Папки-передвижки

Конспект НОД «Янтарь — волшебный камень» в подготовительной группе

наталья казанцева
Конспект НОД «Янтарь — волшебный камень» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с природным камнем - янтарем, дать представление о том, как люди используют замечательные свойства янтаря.

Задачи НОД:

Образовательные:

Познакомить с образованием янтаря; уточнить знания детей о том, что смолу выделяют хвойные деревья; расширить представление об окружающем мире; закрепить знания детей о знакомых им уже минералах; закрепить умение активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы воспитателя; расширить и обогатить словарный запас (янтарь,электричество)

Развивающие:

Публикация «Конспект НОД „Янтарь — волшебный камень“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать,

выделять сходство и различия предметов, содействовать формированию

интереса к неживой природе (камням) и делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; договариваться, работать сообща и в группах. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и минералам.

Предварительная работа:

Чтение книг, рассматривание иллюстраций и книг о Балтийском побережье, янтаре, Музее янтаря. Просмотр мультфильма «Легенда о камне», запись видеофрагмента «Балтийское море», создание презентации «Янтарь - волшебный камень».

Оборудование и материалы:

Презентация «Янтарь - волшебный камень», технические средства: ноутбук, телевизор, видеозапись «Балтийское море»; карта России, изделия из стекла, фарфора, глины, мрамора, гипса, свеча, янтарные бусы.

Индивидуальные коллекции; на каждого ребенка кусочки янтаря, шерстяная тряпочка, банки с водой и солью, чайная ложка, лист бумаги, лупы, нитка.

Методические приё мы: сюрпризный момент, опытная и исследовательская деятельность, рассматривание, рассказ воспитателя, просмотр видеофильма, иллюстраций.

Ход НОД:

Воспитатель:- Ребята, я приглашаю вас в выставочный зал, в котором собраны прекрасные изделия, изготовленные из различных минералов. Но сначала давайте вспомним правила поведения в музеях или выставочных залах (затем дети вместе с воспитателем рассматриваю экспонаты выставки)

-Ребята, как вы думаете, кого называют эрудитами? Правильно, эрудит - человек, который много знает. Сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Юный эрудит». Поиграем?

- Что растет без корней?

- Назовите съедобные камни?

- Камень, который когда то был живым?

- Какие камни оставляют след на бумаге?

- В воде родился, а воды боится?

- Откуда произошло слово «солдат»?

- Камни легче воды?

- Назовите все искусственные камни.

- Молодцы! Вас уже можно назвать маленькими эрудитами. А сейчас предлагаю вам пройти в нашу творческую лабораторию.

Воспитатель обращает внимание детей на янтарные украшения и спрашивает детей, из какого камня сделаны они.

- Да, это янтарь. Вы уже знаете, как называется этот камень, а я хочу рассказать о том, как появился этот камень на свет (презентация).

Воспитатель:- Давным -давно весь берег Балтийского моря был усыпан этими камнями (показ на карте). Волны выбрасывали на берег большое количество янтаря.

Когда-то, добытчики янтаря считали его окаменевшей в студеном море икрой. Иные утверждали, что это затвердевшая слюна кита. Третьи настаивали на том, что он – окаменевший рыбий жир. А кое-кто даже подозревал, что янтарь не что иное, как застывшие в воде солнечные лучи.

- Посмотрите, похож янтарь на солнечный луч?

Люди не знали, как, откуда, когда появился на земле этот чудесный камень, и складывали о нем много сказок и легенд.

В одной из легенд говорится о богине моря Юрате. Влюбилась она в простого рыбака, чем сильно прогневала верховного бога Перкуса. Разрушил он подводный дворец Юрате, и волны постоянно выносят на берег его обломки, присмотрелись люди, а это янтарики, стали они после прилива ходить по берегу моря и собирать их.

Но когда в прозрачных кусочках янтаря люди обнаружили листочки, веточки, всяких насекомых и даже в кусках янтаря нашли застывших ящерицу и лягушку, только тогда люди догадались: янтарь – лесной камень. В море он «пришел» из леса.

(Воспитатель предлагает детям через лупу рассмотреть янтарь)

-Ребята, может кто-нибудь из вас знает, чем залечивают свои раны хвойные деревья? (смолой).

-Правильно. Обломалась веточка, отщепилась ли кора – дерево тут же начинает «плакать». Смоляные слезы закрывают ранку прозрачной пленкой, повязкой. Теперь никакие жуки - вредители, зловредные насекомые и опасные для дерева микробы не доберутся до раны.

