Наталья Седоплатова
Конспект НОД в подготовительной группе «Экология — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к
природе.
Задачи:
Обучающие:
• продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей
среды;
• учить рассуждать, аргументировать суждения;
• совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение
экспериментировать.
Развивающие:
• развивать произвольное внимание, мышление, речевую активность;
• развивать общую и мелкую моторику;
Воспитательные:
• формировать навыки сотрудничества, умение работать в подгруппе;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Экология — это жизнь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• воспитывать экологическую культуру.
В: Улыбнитесь друг другу и скажите «Давайте дружить».
1. Введение в проблемную ситуацию. Вчера из новостей я узнала, что на
железной дороге сошел с рельсов грузовой поезд с цистернами. Ядовитые
вещества разлились, и пострадала окружающая среда. Что такое окружающая
среда? Как мы с вами можем защищать окружающую среду?
В: Да. Каждый из нас живет в доме, в нём чистота и уют.
Кто нам помогает содержать дом в чистоте?
В: Природа самаухаживает за растениями и животными: поит и кормит, дает им тепло и свет,
но одна она не справляется, поэтому она болеет. Заводы и фабрики
выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, отходы с предприятий
сливают в реки, на землю; нефть из танкеров во время аварий проливается в
моря и океаны - так загрязняется наша земля, от этого гибнут растения и
животные, болеют люди. А кто помогает природе поддерживать чистоту и
порядок в своем доме?
В: Да, ребята, есть такая профессия — эколог. Экологи - защитники природы.
Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных
отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими
знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах,
экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся
ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья,
кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу,
помогают ей и защищают её. Ребята так кто же такие экологи?
В: Да, они помогают природе, вместе с учеными нашли способы очистки
воды, земли, воздуха от вредных веществ.
Существует несколько способов очистки почвы:
Откачивание почвы с помощью насосов.
Сжигание нефти.
Разброс сорбентов.
Промывка почвы.
А вы хотите помочь природе?
Сейчас я вас приглашаю в лабораторию.
В: А как вы думаете, как можно очистить почву? (беседа с детьми).
2. Открытие нового знания, умения
Ребята, перед вами модель почвы, в контейнер, на дно я насыпала песок —
это внутренний слой почвы, сверху я положила губку — это верхний слой
почвы. Один край контейнера я поставила на подставку, чтобы он был
наклонен - это у нас небольшая горка. Я набираю в пипетку чернила и капаю
на губку. Представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество.
Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает?
В: Вот лежит это вещество на почве и никому не мешает, но вот пошел
дождь. (Я поливаю губку из лейки). Очистилась почва?
В: Пятно осталось на почве, но вода прошла сквозь неё, какого теперь она
цвета?
В: Почему она такая?
В: Попробуйте шприцем откачать воду.
И снова пошел дождь.
Что мы видим?
В: А что с водой?
В: А ведь уже второй раз прошел дождь. Откачиваем воду шприцем.
(Повторять опыт пока вода не станет светлой.)
В: Посчитайте, сколько дождей понадобилось.
В: У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может
занимать огромную площадь, да и дождей может столько сразу не выпасть, и
почва будет болеть, а с ней все живое.
Теперь вы можете приступить к очистке почвы самостоятельно.
Дети по парам выполняют опыт, подсчитывают количество дождей, делают
выводы.
В: Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества,
наносят вред природе и здоровью человека.
Как вы думаете, можно ли исправить ситуацию?
В: Да, тогда и отходы на предприятиях будут чистыми.
Физкультминутка:
Станем мы деревьями,
Сильными большими. (Руки на поясе)
Ноги - это корни,
Их расставим шире, (Ноги на ширине плеч)
Чтоб держали дерево,
Падать не давали, (Пальцы в замок)
Из глубин подземных (Наклоняются, складывают ладони чашечкой)
Воду доставали.
Наше тело прочный ствол. (Проводят ладонями вдоль тела вниз)
Он чуть- чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону)
И своей верхушкой
В небо упирается. (Поднимают соединенные руки над головой)
Наши руки-ветви- (Раскрывают ладони, пальцы в стороны)
Крону образуют. (Смыкают пальцы, качают головой)
Вместе им не страшно,
если ветры дуют. (Качают поднятыми руками)
В: Как ещё человек загрязняет почву?
В: Хлам на тропинке, отбросы в реке,
Сор под деревьями, отходы везде,
Давайте исправим, чтоб видели все
Чистота в природе - должна быть везде.
3. Воспроизведение нового в типовой ситуации
В: Игра «Собери мусор».
( Воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый и высыпает на
пленку бытовой мусор). В красный ящик собирают — пластмассовый мусор,
резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты (самый опасный мусор, в желтый
- деревянные, бумажные предметы (менее опасный мусор, в зеленый -
пищевые отходы (безопасный мусор).
(Делают выводы)
В: В природе нет мусора, нету отходов,
Давайте, друзья, учиться у природы.
В: А куда мы выбрасываем бытовой мусор?
В: В некоторых городах есть экологические баки - контейнеры углубленного
типа, пластиковый мешок находится глубоко в земле, благодаря этому
процесс гниения проходит медленнее и не сопровождается специфическим
запахом. Бак плотно закрывается крышкой: мусор не разносится ветром,
животные не могут забраться в него. Существуют ядовитые отходы - старые
батарейки питания, градусники, энергосберегающие лампочки, лампы
дневного света, их необходимо сдавать в специальные места.
В: Когда вы гуляете с родителями на улице, куда нужно выбрасывать мусор?
В: Вы всегда так поступаете?
В: Игра «Если можно хлопни, если нельзя – топни».
Если я приду в лесок и сорву цветок. (Топают)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку на зеилю. (Топают)
Если корочку кусок на пеньке оставлю. (Хлопают)
Если ветку подвяжу, и колышек поставлю. (Хлопают)
Если разведу костер, и играть с ним буду (Топают)
Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)
Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)
Если мусор уберу. (Хлопают)
Я люблю свою природу, ей всегда я помогаю. (Хлопают)
Молодцы, знаете правила поведения в природе. Ребята, где в городах и сёлах
встречается грязный воздух?
В: Да. Все это загрязняет воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите?
В: Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме
пламени.
В: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над
пламенем. Что появилось на дне тарелки?
В: Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала?
В: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым
оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым?
В: Как защитить воздух от дыма?
В: Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир
потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы
хотите этого?
В: На какой планете вы хотели бы жить?
В: Давайте очистим нашу планету. Вот наша планета. (Даю детям модели
земли в черном цвете). Процарапайте на планете цветы, деревья, животных,
дома — пусть все оживет.
(Звучит музыка)
Дети рисуют, используя нетрадиционную технику «Граттаж».
В: Посмотрите, как она ожила, здесь цветы, насекомые все радуются
солнышку.
Береги свою планету -
Ведь другой похожей нету!»
4. Рефлексия: Ребята, что нового вы узнали?
* человек загрязняет почву, воздух, но все могут быть защитниками
окружающей среды;
• природе надо помогать;
• экологи — защитники природы;
• мусор нужно выбрасывать в экологические баки;
• научились очищать почву.
В: Ребята, сегодня вы очень хорошо помогали в очищении почвы, в уборке
мусора, в очищении всей планеты. Вы настоящие защитники и помощники
окружающей среды, всей природы, а значит вы юные экологи. (Вручаются
эмблемы каждому ребёнку)