Ольга Чикунова
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе ФЭМП
Тема: «Космическое путешествие»
Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательные: Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр. Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку, аккуратно выполняя задание. Совершенствовать умение решать примеры на сложение и вычитание. Закрепить знание объемных геометрических фигур по их форме и цвету. Продолжать учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры, а также упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры. Совершенствовать умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание, развивать логическое мышление. Закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве (в ряду) : слева, справа, вверху, между, перед, за, рядом. Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Развивающие: Развивать интерес- мотивацию к учебной деятельности, умение работать в коллективе, в парах, индивидуально.
Воспитательные: воспитывать умение добиваться поставленных целей, умение работать в коллективе, доброе отношение к окружающим оказывать помощь тем кто в ней нуждается.
Время Ход занятия: Деятельность детей
1. Орг. момент:
(включаю слайд№2)
Звучит спокойная музыка, на экране появляется картинка (звездное небо) .
Я начинаю читать стихотворение:
В небе чёрном, бархатистом
Звёзды яркие блестят.
Ночь мерцаньем серебристым
Украшает свой наряд.
Свет таинственный, далёкий,
Призывая и маня,
К устремлениям высоким
В небеса зовёт меня.
Звёздное небо невероятно прекрасно. На него можно смотреть бесконечно.
На небе много интересных вещей. Солнце, луна, планеты и многое другое. И, конечно же, звёзды. Они могут складываться в причудливые картинки, которым люди дают название. (делаю челчок мышкой, появляется картинка – ковш большой и маленький -медведицы) на слайде №2.
Если они ничего не скажут, то я говорю:
Легче всего разглядеть Большую Медведицу и малую. Это такое яркое созвездие, похожее на ковш.
Пауза. Затем нажимаю еще раз и появляется планета (на слайде №2).
Смотрите кажется одна звезда мигает, да это вовсе не звезда, а какая- то неизвестная планета.
(затем я нажимаю на этом же еще раз слайде№ 2 и с экрана звучит голос :
-Ребята, помогите нам пожалуйста, нашу планету захватили космические пираты,и жителей закрыли в темнице. Мы просим вас о помощи. Прилетайте. Координаты нашей планеты вы проложите на карте, и узнаете где находиться наша планета.
2. основная часть: (нажимаю на слайд -№3)
Какая- то странная карта?
Что вы видите на экране?
Как вы думаете, что означают цифры и стрелочки?
Как в математике мы называем, действие когда рисуем по клеточкам используя цифры и стрелочки?
Что означают цифры?
Что означают стрелки вверх? Вниз?
А кружочки на что похожи?
Кто-нибудь может сосчитать сколько планет изображено?
Точку считать не надо. (руки должны поднять, я вызываю одного ребенка и он считает).
(затем я предлагаю пройти к столам).
(Давайте присядем за столы).
А теперь попробуем выполнить графический диктант.
Это нам нужно для чего?
У вас на столах лежат вот такие карточки. Положите их к себе. В корзинке лежит фломастер.
Слушайте меня внимательно, это нужно для того, чтобы правильно выполнить задание.
Я начинаю диктовать графический диктант:
2
6
3
2
4
5
8
7
Проверяем. Я включаю -слайд №4.
У вас точно также расположены стрелочки?
Но в нашем задании были только стрелки?
Или еще что-то было?
А может нам наложить графический диктант на планеты? Что же будет? Включаю -слайд№5.
Да, ребята, что у нас получилась?
Если не скажут, то я говорю : настоящая карта с маршрутом, и мы прекрасно видим к какой планете нам надо лететь.
Вот эта планета. (показываю)
Какая – то она странная.
Вы знаете ее название?
Может это и марс, но это совсем другая планета, она только похожа на нее.
Какие еще версии?
Вы перечислили все планеты? Или вы знаете еще какие-нибудь названия планет?
Ни одна планета не подходит.
Угадать вам не удалось, может попробуем выполнить одно задание и тем самым узнаем название этой планеты?
У вас на столах лежат карточки,что написано на карточках?
Значит что нужно сделать?
Ответы фломастером записывать не надо, для этого вы можете использовать карточки с цифрами.
Приступайте.
(Если вы не уверены в ответе,то помощником вам может служить линейка)
8-7=1
1+1=2
6-3=3
2+2=4 6-5=1
8-6=2
1+2=3
3+1=4 4-3=1
5-3=2
2+1=3
1+3=4 8-7=1
1+1=2
6-3=3
2+2=4 6-5=1
8-6=2
1+2=3
3+1=4 4-3=1
5-3=2
2+1=3
1+3=4
Вы решили примеры, давайте их проверим.
В первом примере вашей карточки,
ответ цифра-1.
Во втором примере, цифра -2
В третьем, цифра -3
В четвертом, цифра -4
Нажимаю слайд №6.
Ой, смотрите, что- то появилось?
(на экране появляются буквы и цифры)
Смотрите появились две колонки
Одна колонка находиться где? (с права и слева).
