- Рассмотрите картину «Птицы зимнего леса». Эта бойкая птичья стайка путешествует в лесу. Птички в этой стайке разные. Вот синицы. Вот поползень. А это что за длинноносая птица? (Пищуха). Что вы знаете об этих птицах? Пищуху назвали так, потому что она все время тихонько попискивает. Синицы скачут по веткам, заглядывают во все щелки. Пищуха бегает по стволам снизу вверх. А поползень по стволам не только снизу вверх, но и сверху вниз ползает – ни одна другая птица так не умеет.
Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.
К этим стайкам часто присоединяются самые маленькие птички нашей страны – корольки. Королёк весит в шесть раз меньше, чем воробей. Мал королёк, зато на голове у него корона, словно у какого – нибудь короля. Конечно, корона не настоящая. Это всего лишь яркие пёрышки.
Физкультминутка.
Мы белые снежинки (качают вытянутыми руками над головой)
Мы легкие пушинки (кружатся на месте на носочках)
Мы кружимся, порхаем
Всю зиму укрываем (медленно опускают руки вниз)
Как звёздочки сверкаем,
Вокруг все наряжаем (подняв руки в стороны вверх, делают «лучики» пальцами, сжимая и разжимая их)
О каких птицах мы говорим с вами сегодня? (О птицах, которые проводят с нами зиму). Как их называют? (Зимующие птицы). Для чего нужны птицы? (Они являются «санитарами» леса; способствуют размножению растений).
Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда блеснёт ясный, солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко определите их по описанию.
Игра «Узнай птицу по словесному описанию».
1. Эта маленькая, подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей)
2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто – зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синица)
3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полоски, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел)
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные, спина голубовато – серая, а брюшко- красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь)
5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клёст)
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока)
7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело серое. (Ворона)
- Послушайте, что ещё умеют делать эти зимующие птицы. (Рассказ сопровождается иллюстрациями)
Воробьи хорошо переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку, в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают длинные, острые когти.
В наших лесах чаще всего встречается большой, пестрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел – труженик. Расклюёт дятел в своей «кузнице» шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
Снегири нарядные птицы. Самцы красногрудые. А у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на деревья, где и ночует.
Клестов называют «северными попугайчиками» за то, что, подобно настоящим попугаям искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из неё семена. Если шишка падает на снег, клёст не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса.
Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.
Для птиц зимой страшен голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить его. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добычу корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Чем челове может помочь зимующим птицам? (Делать кормушки и подкармливать птиц)
Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? (Дети рассуждают). Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Птенец - птенчик, перо - перышко, голова - головка, головушка, соловей - соловушка, шея - шейка, жаворонок - жаворонушек, крыло - крылышко, скворец -скворушка, гусь - гусек, гусенок, утка - уточка, лебедь -лебедушка, гнездо - гнездышко, журавль - журавушка, журка, трясогузка - трясогузонька, аист - аистенок, цапля - цапелька.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша»
Грач - грачонок - грачата, аист - аистенок - аистята, стриж - стриженок - стрижата, журавль - журавленок - журавлята, кукушка - кукушонок - кукушата, лебедь - лебеденок - лебедята, скворец - скворчонок - скворчата, утка - утенок - утята, гусь -гусенок - гусята.
Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?»
Клин лебедей - лебединый, караван журавлей -. , стая уток-. грачей -. соловьев -.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один - Много»
Грач - грачи - грачей, птица - птицы - птиц, стриж - стрижи - стрижей, аист - аисты - аистов, жаворонок - жаворонки - жаворонков, скворец - скворцы - скворцов, трясогузка - трясогузки - трясогузок, журавль — журавли — журавлей, гусь — гуси — гусей, утка - утки - уток, ласточка - ласточки - ласточек, соловей - соловьи - соловьев, лебедь - лебеди - лебедей, кукушка - кукушки - кукушек, гнездо - гнезда - гнезд, яйцо -яйца-яиц, птенец - птенцы - птенцов.
- Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили?
Почему мы их так называем?
Как люди помогают зимующим птицам?
Что такое «птичья столовая»?
Какие бывают кормушки?
Какая птица является «санитаром леса»? Почему?
Какая зимующая птица самая яркая?
Какие птички вам понравились?