Жибек Туяканова
Конспект НОД в подготовительной группе «Народы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в подготовительной группе
«Народы России»
Цель: Знакомство с традициями гостеприимства и народными играми русского украинского и казахского народов.
Задачи:
1. Познакомить детей с народами, населяющими Омск.
2. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно- прикладного творчества.
3. Формировать чувство гордости за Родину поддерживать интерес к истории и культуре России и народов её населяющих.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Народы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, такия – тюбетейка, баурсак, кесе, рушник, кокошник, «рахмет,» «дякую «, до побачени»,торсык, кумыс, крынка, изба, хата, юрта.
Оборудование: выставка предметов народно-прикладного творчества : деревянная посуда украшенная в стиле хохломской росписи, книги -сказки пиала-кесе, сувенир юрта, кукла в национальном наряде, посуда для кумыса «торсык», такия- тюбетейка, глиняная посуда (супница, кружка, крынка,ваза, рушник, ,
Презентация с использованием мультимедийной установки «музыкальные инструменты»
Дети, воспитатель, родители одеты в костюмы народов России (русский национальный костюм, украинский национальный костюм, казахский национальный костюм)
Дети вошли одетые в национальные костюмы.
-Ребята к нам сегодня пришли гости поздоровайтесь с гостями. (Повернитесь к гостям лицом)
(Надо подвести к теме занятия)
Я приглашаю вас на выставку.
На выставке разные предметы, посуда, книги.
Что это за предметы? Что они означают? Хотите узнать, что они означают, какому народу они принадлежат, для чего использовались?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Тогда приготовьтесь, слушайте внимательно. Сегодня мы будем говорить о традиции гостеприимства народов, живущих в нашем городе.
Прежде чем мы рассмотрим предметы, ответьте на вопросы.
-Поднимите руки те у кого темные волосы?
-Поднимите руки те у кого светлые волосы?
- Похлопайте руками у кого голубые глаза.
-Поднимите руку у кого заплетены косички.
Видите ребята мы с вами очень разные у каждого из нас есть свои особенности, свои привычки, мы одеваемся по-разному у каждого свой внутренний мир. Мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.
Так же и народы. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою культуру, традиции, своя национальная одежда. Мы все разные но Родина у нас одна.
Воспитатель: Как называется страна в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Россия наша Родина.
А люди живущие в России?
Дети: Россияне.
Воспитатель: В каком городе мы живем?
Дети: В Омске. Правильно мы омичи. А Омск это наша … малая Родина. Малая Родина-Это место где мы родились, где живут наши родители.
Воспитатель: В нашей группе ребята каких национальностей?
Значит о каких народах мы будем говорить?
Дети: русские, украинцы, казахи.
.
Давайте познакомимся поближе. Мы сейчас с вами будем говорить о русском народе, о России.
(Подходим к столу).Когда –то очень давно в давние времена посуду, игрушки изготавливали из чего ребята подскажите?
Дети: из дерева, из глины.
Воспитатель: Правильно. У каждого народа была своя посуда, игрушки, одежда. Это зависело от того где жили люди в степи, в лесу, в горах, на севере. Люди жившие в то время всегда хотели их украсить и украшали их орнаментом узорами диковинными птицами, кружочками, рисунками и эти вещи оживали украшали жилье радовали людей.
В России люди говорят на русском языке, потому что это государственный язык. У русского есть своя национальная одежда, традиции, обычаи, праздники, обряды, сказки, игрушки, украшения
Посмотрите как украшена эта посуда? Это чаша, ложки, ковш. Эта посуда украшена в стиле хохломской росписи. (Рассматриваем посуду)
И конечно русские народные сказки, которые передаются из поколения в поколение. (Смотрим книги «Русские народные сказки»)
Жилище раньше называлась изба. (Обращаю внимание детей на экран)
На экране представлена презентация.
Русский народный музыкальный инструмент балалайка
Посмотрите пожалуйста и послушайте. (Показ презентации)
Так как называется русский народный инструмент?
Люди украшали посуду жилище и конечно одежду. Как же одевались люди? Как украшали себя?
