Анна Беглецова
Конспект занятия в подготовительной группе с элементами экспериментальной деятельности «Береги зрение — чтобы видеть мир»
Конспект НОД в подготовительной группе "Береги глаза, чтобы видеть мир!"
Цель: продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека.
Задачи:
- дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека;
-познакомить детей со строением глаза;
-воспитывать чувство сострадания к незрячим и слабовидящим людям, желание оказать им помощь;
-познакомить с правилами охраны зрения и здоровья глаз;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе с элементами экспериментальной деятельности „Береги зрение — чтобы видеть мир“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
-расширять пассивный словарь дошкольников: "зрачок", "сетчатка", "радужная оболочка", "глазной нерв", "хрусталик", "мышцы глаза"; активизировать его
• Загадки: Два братца глядятся – друг друга не видят».
На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются.
Чтение стихотворения Н. С. Орловой «Ребятишкам про глаза»
Разберёмся вместе дети Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас На лице есть пара глаз.
Для чего нужны глаза? Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой Посиди совсем немножко.
Сразу сделалось темно. Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно – Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом Править быстрым самолётом.
Все моря на белом свете Переплыть мечтает Петя.
Будет Николай танкистом. А Сергей парашютистом.
Станет снайпером Илья… Но для этого друзья.
Кроме знания и умения Вам необходимо зрение.
Посмотрите в глаза друг другу. Какие они? Глаза одинаковые? Что вы видите? На что они похожи?
• Показ иллюстрации внешнее строение глаза. Закрывает глаза специальная дверка под названием «веко». Если перед глазами появится опасность, веки закрываются. На лице видна только небольшая часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам видны белковая и радужная оболочка. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета. А в самом центре находится специальное отверстие – зрачок. С помощью зрачка мы видим свет и изображения предметов. (показать слайд с разными цветами глаз).
• Внутреннее строение глаза.
Наш глаз похож на маленькое яблоко. Как мы уже знаем - мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку — глазницу, а наружу выглядывает любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым, прозрачным словом — хрусталик.
Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза, и по нервам, как по телефонным проводам, сигналы мчатся в мозг, где и возникает зрительное ощущение. Человек видит то, на что он смотрит.
• Мышечный корсет глаз. В глазах есть мышцы, которые помогают хрусталику сжиматься и расширяться, и мы можем разглядывать то, что находится далеко или близко. Посмотрите сколько мышц окружает наш глаз, все они усердно трудятся чтоб постоянно сжимать и ослаблять наше глазное яблоко, направлять взгляд вправо-влево, вверх-вниз.
• Игра «Кто как видит» (ознакомление с органами зрения животных, птиц, насекомых).
А теперь ребята мы немного поговорим о животных и других обитателях нашей планеты. Вы знаете, у кого самое острое зрение? (Ответы детей.) Конечно, у орла. А вот другая птица – сова видит даже ночью. Она легко находит себе пищу в темноте, ловит мышей. Я предлагаю посмотреть вам видеоролик о зрении животных.
Видео-показ о зрении животных.
Загадки:
1. В лесу у пня Суетня, беготня. Народ рабочий Весь день хлопочет
(Муравьи. Они даже днём видят звёзды.)
2. Живёт в лесу, ухает как разбойник. Люди его боятся, а он людей боится.
(Филин. Он видит только в темноте.)
3. Зажужжала, как пила Золотистая….(пчела)
Пчёлы воспринимают красный цвет так же, как и чёрный, и поэтому никогда не опыляют красные цветы.)
4. Лабиринт подземный зная И запасы умножая,
В норку он зерно несёт – Важный, гладкий, слепой… (крот).
У слепого крота глаза вообще заросли кожей. Они ему не нужны. Крот почти всё время проводит без света под землёй. Бывают и слепые люди. Как вы думаете, что заменяет им глаза? (Ответы детей.) У них обостряются другие органы чувств. У слепого человека лучше развиты осязание, обоняние, слух. Попробуйте на ощупь узнать, что лежит в мешочке. (Вызывает по очереди несколько детей).
