Ирина Тетерева
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Ознакомление с буквой Э»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему : «Ознакомление с буквой Э»
Программное содержание : познакомить детей с буквой Э, закрепить навыки различения и правильного произношения звука [э], в слогах, словах, фразах; упражнять в определении места звука [э] в словах, совершенствовать навыки звукового анализа слова, печатания слогов, слов, предложений; учить детей задавать вопросы к одушевлённым и неодушевленным предметам; закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: „Ознакомление с буквой Э“» размещена в разделах
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: предметные картинки со звуком [э] (эскимо, экскаватор, электричка, экран, этажерка, большая схема для определения позиции звука в слове, раздаточный материал: фишки, кассы, тетради, карандаши, карточки для чтения и графической работы.
Содержание НОД.
Ход занятия
I. Орг. момент
Логопед: «Сядет тот, кто стоит за, перед, слева от, справа от, ближе всех к, дальше всех от меня… и т. д.»
II. Основной этап.
1. Сообщение темы занятия.
Логопед предлагает отгадать загадку и определить первый звук в отгадке:
Никто его не видывал,
А слышать - всякий слыхивал.
Без тела - а живёт оно,
Без языка - кричит оно. (Эхо)
- Какой первый звук мы слышим в слове эхо?
Педагог объявляет тему занятия.
2. Работа со звуком.
Хоровое и индивидуальное проговаривание звука [э].
3. Характеристика звука [э]. (Звук [э] - гласный, его можно петь и тянуть, обозначается красным цветом).
Развитие фонематического слуха.
4. Дидактическая игра «Хлопай, не зевай!»
Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети хлопают в ладоши, если услышат звук [э] :
э, а, э, у, о, э;
эх, ах, ух, эх;
Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
5. Звук в слогах.
Игровое упражнение «Речевая зарядка» (дети повторяют цепочку слогов) : эп-оп-ап уп-эп-оп ип-уп-эп
ип-эп-aп эп-aп-эп oп-уп-эп
6 Звук в словах.
Дидактическая «Где спрятался звук [э]?» (определение позиции звука [э] в словах). Речевой материал: поэт, эльф, эмблема, этажерка. (Дети разделяются на четыре группы, каждой из которых предлагается для работы свое слово. Затем дети озвучивают, что у них получилось.)
7. Дидактическая игра «Чего не стало?» (опора - предметные картинки со звуком [э] : эскимо, экскаватор, электричка, экран, этажерка.
Логопед выставляет 5 предметных картинок на наборное полотно, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают на вопрос: «Чего не стало?»).
8. Дидактическое упражнение «Кто это? Что это?».
Логопед предлагает детям ряд слов и просит задать к каждому из этих слов вопрос. Кто это? Что это? (предлагается вспомнить соответствующее правило)
Девочка, бабочка, стол, стул, кошка, кашка.
9. Физкультминутка.
Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
10. Развитие связной речи.
Логопед предлагает детям составить предложение с любым из понравившихся слов со звуком [э] из задания № 7.
10. Обучение элементам грамоты.
Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [э] на письме – с буквой Э. Логопед задает детям вопрос о том, на что похожа буква Э?
Логопед читает стихотворение:
Это - Э
С открытым ртом
И большущим языком.
11. Выкладывание буквы Э из верёвочек, прорисовывание буквы в воздухе.
12. Работа в тетрадях.
Печатание букв Э, э по образцу.
слогов: эм, эп, эт, эк, мэ, пэ, тэ, кэ (под диктовку);
слов: это, эму, Эмма (под диктовку).
Списывание предложений: Тут Эмма. Там эму.
13. Звуковой анализ слова: эхо (выкладывание слова в кассах).
Дополнительно.
Детям раздаются карточки с заданиями.
14. Чтение слогов со звуком [э] :
ЭП, АЭ, ТЭ, ЭЛ, ПЭ, ЭК, ЭХ.
15. Зачеркните букву, отличающуюся от остальных (работа на карточках) :
Э Э Э Э Э С Э
III. Итог занятия:
1. Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?