Татьяна Агапова
Конспект НОД в подготовительной группе о традициях и обычаях на Руси с Рождества до Крещения
▼ Скачать + Заказать документы
Святки на Руси.
Конспект НОД в подготовительной группе.
Автор: Агапова Т. А., воспитатель МКДОУ БГО ЦРР д/с № 19 г. Борисоглебска.
Программное содержание :продолжать знакомить детей с традициями и обычаями наших предков. Развивать интерес к традициям русского народа. Закреплять знания о малых жанрах русского фольклора. Воспитывать любовь и уважение к русским традициям и обычаям.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе о традициях и обычаях на Руси с Рождества до Крещения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Темочки
Предшествующая работа : рассматривание иллюстраций, чтение сказок, сказов, потешек. Просмотр презентации о русской старине. Обыгрывание предметов быта в играх-драматизациях. Посещение музея кукол в детском саду.
Ход НОД.
Воспитатель, хозяюшка, одетая в русский костюм, встречает детей.
-Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада! Хоть не богата, а гостям рада.
Дети отвечают на приветствие знакомыми пословицами :
- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
-Много гостей, много и новостей.
-Что есть в печи. на стол мечи.
-Хозяин весел и гости рады.
-Для дорогого гостя и ворота настежь.
Ну раз уж гости дорогие ко мне пожаловали, то расскажу я вам как наши предки-славяне отмечали Рождество и Крещение на Руси. Чем занимались в святые вечера.
Итак, в канун Рождества (в сочельник) после торжественного богослужения, возвращаясь в свои дома, крестьяне садились за постную обрядовую трапезу. Под скатерть стелили солому из необмолоченных зёрен, на стол ставили кутью, кисель и взвар. (хозяюшка демонстрирует детям кушанья и поясняет)
Кутья- главное угощение Рождественского сочельника. Это каша из целых зёрен пшеницы, ячменя, гречки или риса, сдобренная мёдом или изюмом. Её во многих семьях готовят и в наши дни. Кутья, с одной стороны, считается поминальной едой, а с другой –символом вечного обновления жизни, потому что зерно способно долго хранить и вновь воссоздавать жизнь, умножая её. Есть кутью –означает почитать предков, приобщаться к обновлению жизни, обеспечить себе в будущем достаток и благополучие. Мы сегодня с вами тоже отведаем это старинное блюдо.
После ужина люди ходили по дворам и поздравляли друг друга специальными песнями –колядками. Колядовщики наряжались в цыганей, надевали маски козлов, медведей, журавлей и т. д. Сейчас всё это делается для смеха, а раньше люди верили, что т. о. они могут напугать нечистую силу.
Войдя в дом, колядующие обязательно спрашивали разрешения у хозяев «Коляду кликать»
Главная часть колядок содержит мотивы величаний и благожеланий. В них создаётся яркая картинка идеальной крестьянской семьи, богатого дома, хорошего хозяйства. Использование колядок было обязательным в крестьянском мире. Мы с вами разучивали такие колядки, давайте их вспомним. (дети встают и пропевают заранее выученные колядки)
Коляда светлая, пришла коляда
Вперёд Рождества, вперёд Масленицы.
Зашла Коляда к добрым людям на двор.
Доброму хозяину –корову с телёночком,
Овцу с ягнёночком, лошадь с жеребёночком,
Свинью с поросёночком.
В последнее время часто исполняются коротенькие новогодние песенки, содержащие в основном,
просьбу одарить колядующих.
Маленький мальчик залез в стаканчик,
А стаканчик на бочок, давай, бабка, пятачок,
Пяточка –мало-давай кусок сала.
Маленький мальчик залез в стаканчик,
А стаканчик хруп-давай, бабка, рубь.
А рубля мало, давай пышку под мышку
И пошёл вприпрыжку.
Коляда-моляда прикатила молода!
Мы нашли Коляду во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон, вынеси добро во двор.
Как на улице мороз подмораживает нос.
Не велит долго стоять, велит скоро подавать.
Или тёпленький пирог, или маслица, творог,
Или денежку копьём, или рубль серебром.