У человека зрачок круглый. А у козы – с поперечным прямоугольным зрачком. Словно коза всё время щурится! А зрачок кошки на свету превращается в узкую щель.
Люди видят своими глазами одно целое изображение, то есть в мозге у них отражается единая картина. У рыб глаза обычно расположены по бокам головы, поэтому у них – две разные картинки. Также по бокам головы расположены глаза зайца, лошади.
«Есть ли защитники у глаз?» (на подносе стакан с водой, пипетка, салфетки бумажные. Капнуть на лоб.)
- Как вы считаете, кто защитил глаза? (брови, ресницы)
ОПЫТ. (взмахнуть платком перед глазами)
- Как глазки защитили себя? (закрылись веки)
- А если пылинка попадёт в глаз, что произойдёт? (веко начнет мигать, появится слезинка и смоет пылинку)
ВЫВОД: Какие защитники у глаз? (брови, ресницы, веки)
Глаза способны сами себя защитить, но если люди плохо о них заботятся, с глазами случаются всякие беды. А какие, вы мне поможете ответить.
• Гимнастика для глаз.
Умеете ли вы делать гимнастику для глаз?
Если чувствуете усталость в глазах, делай такие упражнения:
1. Зажмурь изо всех сил глаза, затем быстро открой их. Повтори это 4 – 6 раз.
2. Поглаживай в течение одной минуты веки кончиками пальцев.
3. Делай круговые движения глазами: налево – вверх направо – вниз. Повтори упражнения 10 раз.
4. Вытяни вперёд руку. Следи взглядом за кончиком указательного пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отводя обратно. Упражнение повтори 5 – 6 раз.
5. Посмотри в окно. Найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение одной минуты.
Валеологическая игра "Хорошее зрение, плохое зрение".
Какой предмет, помогает людям, видящим плохо?
Для каких целей люди используют очки? (При плохом зрении, от яркого солнца, для защиты от внешних повреждений и т. д.)
В городе видели людей с палочками. Эти люди не видят, люди с ограниченными возможностями. По разным причинам они потеряли зрение. Но и них развито обоняние, слух и осязание. Они могут читать пальцами. У них свой алфавит, состоящий из точек.
Зрение нужно беречь. Какие правила надо знать?
1. Не трогать глаза грязными руками.
2. Нельзя долго и близко смотреть телевизор.
3. Нельзя долго играть в компьютер.
4. Необходимо есть витамины.
5. Делать гимнастику для глаз.
А если вы получили травму – что делать? (Ответы детей.)
Правила первой помощи при травме глаз:
- если попала соринка, удалите её носовым платком от виска к переносице;
- при ушибе приложите к глазу вату или чистый носовой платок, смоченный холодной водой.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Задачи:
Обобщить имеющиеся у детей представления об основных функциях глаза. Закрепить знания об уходе за глазами. Работать над совершенствованием поисково-познавательной деятельности детей (эксперименты, опыты). Создать дружескую атмосферу занятия. Воспитывать бережное отношение к органу зрения.
Материал:
Косынка для завязывания глаз; кукла; 3 кубика одинакового размера, разные по цвету; игрушка; стульчик; платочек, три круга одинаково цвета, но разного размера; треугольник и ромб; непрозрачный полиэтиленовый пакет с апельсином, чесноком, кофе; кружок черного цвета на стекле; ширма, лист бумаги, 2 стакана один с водой, погремушка, ложка; стакан с водой, пипетка, салфетки бумажные 6 штук, платочек; магнитофон, аудиозапись «Звуки природы»- шум моря.
ОПЫТ 1. «Зачем человеку глаза»
(дети - наблюдатели за столом, вызываю ребенка к доске, которому завязываю глаза).
