Вера Петушкова
Конспект НОД в образовательной области «Познание» в подготовительной группе «Путешествие в подводное царство»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе
Образовательная область «Познание»
Тема: «Путешествие в подводное царство»
Цели:
Публикация «Конспект НОД в образовательной области „Познание“ в подготовительной группе „Путешествие в подводное царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательная : Уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде, познакомить с «этажами» подводного царства. Формировать умение делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности.
Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес к различным представителям морской фауны.
Формировать потребность в двигательной активности, содействовать освоению имитирующих движений. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку на протяжении занятия.
Развивающая: Развивать воображение, фантазию.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, продуктивная, игровая, двигательная
Здоровьесберегающая: воспитывать бережное отношение к своему здоровью,
способствовать снятию усталости и напряжения
Материал и оборудование: модели кита, дельфина, фрагмент с изображением акулы, музыкальные записи, видеофрагменты.
Ход занятия: Дети стоят на коврике. Обращаюсь к детям. Ребята, вы любите путешествовать? А куда вы бы хотели совершить путешествие? Мы сегодня совершим путешествие. А куда - отгадайте. Аудиозапись -5-6 сек. Звук моря.
Я предлагаю совершить увлекательное путешествие в подводное царство. Оно может оказаться опасным, поэтому нам лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Приглашаю вас занять места. Во время путешествия необходимо сидеть правильно, спокойно, ходить нельзя по подводной лодке. Дети занимают места. Лодка готова к погружению? (Да) Морские волны качают ее. Дети, стоя друг за другом около стульчиков, переступают с ноги на ногу, наклоняются в стороны. Будьте готовы – на счет «три» погружаемся. Дети громко считают до трех. Звучит музыка (аудиозапись погружения -5-6 сек.) Слышите музыку? Это голос моря. С помощью движений руки туловища дети имитируют погружение подводной лодки и садятся на стульчики.
Воспитатель: Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Почему здесь светло? (солнце его освещает).Как вы думаете, это теплый этаж или нет? (теплый, так как солнце его согревает). Посмотрите как здесь красиво. (Включаю фрагменты видеофильма 3мин)
Смотрите, справа по борту через море-океан плывет чудо-великан. (Дети поворачиваются головы и видят модель кита) (Это кит). Это животное такое огромное! Оно наверное сможет нас проглотить! (Нет. Киты питаются мелкими водорослями, моллюсками).Да, вот так рыба нам встретилась?.
(Это не рыба). А кто же это? (Млекопитающее, зверь) Почему? А я думаю, что рыба! (Нет. Детей кит кормит молоком, дышит легкими). А может это все-таки рыба, ведь у него хвост, плавники? (Это водное животное, хвост и плавники – это его приспособление к жизни к воде).Хорошо, соглашусь с вами. (вешаю кита на доску) Смотрите ребята, слева за бортом мелькнуло животное. (Показываю модель дельфина). Ох, и умные эти рыбки! (Это не рыбки, а млекопитающие) А почему? Как вы думаете?. (ответы детей). Я слышала, что много утопающих они спасли, да и дружны они на редкость. А вот ответьте на такой вопрос: почему киты и дельфины обитают у поверхности воды, на ее верхних этажах? (У них нет жабр, они выплывают, чтобы глотнуть воздух). Давайте представим, что мы с вами дельфины и киты. Проводится игра «Мы дельфины и киты». (Дети встали)
Воспитатель: Где мы живем? (В воде). Дети поднимают руки вверх, замыкают кисти рук в замок, делают наклоны в стороны, вперед-назад – «плавают». Но вот закончился воздух. Что мы сделаем? (Не размыкая «замка», дети опускают руки и делают дыхательные упражнения: вдох через нос, выдох через рот.) Набрали воздуха киты и дельфины и опять нырнули под воду. После глубокого вдоха дети поднимают руки, сцепленные в замок над головой и выполняют наклоны (4 раза).
Воспитатель: Что-то задержались мы на верхнем этаже подводного мира. Предлагаю опуститься поглубже. (Включается музыка 10сек.)
(Дети имитируют движения подводной лодки. Руки согнуты в локтях, выполняют движения вперед с помощью ног)
Здесь уже темнее. Как вы думаете, почему? (Мы погрузились глубже. Солнечные лучи сюда пробираются с трудом, поэтому темнее). Что можно сказать о температуре воды, если сравнить этот этаж и верхний. (Вода стала прохладнее, ведь солнца меньше). Показываю видеофрагменты. 1мин. Ой, ребята, а это кто? (Показываю видеофрагмент с акулой) (Акула). Она млекопитающее животное. (Нет, акула – рыба, дышит жабрами). Чем она питается? (Рыбами, морскими животными). Акулы могут напасть на человека? (Да, могут). Какие виды акул вы знаете? Давайте уплывем подальше от этого опасного животного (Дети рыбы). Погружение продолжается. (Звучит музыка погружения. Дети имитируют движения подводной лодки).
Воспитатель: Вот мы и оказались на морском дне. Сможем мы дышать под водой? (Нет, у человека нет жабр). Что надо придумать, чтобы путешествовать по морскому дну. (Надеть акваланги, водолазные костюмы).Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы. Выходим из корабля. Прогуляемся по дну, разомнем наши ножки и ручки. (Дети выходят из корабля идут на ковер. На ковре лежит светло-коричневое полотно, изображающее дно, впереди водоросли-ленты)
Воспитатель: Как красиво на морском дне, вот я вижу морскую звезду большую и маленькую, а вот раковины разных размеров. Смотрите ребята, я вижу медузу. Ее можно потрогать? (Нет, лучше не надо, она может обжечь) Как они интересно плавают – набирает под свой зонтик воду, потом сокращается; вода из-под зонтика резко выбрасывается, а медуза получает толчок вперед. Такой способ передвижения называется реактивным. Именно он лежит в основе космических полетов.
Давайте попробуем передвигаться как медузы.
Проводится игровое упражнение «Мы медузы»
Дети находятся в положении приседа, руки в стороны, немного согнуты в локтях (чтобы получился купол). Затем резко опускают руки вниз и подпрыгивают - 3раза
Воспитатель: Я вижу много медуз. Что это означает. (Приближается шторм.) Давайте покажем, как же морские жители пережидают шторм на море.
Включается музыка. Дети изображают шторм на море. 3 мин.
Воспитатель: Окончился шторм, на дне много разного мусора. Почему так произошло? (Люди бросают мусор в воду, а при шторме часть выносится на берег, а часть тонет, опускается на дно). Давайте наведем порядок, соберем мусор и опустим все в корзины мусорные. (Дети собирают мусор).
Воспитатель: Вот и навели порядок на морском дне. И заканчивается наше путешествие по подводному миру. Пора возвращаться на землю. Занимайте места в лодке. Начинаем всплытие на поверхность. (Звучит музыка всплытия).
Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие по подводному миру. А давайте мы с вами сделаем на память свой кусочек подводного мира с водорослями, морскими животными и расположим все правильно, по этажам подводного мира.
Вы должны занять места за столами и разукрасить морских жителей, а потом расположить их на плакате.
Дети занимают места за столами, провожу массаж пальцев, а затем дети разукрашивают морских обитателей и располагают на плакате.
(Звучит музыка. 5мин.)
Воспитатель: Ребята, что интересного вы узнали сегодня? Как можно назвать кита и дельфина? Кто такая акула? Как можно узнать о приближении шторма? Как следует относиться к морским жителям?
Путешествие окончено. Даю установку на дальнейшую деятельность.