В некоторых сёлах было принято, чтобы в ночь под Рождество деревенский пастух обходил подворья, где содержали скот и войдя в дом к хозяину, и ударяя кнутом по лавкам, приговаривал:
Овечкам-катиться, ягняткам-водиться.
Ягнятки гладки, сигают по лавкам.
Ребята, кто хочет побыть сегодня в роли пастуха (Ребё нку предлагаются атрибуты : шляпа, кнут, пастушья сумка) и ребёнок произносит пожелание.
За такое пожелание хозяин одаривал пастуха кутьёй, салом, пирожками, другими продуктами или деньгами. Ещё наши предки на Рождество во дворах жгли старую прошлогоднюю солому, при этом считали, что рождественский огонь умерших родственников греет, хотя есть предположение, что костры жгли не с целью помянуть усопших, а как бы «закрепить» начало нового солнечного года.
На Рождество, Крещение или на Масленицу устраивались кулачные бои или «кулачки» .Они были важным символом борьбы старого отжившего и нового сильного, молодого, что должен принести с собой новый земледельческий год. Немощные старики следили за соблюдением строгих правил боя. Женщины и девушки в самых дорогих нарядах стояли поодаль, наблюдали, пели хороводные песни.
Под Старый Новый год вновь ряженые обходили дворы с пением поздравительных песен, но уже с другим рефреном, поэтому они назывались «авсени» или «авсеньки». Рано утром до рассвета на Новый год мальчишки (реже мужчины) ходили по домам посевать или посыпать. Они с порога бросали в святой угол на иконы зёрна пшеницы, ржи, овса и приговаривали: «Зароди,Боже, жито, пшеницу на каждую пашницу, сею-вею, посеваю, с новым годом поздравляю! Здравствуйте, хозяин с хозяйкой!» Крестьяне верили, что это действие обеспечит в новом году не только благоприятный сев и всходы. но и здоровье, удачу во всём.
Молодё жь и детвора пели:
Вставай, бабка, с печи, зажигай свечи,
Открывай сундучок –доставай пятачок.
Хоть рубль, хоть пятак. не уйдём из хаты так.
На Новый год пели «авсеньки» «щедровки»
Щедровочка щедровала, под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца, подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте, а по целому давайте.
Щедрый вечер, ой добрый вечер.
На первый план среди различных подарков выходят «пироги» «сало» «блины» «пышки» -традиционная обрядовая еда и конечно же деньги «пятачок» «копейка» «рубль» .Если же колядующие не получали подарка, произносились угрозы и проклятия «завалим лазейки» Завалим оконца» «расколем чугуны» «кто не даст пирога-мы корову за рога, кто не даст пышку-свинью за лодыжку» «у скупого мужика родись рожь хороша: колоском пуста, соломкой густа» «дай рубль, дай пятак, не уйдём из хаты так»
На зимних святках молодёжь устраивала праздничные посиделки (т. е. без работы –прядения, вышивания) Вскладчину нанимали у кого-нибудь из сельчан хату, устраивали там игры, пели, плясали.
Давайте наши девочки исполнят хоровод под красивую песню «Под Воронежем у нас…»
Весь святочный период крестьяне гадали, для того, чтобы узнать своё будущее. Но чаще всего гадали девушки о замужестве. Так продолжалось до Крещения.
Крещение или водосвятие- этот праздник своеобразное прощание со святками. В тех сёлах, где была река, заранее выпиливали огромный крест изо льда (прорубь), в которой после богослужения и крестного хода батюшка освящал воду, тот кто рядился на святках должен был обязательно окунуться в прорубь – смыть с себя все грехи. Если реки в селе не было, водосвятие устраивали у колодца. Придя домой, горящей свечой выжигали кресты на воротах. Дверях, на притолоке-закрещивали от злых духов. На Крещение окропляли скот веничком из трав и святой водой, при этом нельзя было разговаривать и шуметь.
Считалось, что именно после Крещения новый солнечный год окончательно вступал в свои права. После Крещения и до Масленицы (этот период назывался мясоед) повсеместно на Руси играли свадьбы.
В течение всего занятия демонстрируется презентация и дети имеют возможность наглядно увидеть и представить себе тот или иной момент.