Воспитатель: О русском национальном костюме расскажет Татьяна Владимировна.
(родительница в русском национальном костюме)Национальный костюм представляет дочь Соня в русском сарафане, с кокошником на голове. Посмотрите на Соню.
У женщины на голове был обязательно головной убор кокошник. Кокошники украшались бисером жемчугом лентами служил и украшением и оберегом. Кокошник берегли передавали от матери к дочери.
Женщины носили рубаху, поверх носили сарафан.
Мужская рубашка называлась косоворотка. (Мальчики одеты в косоворотки, брюки)
Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой.
Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.
.
Воспитатель: Татьяна Владимировна расскажите пожалуйста как встречают гостей в России, как раньше встречали гостей.
Выходит Соня в русском народном костюме выносит каравай кланяется гостям.
(каравай лежит на столе отдельно прикрытый полотенцем)
Здравствуйте гости дорогие!
Мы всегда гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Татьяна Владимировна: Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом да солью
Татьяна Владимировна:
.Отведайте наш хлеб да соль.
(Вручает его воспитателю….)
Воспитатель: Матушка Русь славится и веселыми играми.
В одну из таких игр мы сейчас поиграем. Евгения Николаевна (также родительница одной из воспитанниц)приглашает поиграть в игру «Дударь»
Игра «Дударь»
(Пока дети со взрослыми играют на экране картинка танцевальный ансамбль детей в национальных русских костюмах, фоном идет минус мелодии «во поле береза стояла»)
Воспитатель: Спасибо тебе Русь за гостеприимство и игры.
В России живут не только русские люди наша страна многонациональна. Среди воспитанников нашего детского сада есть и другие национальности.
Давайте познакомимся. Подходим к столу. Выставка посвящена украинцам.
Чем славятся украинцы? Славятся украинцы вышивкой.
Вышивка яркая красочная красная. (Украинская вышивка присутствует везде и на рубахах и на скатертях и на полотенцах., которые называются рушниками.
(показываю рушник)
Повтори как называется полотенце (Василиса, Кирилл, Максим, Саша)
Рушник- символ семьи согласия любви красоты
Славится Украина еще глиняной посудой Посмотрите. Каждая имела свое название Например: Крынка для молока. Повтори (Нейла, Варя, Арина)
Жилище украинцев называлась хата. (Обращаю внимание на экран)
Народный украинский музыкальный инструмент бандура.
(Посмотрите пожалуйста и послушайте
Воспитатель: Любовь Александровна (родительница воспитанника) расскажет об украинском национальном костюме. (Любовь Александровна в украинском национальном костюме)
Украинская рубашка называется «вышиванка» от слова вышивать орнаментом обязательно украшались края одежды. Обращаю внимание на Максима. Катю, себя. (Максим в мужском украинском национальном костюме, Катя в женском с красивым венком на голове)
Украина яркая солнечная южная богатая страна и поэтому наверное в национальном костюме голову девушки украшает венок из цветов.
Венок является символом Украины символ славы победы успеха молодости чистоты любви.
Посмотрите на Катю.)
Обязательной частью у украинцев был пояс. (посмотрите на Максима)
Мужчины носили широкие шальвары.
Воспитатель: Любовь Александровна, Катя и Максим расскажут об украинской традиции встречать гостей.
Выходят Любовь Александровна, Катя и Максим.
На руках у Кати каравай.
Выходят кланяются
Здоровеньки булы!
Добрый дэнь вам люды добри!
Караваем вас витаем!
(Отдаем каравай)
Любовь Александровна:
.У украинцев есть тоже такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом да солью.
Воспитатель:Украина богата песнями, танцами
и играми.
Игра «Хлебчик»
Хлебец (Хлибчик)
Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком.
Пеку-пеку хлибчик! (Выкрикивает хлибчик.) А выпечешь? (Спрашивает задняя пара.)
— Выпеку!
— А убежишь? - Посмотрю!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намере-нием соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.
Правила игры.
Последняя пара может бежать только после окончания переклички.
