Татьяна Каргина
Конспект НООД в подготовительной группе «Развитие интонационной выразительности речи у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
Задачи: познакомить детей с разнообразием интонаций человеческой речи, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса; показать, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения; научить различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
Публикация «Конспект НООД в подготовительной группе „Развитие интонационной выразительности речи у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другое.
3. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать способность произвольно изменять силу, высоту, тембр голоса (в слогах, словах, фразах, выдерживать паузу. Формировать ритмический рисунок в серии слогов. Совершенствовать чёткость дикции.
4. Развивать коммуникативные навыки, воображение.
5. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.
Ход:
Восп. : Ребята, скоро наступит зима, мы начнем готовиться к Новогоднему утреннику: будем разучивать стихи. И снова будем работать над выразительностью речи, чтобы рассказывать так, чтобы всем интересно было вас слушать. Сегодня мы повторим упражнения, которые нам помогут работать над выразительностью речи. Итак, первое упражнение: послушайте мой рассказ.
- Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты. Почему вы ничего мне не ответили?
Дети: вы нас ни о чем не спрашивали.
Восп. : Слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи?
Дети: Да.
Восп. : Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?
Дети: изменился голос.
Восп. : правильно. Если мы говорим спокойным голосом, что-то сообщаем, то в конце предложения ставим точку (показ карточки). В вопросительном предложении слово-вопрос произносится высоким голосом, а потом мелодика голоса понижается (Кто разлил молоко) (карточка -). Восклицательные предложения произносятся с повышением мелодики (Как красиво осенью) (карточка-).
Восп. : Дидактическая игра «Диктант». Я читаю рассказ, а вы показываете знаки в конце предложения.
«На опушке».
Ходила Аленушка в лес. Какая красота кругом! Кто это поёт? Вышла она на опушку. На опушке ромашки. Хороши ромашки!
Восп. : Сейчас наши девочки проситают стихотворение «Сорока и Мышь».
- Мышка-трусишка, ты треска боишься?
- Ни крошечки не боюсь!
- А громкого свиста?
- Ни капельки не боюсь!
- А страшного рёва?
- Нисколечки не боюсь!
- А чего же ты боишься?
- Да тихого шороха!
Восп. : Игра «Где стоит ударное слово?»
-ВСЕ дети играют в игры?
-Сказка тебе ПОНРАВИЛАСЬ?
- Тебе ХОРОШО отсюда видно?
Восп. : А теперь поработаем с пиктограммами. Выберете, какое настроение подходит к моим предложениям?
-Я прививки не боюсь, если надо, уколюсь (радость, грусть, испуг).
Восп. : Какое сейчас время года? (осень). Послушайте предложение : Скоро наступит зима.
-Как бы это предложение сказал :медведь, заяц, Баба-Яга.
(заяц-высоким голосом испуг)
(медведь – низким голосом равнодушно, грустно)
(Б-Я – хриплым, низким голосом радостно)
Восп. : Следущее упражнение выполняем стоя. «Повтори музыкальный рисунок!
НН ннн НННН нн Н ннн
Восп. : Следующее упражнение «Звуковые волны». Будем произносить звук, который издает змея, глядя на эту схему:
Взять вдох: произносим громко, тихо – плавно проводя в воздухе указательным пальцем.
Восп. : Упражнение «Дни недели».
Понедельник, вторник – беззвучно
Среда, четверг – шёпотом
Пятница, суббота – средней силы
Воскресенье – громко
Суббота, пятница – средне
Четверг, среда – шёпотом
Вторник, понедельник – беззвучно
Восп. : На полянку, на лужок
Тихо падает снежок (тихо).
Но подул вдруг ветерок –
Закружился наш снежок (громче).
Пляшут все пушинки
Белые снежинки (громко).
Восп. : А еще наша речь произносится в разном темпе. Что это значит?
Дети: быстро, медленно, спокойно, побыстрее…
Восп. : Когда знакомимся с скороговорками, то произносим её медленно, потом быстрее, быстро, еше быстрее.
Восп. : Повторяйте за мной и показывайте в заданном темпе:
«Мелет мельница зерно» (как будем произносить? Можно –быстро сказать)
«Мы с Антошкой бежим по дорожке» (как произнесем? Можно – медленно) Мы согласуем речь с движениями.
Восп. : (самостоятельно пальцами по столу)
Капля раз, капля два. Капля медленно сперва –кап, кап, кап.
Стали капли поспевать, капля каплю подгонять – кап, кап, кап.
Зонтик поскорей откроем, от дождя себя укроем – кап, кап, кап.
Физкультминутка «Карусель».
-Еле, еле, еле, еле - медленно
Завертелись карусели -умеренно
А потом, потом, потом -быстрее
Все бегом, бегом, бегом –бег
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите,
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.
Восп. : Игра «Найди важное слово». Мы с вами изучаем ударные и безударные слоги. А бывают еще в предложениях слова, которые мы выделяем голосом. Эти слова считаются особенно важными, выделяются голосом. Я буду задавать вам вопросы. Выделяя отдельные слова. А вы будете отвечать, тоже выделяя голосом эти же слова.
Снегири клюют рябину.
СНЕГИРИ клюют рябину? (Снегири).
Снегири КЛЮЮТ рябину? (Клюют).
Снегири клюют РЯБИНУ? (Рябину).
Восп. : Наши упражнения все выполнены. Вы все меня порадовали. Молодцы.