Павлова Юлия Александровна
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление: Коррекционно – развивающее.
Образовательная деятельность:
«Речевое развитие»
Раздел:
- Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
- Подготовка к обучению грамоте.
Проектировочный компонент.
Тема: «Путешествие в страну звуков». Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слова.
Цели:
- Коррекционно-образовательные:
1. Совершенствование словарного запаса.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Путешествие в страну звуков“» размещена в разделах
2. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слова.
3. Профилактика нарушений письменной речи.
4. Совершенствование связной речи в ситуации игры.
5. Развитие словесно-логического мышления.
- Коррекционно-развивающие:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Развитие координации движений, артикуляции и произносительных навыков.
3. Развитие зрительного восприятия и внимания.
4. Развитие речевого слуха.
- Коррекционно-воспитательные:
1. Формирование навыков сотрудничества и взаимопонимания.
2. Воспитание доброжелательности, самостоятельности и инициативности.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».
Оборудование: декорации, изображающие речку, лес, дворец, звуковые рыбки, цветные колпачки, предметные картинки, коврограф, карточки с ребусом.
Предварительная работа: Проведение фронтальных и индивидуальных логопедических занятий по подготовке к обучению грамоте.
Подготовка к занятию : разучивание загадок и стихов индивидуально с детьми
Организационный компонент:
НОД составлено в соответствии с Санпином. Учётное время в соответствии с возрастными особенностями (30 мин., оборудование соответствует возрасту детей, выполнена влажная уборка помещения, освещение искусственное дневной свет.
Мотивационный компонент.
Побуждение детей к деятельности при помощи путешествия в волшебную страну, с помощью загадок и использование сказочного персонажа, подарков.
Ход занятия:
1. Логопед приветствует детей и предлагает им поздороваться с гостями.
Логопед: Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие по удивительной стране звуков. Но перед тем, как отправиться в путь, нам нужно подготовиться, т. к. в путешествии нас ждут испытания. Давайте вспомним, что мы с вами знаем о звуках и буквах.
(Ходьба по залу в разном темпе и видах под музыкальное сопровождение)
Он бывает тихим, громким,
А еще глухим и звонким.
Рот ему как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если где услышим стук,
Значит к нам добрался (звук).
Звуки бывают разные.
Давайте вспомним, какие мы знаем звуки? (Звуки бывают гласные и согласные. Согласные бывают, звонкие и глухие, твердые и мягкие.)
Дети рассказывают стихи про звуки.
Гласные тянутся в песне звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Согласные звуки глухие и звонкие
Без гласных им никогда не запеть.
Если сложить их в стихотворение
Песенку будет несложно пропеть
2. Теперь мы можем отправляться в путь по тропинке, но по дороге я буду загадывать вам загадки.
Слушайте внимательно:
Шла я лугом по тропинке,
Вижу солнце на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
Подходим к «Ромашке» .
Ребята, вы догадались о чем моя загадка? (О цветке.)
А какой это цветок? (Это Ромашка.)
В этой сказочной стране ромашка непростая. Сорвите по лепестку и сами все увидите.
(Дети срывают лепестки.)
Что же это такое на лепестках? (Буквы).
Покажите и назовите каждый свою букву и подберите для нее колпачок того цвета, какой звук обозначает ваша буква. (дети выбирают цветные колпачки, объясняя свой выбор: синие – для согласных звуков, красные – для гласных).
А сейчас посмотрите друг на друга. Вы теперь звуковые гномы. Давайте продолжим наше путешествие. 3. Слушайте мою следующую загадку:
Он со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Гномы, вы догадались, куда мы попали? (Мы попали в лес.)
Посмотрите, какое интересное дерево. На нем растут картинки. Вам нужно найти картинку, название которой начинается с вашего звука. (Дети подбирают картинки.)
Теперь, давайте проверим, как вы справились с заданием. (Ответы детей собъяснением.)
Молодцы, гномы, вы правильно подобрали картинки. Мы можем отправляться дальше. Не забывайте про мою загадку:
4. Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Догадались, о чем моя загадка?