А вторая?
В каждой колонке написаны что?
Давайте проговорим буквы и цифры расположенные в левой колонке.
Теперь проговорим буквы и цифры расположенные в правой колонке.
Буквы мы назвали, а что можно составить из букв?
Какие у вас есть варианты.
Какое-то оно странное.
Может попробуем нажать на картинку? (нажимаем)
(на этом же слайде №6 загораются красным цветом буквы).
Может попробуем из четырех букв составить слово используя цифры по нарастающей от 1 до 4.
Какое слово получилось?
Какое необычное название планеты?
Значит, нам предстоит полететь на эту планету под названием?
Она находиться в далекой Галактике.
Но на чем мы туда долетим?
Включаю -слайд-№7)
А из чего мы можем ее построить?.
Хорошо.
А из каких частей состоит ракета?
Из передней части ракеты (носовая часть, борт ракеты, хвостовые крылья (сопла, Двигатели в которых сгорает горючее (если не ответят).
Молодцы. А у нас из всего есть только посмотрите на лево.
Но нам надо построить свою ракету (После на этом же слайде нажимаем и появляется ракета из модулей).
Посмотрите на экран как может выглядеть ракета из модулей. Посмотрели?
Теперь давайте все вместе придумаем свою ракету. Строить ее нужно коллективно. Подумайте какие детали вы будете использовать.
(Ракета готова)
Назовите те модули которые вы использовали в строительстве ракеты?
Ура, ракета готова. Но космонавтам в космосе необходимо надеть шлемы.
Экипажу прошу занять свои места. Начинаем обратный отсчет. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск.
Я включаю слайд-№8
А чтобы мы не забыли маршрут к планете РОБА в этом нам поможет?
Дети сказали слово карта и я включаю Слайд №9
Дальше, я включаю слайд №10
Смотрите ребята мы свами оказались в космосе. А кто знает что происходит с космонавтами в космосе?
Давайте ощутим это на себе.
Физминутка:
Встаньте с ваших мест, вы можете снять ваши шлемы, т. к. на борту достаточно воздуха.
Возьмите ваш шлем в правую руку. И вытяните правую руку в право.
Переложите в в левую. И вытяните левую руку.
Возьмите двумя руками и поднимите над головой.
Покажите шлем перед собой.
Спрячьте шлем за спину.
Положите шлем на пол перед собой.
Перешагните так, чтобы шлем оказался сзади вас.
Встаньте так, чтобы шлем оказался рядом с правой ногой.
Встаньте так, чтобы шлем оказался рядом с левой ногой.
Поднимите шлем и наденьте его на голову.
Прошу экипажу занять свои места, мы приближаемся к планете. слайд № 11
Я включаю слайд №12
Странно какая -то подозрительная тишина.
( затем жму на мышку и с экрана раздается голос:
- Ребята как хорошо, что вы прилетели. Чтобы спасти всех жителей нужно починить дорогу.
Ребята, как же мы починим дорогу, тут такие огромные кратеры?
А чем мы можем засыпать?
Ладно песок и камни, а где возьмем асфальт? Его у нас нет.
Давайте пройдем вот к этим столам. Что у нас есть?
С помощью чего мы может измерить вес песка?
Как это сделать?
А как нам узнать сколько песка нужно засыпать в каждый кратер?
А давайте посмотрим на картинку. Слайд № 13.
Обратите внимание на каждом кратере указан вес. это означает сколько песка нужно насыпать в каждый кратер.
100гр. 50гр. 20гр. 40гр.
Алиса и Захар давайте вы будете измерять песок для первого кратера с цифровым значением 100гр.
Женя и Вика с – 50гр.
Дима и Милана -20гр.
Ну, а я измерю с -40гр.
Мы измерили снимите аккуратно чашки с весов. И чтобы песок не рассыпался, что нужно сделать?
Песок для кратеров готов, но мы незнаем на каком расстоянии друг от друга находятся кратеры.
Вернитесь к рабочим столам. Сели.
Перед вами планета. Что на ней изображено?
Мы должны с помощью линейки измерить длину от одного кратера, до другого. И записать Фломастером в пустой квадратик ответ.
Слайд №14
Если вы измерили давайте проверять ответ. первая длина?
Вторая длина?
Третья длина?
Длину между кратерами мы измерили и теперь мы спокойно можем отправлять наши контейнеры с песком к кратерам.
Какой космический вид транспорта мы выбираем?
А давайте остановимся на космическом грузовике?
Слайд №15 (появляется грузовик и увозит песок).
Дорогу мы починили, и теперь смело можем отправляться к замку где находятся жители этой планеты.
Включаю слайд №16 замок увеличивается и появляется пират.
Звучит пиратский голос:
- Мы космические пираты и знаем зачем вы сюда пожаловали. (Появляется замок,где спрятаны жители). Вы хотите освободить жителей этой планеты, но для этого вам надо решить задачу.
Включаю следующий слайд № 17 пират говорит задачу.