(Во время игры на экране картинка танцевальный ансамбль детей в украинских костюмах, фоном идет музыка «поппури украинские народные мелодии»)
Нам пора спешить.
Подошли к столу. Выставка посвящена казахам.
Чай подавали в такой посуде «кесе». Повтори ….)
кумыс это кобылье молоко хранили в посуде, которая называется –«торсык»
Повтори ….)
Казахи когда-то кочевой народ переезжали с одного места на другое.
когда-то давно жилищем была юрта. ее легко было разобрать и собрать на новом месте.
(Обращаю внимание на экран)
Народный казахский музыкальный инструмент – домбра.
Посмотрите пожалуйста и послушайте.
Воспитатель:
И сейчас Анара (родительница в казахском национальном костюме) расскажет о казахском национальном костюме.
Казахи украшали посуду, жилище узорами напоминающие рога барана.
Этими же узорами украшали свою одежду. Девушки одевали красивые платья со свободными рукавами, жилетки украшенные узорами, на голове у девушки была красивая шапочка такия украшенная перьями совы.
Посмотрите пожалуйста Выходят Мадина, Нейла,Ралина
У мужчины на голове тюбетейка такия (Тамерлан)
О казахской традиции встречать гостей расскажут наши ребята.
Выходят Тамерлан, Нейла, Мадина, Ралина. и Айгуль Рашидовна,
В руках у Нейлы блюдо с баурсаками, у Мадины и Ралины блюдо с конфетами.
- Салем гости дорогие!
Воспитатель: Айгуль Рашидовна расскажите пожалуйста как встречают и астречали гостей у казахов?
Айгуль Рашидовна:Издавна казахский народ славился своим гостеприимством Казахский народ всегда был рад гостям. и принимал их радостно и приветливо. У казахов говорят гость на пороге это праздник. Гостей встречают баурсаками лакомство из теста обжаренное в масле и сладостями,конфетами.
Это называлось «шашу» когда дорогих гостей осыпают конфетами.
Приветствуйте дорогих гостей.
(Родители и девочки осыпают гостей конфетами)
Нейла отдает блюдо с баурсаками…
Воспитатель: Казахи также славятся песнями, танцами, сказками, и играми. .
Одна из таких игр «Тенге алу» О ней нам расскажет мама Тамерлана.
Мама Тамерлана:На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша На площадке раскладываются большое количество «монет» мешочков.
Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки передвигаются по направлению к линии финиша имитируют скачку на конях. Во время скачек джигиты не останавливаются наклоняются и поднимают монеты. Побеждает тот кто смог во время скачек собрать больше монет.
Правила игры: Начинать скачки только по сигналу. Во время скачек нельзя наталкиваться друг на друга. Поднимая предмет нельзя стоять на месте.
(Во время игры на экране картинка «всадник в степи» и фоном звучит музыка минус «кара жорга»)
Воспитатель:Спасибо ребята! Спасибо уважаемые взрослые!На этом сегодня наше знакомство с народами завершается. Ещё многое предстоит узнать но это в следующий раз. У каждого народа свои традиции обычаи. Но это не делает один народ хуже или лучше другого наоборот культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. У каждого народа свои песни сказки и национальные костюмы.
О каких народах мы говорили?
О какой традиции рассказывали?
Что общего в традиции встречать гостей?
Чем встречают дорогих гостей у русского народа?
У украинского народа?
у казахского народа?
Какие новые слова вы сегодня запомнили? Скажи ….
Что тебе понравилось? Что запомнилось?
Как называтся наша общая Родина?
Возьмемся за руки!
А закончить наше занятие я хочу стихотворением
Ануара Дуйсенбиева «Дети Земли»
Есть белые дети,
Есть черные дети,
Есть желтые дети
На нашей планете.
Но дело не в цвете.
А в том что на свете друг другу
всегда улыбаются дети
Собрались все дети в круг
я твой друг и ты мой друг
крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Пусть общими будут –
Навеки, навеки! –
И море,
И небо,
И горы,
И реки,
И снег,
И тюльпаны,
И родины знамя,
Все вместе: