Ирина Разводова
Конспект НОД в подготовительной группе «Род. Родословная»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание любви и уважения к членам своей семьи, предкам.
Задачи:
— конкретизировать первоначальные представления детей о родословной, расширять понятия «род», «родня», «родословная», «родовое дерево»;
— стимулировать проявление познавательного интереса к истории и культуре своей семьи;
— формировать умение моделировать схему родственных отношений.
Оборудование: рисунки с изображением славянской семьи, кузнеца, схематичное изображение родословного дерева, листочки с именами членов семьи Кузнецовых.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Род, Родословная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Ход занятия
I.Мотивационно-побудительный
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг.
Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты мой друг, Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с замечательной старинной традицией — ведением родословной.
Стихотворение «В семейном кругу» :
В семейном кругу мы с вами растём. Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаём, Основа основ – родительский дом.
II.Организационно-поисковый
Воспитатель: Ребята, скажите, про кого это стихотворение, кого называют родственниками?
(Прадедушек, прабабушек, дедушек, бабушек, папу, маму, братьев и сестёр.) Воспитатель: Правильно, ребята. Родственниками называют близких по родству людей.
Воспитатель: А кто мне скажет, что означает слово «род»?
Дети размышляют, высказывают свои предположения. Воспитатель: Если объединить все ваши ответы, то можно сказать, что «род» - это одна большая семья. Самым уважаемым считается старший по возрасту член семьи – это прадедушки, прабабушки или же дедушка с бабушкой. Как вы думаете, ребята, почему?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, к ним можно обратиться за советом, так как они дольше всех прожили и много знают. И мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.
Воспитатель. В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Послушайте стихотворение.
«Кто такие предки?»
Е. Губина
Рассказать хочу вам, детки,
Кто такие наши предки,
Те, кто были перед нами.
Кто возился в детстве с вами?
Это — мама, это — папа,
Это бабушка и дед,
Это прадед. Он родился
Перед вами за сто лет.
Все, что видим мы сейчас,
Предки сделали до нас:
Лампы, туфли, телефон,
Поезд, стулья, этот дом;
Даже мяч, футбол, штаны
Предки нам изобрели.
Много-много лет назад
Предки начали писать.
От предков мы узнали,
В книгах предки рассказали,
Как возник наш род людской,
И кто был до нас с тобой.
Воспитатель. Так кто же такие предки?
Дети.
Воспитатель. Все верно, предки — это наши родные, которые жили до нас, перед нами. Мы их потомки. Почему нас так называют?
Дети.
Воспитатель. Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках. Этой традиции тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память. А что нужно знать, чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, своих родных, родственниках, предках?
Дети.
Воспитатель. Действительно, прежде всего нужно хорошо знать имена, отчества, фамилии своих родных. Но этого тоже недостаточно. Хорошо, если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли.
Воспитатель показывает детям иллюстрацию «Славянская семья».
Воспитатель. В старину в семье очень уважительно и ласково обращались к друг другу. Матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка.
Как вы думаете, у людей, изображенных на рисунке, есть имена?
Дети отвечают.
Воспитатель. Мы не знаем, как их звали, но мы можем придумать каждому из членов этой семьи имена, красивые, старинные, как в сказках.
Дети предлагают имена, обсуждают свой выбор и с учетом мнений большинства дают имена героям.
Воспитатель. Надо помнить: не имя красит человека, а человек имя. От того, какой человек, зависит отношение к нему окружающих. Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто. Что люди использовали, чтобы было понятно, о ком идет речь?
Воспитатель. Правильно. Например, Иван Петрович Кузнецов: сын Петра — Петров (сын, внук кузнеца — Кузнецов (внук).
Воспитатель показывает рисунок, изображающий кузнеца за работой.
Предком этой семьи был искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секреты кузнечного мастерства, но от его ремесла, его профессии произошла и фамилия — Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых. Так кого же объединяет род?
Дети.
Воспитатель. Да, род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию. С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Слово «родословная» состоит из двух частей «род» и «слово», слово о роде. Родословная рассказывает об истории семьи. Свою родословную может составить каждый человек. Попробуем составить родословную семьи Кузнецовых.