Слушайте внимательно задачу…
На планету приземлилось 4 ракеты, затем приземлилось еще 3 летающих тарелки. Сколько объектов приземлилось на планете?
Давайте сначала разберем из чего состоит задача?
Кто из вас может повторить условие задачи?
Я тебе помогу (показываю картинку)
Ракеты и тарелки.
Какой вопрос у этой задачи?
Теперь будем решать задачу. Каким действием мы решим эту задачу?
Почему?
А еще почему?
Объектов в конце задачи уменьшилось или увеличилось?
У вас в корзиночках лежать цифры и знаки составьте решение задачи.
Кто может мне сказать решение задачи, которое вы составили?
Вы согласны.
Тогда проверяем. на этом же слайде №17 нажимаю выходит пример 4+3=7
А какой был вопрос у задачи, я забыла.
Кто может сказать ответ задачи?
Но надо говорить полным предложением.
Нажимаю на следующий слайд №18 и звучит голос с экрана.
Молодцы. Вы правильно решили задачу. А теперь проверим вашу смекалку.
У какой фигуры нет углов?
Нажимаю на этом слайде №18
Звучит голос молодцы.
Нажимаю еще раз и звучит голос.
Слушайте следующую задачу.
Космонавт прилетел на орбиту в понедельник, а вернулся на землю в понедельник на следующей недели. Сколько дней он пробыл на орбите?
Нажимаю еще раз на этом слайде №18
Вот и справились мы с о всеми заданиями! Какие вы молодцы!
И мы отпускаем жителей этой планеты.
Пират исчезает и появляются жители, они весело танцуют и звучит веселая музыка.
Ура. Мы освободили жителей.
И нам пора домой.
Воспитатель: Экипажу необходимо занять свои места в ракете, надеваем космические шлемы.
Ракета к полету готова.
Начинаем обратный отсчет от 10. 10, 9…1,0. Пуск. (Звучит космическая музыка) слайд №19 плавно переходящий в слайд №20
Итог:
Скажите на ваш взгляд, путешествие было сложным или нет?
Какое задание для вас было сложным, а какое самым легким?
Включаю слайд №21
Ну, вот мы и дома, в детском саду.
Все приключения позади. Вы все молодцы. Спасибо вам, вы сегодня справились со всеми заданиями, и я убедилась, что вы много знаете и умеете.
Детей приглашаю на стульчики (или пуфики) они сидят полукругом, лицом к экрану. (слайд №1)
На него можно смотреть бесконечно.
Дети смотрят высказывают свое мнение.
Планеты, цифры, стрелочки.
Схема, маршрут.
Графический диктант.
Сколько клеток надо отступить от точки.
Стрелки обозначают в какую сторону нужно отступать.
Эти кружочки похожи на планеты.
На экране изображено 8 планет.
Дети проходят к столам, садятся.
Для того чтобы узнать где маршрут, где находится эта планета.
Дети берут карточку с клеточками и достают из корзинки фломастер.
Дети выполняют диктант на карточках.
Да
Они говорят: да или Нет.
В нашем задании были не только стрелочки и цифры, но и планеты.
Дети говорят: да.
Получился маршрут.
Дети говорят получилась настоящая карта с маршрутом
Да. Это –марс.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети вспоминают планеты и их названия.
Примеры.
Решить их.
Дети решают примеры подставляя нужную карточку с числом.
Буквы и цифры.
Слева.
справа
буквы и цифры.
Дети проговаривают по очереди :
это буква п и напротив ее стоит цифра 9.
Это Р и напротив -1
Это буква А -4
Б-3
О-2
С-8
Слово
Ответы детей.
Дети говорят,что некоторые буквы стали красные.
РОБА
РОБА
На ракете.
Стулья, конструктор. модули.
Ответы. (Из передней части ракеты (носовая часть, борт ракеты, хвостовые крылья (сопла, Двигатели в которых сгорает горючее.)
Дети видят модули и говорят что будут строить из модулей.
Да
Дети начинают строить. Готова.
Арка прямая, брус (2шт, треугольник большой, треугольник маленький, цилиндр.
Дети берут шлемы и надевают.
Карта
Они испытывают невесомость.
Дети выполняют движения.
Предположения детей. (засыпать, сравнять)
Камни, песок, глина, асфальт)
Полным предложением: у нас на столах в контейнерах лежит песок и камни.
Мы можем измерить с помощью весов.
Дети рассказывают. Что нужные весы, в одну чашку насыпаем песок. В другую ставим гири. Делаем так чтобы чашки оказались на одном уровне.
Ответы.
Закрыть крышкой.
Кратеры, линии красные. И квадратики.
8см.
7см.
8см
Дети перечисляют.
да
Могут быть ответы.
Задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа.
Один ребенок говорит.
Сколько всего космических объектов приземлилось на планету.
Сложение(+)
Потому что предметов увеличилось.
В вопросе спрашивается сколько всего?
Увеличилось
4+3=7
Да
Ответы.
Ответы
Круг, овал
7
Дети считают 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.