Шефер Елена Анатольевна
Конспект НОД в подготовительной группе «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование знаний детей о камнях.
Задачи:
- Дать представление о свойствах камней.
- Расширить представление детей об использовании камней человеком в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
- Развивать познавательную активность, умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения.
- Познакомить детей с профессией геолога.
- Активизировать и обогащать словарный запас детей: геолог, свойства камней.
- Воспитывать навыки сотрудничества, бережного отношения
к природным ресурсам.
Оборудование:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Удивительные камни“» размещена в разделах
1. Демонстрационный материал: презентация «Удивительные камни», молоток, доска разделочная, колба стеклянная, коробка для оформления коллекции.
2. Раздаточный материал: камни (разные по форме, цвету, лупа, прозрачный стакан с водой, ложка,, пластилин, салфетки.
Ход занятия:
Дети стоят друг за другом в коридоре, воспитатель встречает детей
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята! Как я рада вас видеть! Я так ждала вас! Проходите за мной, встанем в круг
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Чтобы у нас весь день было вот такое хорошее настроение.
Воспитатель:
В детский сад сегодня шла,
Чудо- камешки нашла!
Много думала, гадала,
Ничего про них не знала!
Где рождаются? Живут? И откуда их берут?
Может птичка их приносит?
Или речка их выносит?
Но, ответ я не нашла
К вам, с вопросом я пришла!
Откуда появляются камни?
Кому и зачем нужны камни?
Есть ли у камней названия?
Воспитатель:
- Ребята, поможете мне найти ответы на вопросы? Встаньте так, чтобы всем было видно. Внимание на экран.
- Перенесёмся на много-много миллионов лет назад, когда еще не было городов, дорог, когда жили мамонты и динозавры.
Воспитатель:
- Но постепенно климат менялся, проснулись на планете вулканы. Через кратер вулкана вылилась огненная магма, застывая, она превратилась в лаву. И тут начали свою работу внешние силы: ветер, солнце, вода. Шли дожди и капельки застывали в порах лавы, а когда вода застывает, она расширяется и так лава трескалась, кусочки её отламывались и падали. И так появились камни, ведь камни - это застывшая лава вулканов. Научное название камней - горная порода, но мы привыкли называть их камни.
Воспитатель:
- Я приглашаю вас, в нашу научно-экспериментальную лабораторию, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
( ответы детей: не толкаться, вести тихо, работать аккуратно, соблюдая меры безопасности, ничего не пробовать на вкус, быть внимательными, выполнять мои задания строго по инструкции).
Воспитатель:
Молодцы! Пройдите займите места!
(дети проходят и надевают одежду для работы)
Воспитатель:
- Я вам покажу опыт «Как действует вулкан».
(Опыт)
Воспитатель:
- Вот наш вулкан проснулся, из кратера пошла магма…
Воспитатель:
-Вот наша магма застыла, превратилась в лаву и образовались камни. Ребята подойдите ко мне, посмотрите. Возьмите по одному камню, для дальнейшей работы, пройдите на места (дети берут камни, проходят на места).
Воспитатель:
- Рассмотрите их, а теперь рассмотрите с помощью лупы. Расскажите о них.
(ответы детей)
- А теперь мы выявим свойства камней.
- В одну руку возьмите пластилин, а в другую камень, сожмите их в ладони, что вы можете сказать? А легко было сжимать камень, а пластилин? Почему?
-Вывод: камень твёрдый, а пластилин мягкий!
Воспитатель:
- Сейчас я ударю молотком по камню, ВНИМАНИЕ!
(ударяет по камню)
- Что произошло?
( ответы детей: камень не разбился, он прочный)
- А если я ударю по стеклянной колбе? Что произойдёт? Какой мы сделаем вывод?
( ответы детей: камень прочный, стекло хрупкое)
Воспитатель:
- Мы выявили, что камень твёрдый!
- Теперь проведём опыт с водой, с помощью ложки опустите камень в стакан с водой, что вы видите? Какой вывод можно сделать?
( ответы детей: камень утонул, он тяжёлый).
Воспитатель:
- Мы выявили ещё одно свойство камней, камень тяжёлый!
Воспитатель:
- Давайте повторим, какие свойства камней мы выявили?
( ответы детей: Камень- твёрдый, прочный, тяжелый)
(стук молоточка по камням)
Воспитатель:
- Ребята, слышите какой то звук? Предлагаю пойти на звук, (дети идут за воспитателем, повторяют движения)
- Перешагиваем большие камни, мелкими шагами идём по узенькой дорожке, перепрыгиваем ямы, вот звук становиться всё ближе.
Воспитатель:
- Это работают геологи! Кто такие геологи?
( ответы детей: это профессия -люди которой занимаются изучением камней).
Воспитатель:
- Как называется профессия люди, которой занимаются изучением камней?
( дети: геологи)
Воспитатель:
– А какими качествами должен обладать геолог?
( ответы детей: геолог должен быть умным, сильным, смелым).
Воспитатель:
- Как вы думаете, для чего люди добывают камни?
(ответы детей)
Воспитатель:
(берет коробочку с камнями)
- Посмотрите, геологи оставили нам камни, возьмите по одному камню, вернитесь на места.
Воспитатель:
- А где вы встречали, видели камни?
( ответы детей: под ногами, в реке, в море).
- У нас в Кузбассе добывают много разных камней. Вот, например: гранит, мрамор - они очень прочные. Посмотрите внимательно на свои камни, поднимите руку у кого гранит, мрамор? (Молодец! Верно определил)
Воспитатель:
- А в нашем городе есть достопримечательности из гранита и мрамора?
Знакомы вам эти места?
Воспитатель:
- Ребята, а я знаю, что из камней можно собрать интересную коллекцию. Вы тоже можете стать коллекционерами, и сделать из камней коллекцию. Подойдите к столу разместите свои камни на платформе.
(делают коллекцию).
- Что мы с вами сделали?
( ответы детей: коллекцию)
- А вы заметили, что у нас остались пустые ячейки? Мы продолжим с ней работу!
Воспитатель:
- Вот мы и нашли ответы на все мои вопросы.
– Ребята, спасибо вам! Мне было интересно с вами работать! В знак благодарности я дарю вам морские камушки! Что вам больше всего запомнилось? Время пришло вернуться в детский сад, пройдите на места приведите их в порядок. До свидания!