Дети: Эта загадка о поезде.
Но поезд в моей стране тоже необычный, каждый вагон – это слово. Посмотрите, что-то случилось с поездом? Вагончики раскатились. Давайте соберем их. Послушайте, как это сделать: каждое слово должно начинаться на последний звук предыдущего. Мой вагон первый – глобус.
Дети выкладывают цепочку:
(Снеговик – кровать – телевизор – ролики – игольница – арфа.)
Молодцы, гномы, собрали поезд. Теперь можем отправляться дальше. Встают в паровозик.
5. Слушайте мою загадку:
Летом бежит,
Зимой спит.
Весна настала,
Опять побежала.
Что же это такое? (Река.)
Посмотрите, в реке плавают необычные рыбки. Давайте каждый возьмет себе по рыбке и посмотрит Что это за рыбы такие? Как вы думаете что нужно сделать? (обозначить место звука в слове) Покажите, где начало слова, где середина, а где конец слова.
Дети, передвигаясь по рыбке, показывают начало, середину и конец слова.
А теперь, слушайте свои слова :для звука а – пальцы,м – морковь, з – базар, о – пальто, к – песок,л – молоко.
Дети поочередно находят место своего звука в предлагаемом слове. (Дети выполняют задания). Молодцы!
6. Но как же речку нам перейти? Посмотрите, здесь какая-то подсказка.
На коврограферебус (4 картинки, под каждой цифра, обозначающая порядковый номер звука, который нужно выделить). Из выделенных звуков необходимо собрать слово – отгадку.
Лампа (3, кошка (2, стол (1, лист (4). (МОСТ).
(Дети, называют картинки поочередно выделяя необходимыезвук. Составляют слово.)
Молодцы, гномы, вы снова справились с заданием. Теперь мы можем перейти речку.
7. Гномы, посмотрите, а на этом берегу какие-то домики и новое испытание.
Нужно расставить картинки: в домик с 4-мя окошками – слова из 4-х звуков, в домик с 5-тью окошками – слова из 5 звуков. Возьмите по картинке и сосчитайте звуки в своем слове. (Дети считают количество звуков в своем слове.) Давайте расселим наши картинки.
(Дети поочередно называют слова, количество звуков и ставят картинку в нужный домик (руки, кран, лампа, кошка, куст, тигры).
Снова вы справились с заданием. Звуки в словах сосчитали и картинки расставили верно. Можем отправляться в путь.
Подходят к дворцу.
8. Посмотрите перед нами дворец. Феи звуков. Но чтобы во дворец нам попасть, нужно что-то открыть. Послушайте, я назову вам звуки, а вы скажите какое слово получиться. (З,А,М,О,К)
Правильно ЗАМОК, Скажите, а куда у нас падает ударение в этом слове? На какой звук? (Ударение падает на звук О). А если ударение упадет на звук А? Какое слово получится? (Замок) Правильно, Молодцы!
Но замок в моем дворце непростой, а волшебный. Он откроется тогда, когда вы соберете слово «замок» из живых звуков. (Дети собирают слово «замок» из живых звуков).
Молодцы, гномы, теперь замок открылся.
9. Итог занятия. А вот и сама Фея (в костюме Феи выходит воспитатель). «Здравствуйте ребята! Я приветствую вас в своей необыкновенной стране звуков. Я наблюдала за вашим путешествием, и мне очень понравилось, как вы выполняли все задания. И я, хотела бы вас за ваши старания наградить. (Вручает подарки (цветные. карандаши). Эти веселые карандаши, помогут вам летом, и отдыхать и, готовиться к школе. Вы же теперь будущие первоклассники. Спасибо вам, что побывали в моей стране. А теперь пора прощаться. До свидания!» Фея уходит.
Ребята и нам с вами пора возвращаться. Давайте закроем глазки, сосчитаем до пяти, и окажемся в нашем детском саду. (Дети выполняют)
Вам понравилось наше путешествие?
(Логопед спрашивает каждого ребенка о том, что ему понравилось больше всего и почему.)