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Воспитатель. Когда человек хочет составить свою родословную, он располагает фотографии своих родственников на дереве, которое называется родословным. Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную?
Дети.
Воспитатель. Почему нужно начать с дедушек и бабушек? Дети. Потому что они самые старшие в семье.
Дети прикрепляют листочки с именами членов семьи Кузнецовых на родословное дерево, расположенное на доске или мольберте в следующем порядке (в направлении снизу вверх) : первый горизонтальный ряд: дедушка, бабушка; второй горизонтальный ряд: отец, мать, брат отца; третий горизонтальный ряд: сыновья, дочь, племянница. В результате получается схема родственных отношений.
Воспитатель. Как вы думаете, с чем можно сравнить семью Кузнецовых?
Дети. С деревом.
Воспитатель. Да, эту семью можно сравнить с ветвистым крепким деревом, у которого есть корни — люди, стоящие в начале рода; есть ствол — ближние и дальние родственники; есть ветки — родители; есть маленькие молодые веточки — дети. Посмотрите, имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: поколение бабушек и дедушек, поколение родителей, поколение детей. Поколение объединяет людей примерно одного возраста. Сколько поколений семьи Кузнецовых получилось на схеме?
Дети. Три поколения.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, можно ли назвать эту семью дружной?
Дети. Да.
Воспитатель. Почему вы так думаете?
Дети.
Воспитатель. Да, ребята, посмотрите, какие счастливые и радостные лица у всех. В этой семье люди много и тепло общаются друг с другом: рассказывают о своих делах, успехах и неудачах. Родственники всегда помогают друг другу. В народе есть поговорка «Семьей и горох молотят». Как вы понимаете ее смысл?
Дети.
Воспитатель. Да, так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.
Предлагаю поиграть в игру, в которой рассказывается о такой помощи друг другу.
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Дети поочередно разгибают пальцы обеих рук, собранные в кулак.
Мама, папа, внук и дед
Собрались варить обед.
Тебе — мясо тушить,
Тебе — капусту рубить,
Тебе — борщ варить,
Тебе — тесто месить,
А тебе — печку топить!
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, трудную работу легче и быстрее выполнить, когда работает один или когда все работают вместе?
Дети.
Воспитатель. Вот так и в жизни бывает: любую работу в семье, даже самую тяжелую, можно выполнить легко и быстро, если делать ее вместе.
Ребята, а вы помогаете дома своим родителям?
Дети. (ответы детей)
Воспитатель. Почему нужно помогать маме и папе по дому?
Дети. (ответы детей)
Воспитатель. Правильно, ребята, если все в доме делается вместе, папа и мама успевают поиграть с детьми, погулять во дворе, посмотреть телевизор, почитать книгу. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, проявляют внимание и заботу по отношению друг к другу Послушайте, пожалуйста, пословицы и поговорки о таких дружных семьях.
«Вся семья вместе, так и душа на месте», «В недружной семье добра не бывает», «Коли в семье лад, не нужен и клад», «Семья ладом полна», «Семейное счастье всего дороже», «Кто родителей почитает, тот век не погибает».
Воспитатель. Молодцы, ребята, много пословиц вспомнили о дружных семьях. Чем дружнее семья, тем крепче дерево жизни человека. А теперь давайте выучим стихотворение о дружной семье.
О. Высотская
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается.
Дедушка с папою, бабушка с мамою, братик и я,
Мы называемся вместе — семья!
Воспитатель. Продолжим наш разговор о дружных семьях. Как вы понимаете смысл пословицы «Кто родителей почитает, тот век не погибает»?
Дети. (ответы)
Воспитатель. Все верно, если в семье помнят о своих корнях, берегут семейные реликвии, если не забывают о ближних и дальних родственниках, поздравляют их с праздниками, пишут письма, если заботятся о своих родителях — такой семье не страшны бури и невзгоды, неприятности и печали, потому что она крепкая, как дерево, в ней корни, ствол и веточки поддерживают друг друга.
Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?
А что такое родословная?