- Проведем эксперимент, вы будете наблюдателями, не подсказывать. ( совершаю бесшумные действия: взмахиваю платочком, беру в руки игрушку, сажусь на стул)
- Ты видел, что я сейчас делала? (нет) Почему? (завязаны глаза)
ВЫВОД: Какой вывод сделаем коллеги - ученые? Для чего человеку глаза? (чтобы видеть)
ОПЫТ 2. «Что умеют наши глаза»
( на столе 2 пирамидки: большая и маленькая, 3 кубика разного цвета, 2 разноса разной формы)
- Сейчас мы узнаем, что умеют наши глаза. (обращаюсь к разным детям) Покажи зеленый кубик. Покажи большую пирамидку. Покажи круглый разнос.
ВЫВОД: Какой вывод сделаем коллеги ученые? Что умеют наши глаза? (определяют цвет, форму, размер)
Упражнение для глаз: «Метка на стекле» (у окна)
- Подойдите к окну. Взгляните на крышу дома, теперь на кружок на стекле. Что находится далеко? Что находится близко? (выполняют упражнение 3-4 раза)
ВЫВОД: Глаза определяют, где находится предмет - расстояние.
- Вернёмся в нашу лабораторию (садятся за стол)
- Почему так говорят: «Глаза - зеркало души» (по глазам можно узнать характер человека, настроение)
- Давайте проверим это. давайте покажем что нам весело, - А теперь грустно. - Рассердились. - Удивились. - Испугались.
ВЫВОД: Какой вывод сделаем? (глаза могут показывать в каком мы настроении)
ОПЫТ 3. «Есть ли помощники у глаз?» (дать понюхать апельсин, чеснок, кофе).
ВЫВОД: Какой помощник есть у глаз? (нос)
ОПЫТ 4.
На столе кубик, кегля, кукла, кисточка, пластиковый стакан.
- Поиграем в игру "Определи предмет"(дать ребенку с завязанными глазами по очереди кеглю, кубик, куклу, кисточку, пластиковый стакан).
ВЫВОД: Как вы узнали предмет, ведь глаза были закрыты. Как вы думаете, какой помощник у глаз? (кожа, руки, пальцы)
ОПЫТ 5. ( сижу за ширмой за отдельным столом: мну бумагу (дети отвечают, что я делаю); переливаю воду из стакана в стакан; звоню в погремушку)
- Как вы узнали, что я делаю за ширмой, вы же ничего не видели? (услышали).
ВЫВОД: Назовите помощника ваших глаз в этом случае. (Уши)
- А теперь, уважаемые коллеги, пройдёмте в нашу лабораторию (за столами)
- Почему люди говорят: «Береги пуще глаза»? (Глаз очень нежный, его легко поранить, очень важно беречь глаза) А теперь узнаем, есть ли защитники у глаз? Глаз очень важный и нежный орган, сам организм защищает его. Потечёт с лица пот, его остановят брови. Давайте проверим.
ОПЫТ 6. «Есть ли защитники у глаз?» (на подносе стакан с водой, пипетка, салфетки бумажные. Капнуть на лоб.)
- Как вы считаете, кто защитил глаза? (брови, ресницы)
ОПЫТ 7. (взмахнуть платком перед глазами)
- Как глазки защитили себя? (закрылись веки)
- А если пылинка попадёт в глаз, что произойдёт? (веко начнет мигать, появится слезинка и смоет пылинку)
ВЫВОД: Какие защитники у глаз? (брови, ресницы, веки)
ОПЫТ № 8: На примере одного ребенка показать реакцию зрачка на свет и темноту. Сначала посмотреть нормальное состояние зрачка, затем пройти в темное помещение – зрачок расширяется, встать возле окна лицом к солнцу (или посветить фонариком) - зрачок сужается.
ВЫВОД: Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.
- Глаза способны сами себя защитить, но если люди плохо о них заботятся, с глазами случаются всякие беды. А какие, вы мне поможете ответить.
Гимнастика для глаз «ПАЛЬМИНГ» (очки снять, за столом)
- Закройте глаза ладошками, чтобы ни один лучик света не проникал. Представьте, что перед вами чёрное, чёрное море, по морю плывёт чёрный кораблик, он медленно уплывает в даль и превращается в чёрную точку.
Молодцы ребята. Берегите свое зрение, теперь вы точно знаете чего делать не стоит, а что нужно делать обязательно!