-А если какое-нибудь насекомое усядется на липкую смоляную повязку, что с ним произойдет? (ответы детей) Если ранка большая, дерево «плачет» долго, смоляные слезы текут и текут, собираясь у подножия в большую лужицу.

Вот где ловушка для насекомых!

Ученые изучают такие камни, в которых застыли насекомые. Ведь это только, кажется, что все комары да мухи молчат, смолы в рот набрав. На самом деле они рассказывают о своей жизни, о том, как жили сорок миллионов лет назад. И про погоду в древнем лесу и про своих врагов и про пищу, которой кормились.

-А еще в кусочках янтаря остались пузырьки воздуха. Представляете. Того самого, которым сорок миллионов лет назад, дышали растения и животные нашей планеты.

А как вы думаете, какой в то время был воздух? (чистый) Почему вы так думаете? (Не было заводов, фабрик, транспорта)

- Ученые изучили эти пузырьки и выяснили. Что кислорода в том воздухе было в два раза больше, чем сейчас.

- Кто из вас знает, какая смола на ощупь? (мягкая, липкая, вязкая)

- А янтарь какой? (твердый)

- Янтарь – это окаменевшая смола деревьев. А превратилась она в камень глубоко под землей. Ее сделали твердой навалившаяся на нее тяжелым пластом земля.

- А как, вы думаете, смола оказалась под землей? (происходили землетрясения, ветры наносили песок, землю)

- Скажите для чего нужен янтарь? (делать украшения бусы, кулоны, броши)

- Но янтарь не только украсил жизнь человека. Он научил человека разным мудрым вещам.

- Этот сияющий камень дал название замечательному явлению природы – электричеству. Еще в старину люди заметили, что если янтарь потереть о шерстяную вещь. Он начинает притягивать пылинки, ниточки, волоски и другие легкие мелочи.

- Чтобы убедиться в этом, давайте проведем опыт.

Опыт №1.

Воспитатель предлагает разорвать листочек бумаги на мелкие кусочки, потереть янтарь о шерстяную тряпочку и поднести к обрывкам бумагу.

- Древние греки называли это т камень «электр», «электрон» - что значит, сияющий камень. Отсюда и пришло замечательное слово «электричество».

- Ребята, так, где же родился этот камень? В море или в лесу?

- А как же он попал в море? (дети выдвигают свои гипотезы)

- Представьте себе, что через леса, где многие годы созревал янтарь, протекала большая река. Янтарь - камень легкий. Его свободно может увлечь за собой струя воды. Вода лучший вид транспорта в мире камня. Река вымывала из земли солнечный камень и сносила его в устье реки (устье, - где река впадает в море) Там, в иле или в песке, камень увязал. И за тысячи лет добытые рекой янтарные сокровища накопились в устье реки, у самого моря.

- А почему янтарь всплывает, если он увяз в иле или в песке? Какая сила поднимает его со дна? (землетрясения, шторм) Послушайте как шумит море во время шторма (звучит шум моря)

- Но вот, ребята, море успокоилось, затихло, а янтарь продолжает плавать на поверхности воды. Как вы думаете, почему он не опускается на дно? (легче воды)

Опыт №2

Воспитатель предлагает детям опустить янтарь в банку с водой.

- Что произошло с янтарем? (камень утонул)

- Почему в море плавает, а здесь утонул?

Воспитатель подводит детей к мысли, что в море вода соленая, а в банке – нет.

- Что надо сделать, чтобы янтарь всплыл? (добавить соль)

Дети кладут2-3 чайные ложки соли, янтарь всплывает.

Физкульминутка.

- А теперь давайте поиграем.

Игра «Море волнуется»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Желтый янтарик замри.

- Ребята, янтарь еще и горючий камень. Сгорает он быстрее, чем уголь, а когда горит, плачет янтарными слезами, и от него исходит приятный запах. Хотите посмотреть, как горит янтарь?

Опыт№3

- Но случалось в далекие времена, жители побережья Балтийского моря были вынуждены топить кусками янтаря печи. Но топили не ради запаха, а от безысходного положения, когда внезапно случались холода и люди могли просто погибнуть без топлива. То, что янтарь оказался горючим камнем, спасло их

- Как вы думаете, почему они не топили печи дровами или углем?

- Но в печку янтарь попадал только в редких случаях. И когда об этом вспоминают, то для того, чтобы повздыхать вот, мол, сколько янтаря раньше собирали, хоть печи им растапливай.

И, правда, когда-то штормовые волны усеивали весь берег кусками янтаря, и люди набивали доверху свои кладовые этим драгоценным камнем, этим лесным самоцветом.

В городе Пушкине, во дворце – музее была создана прекрасная янтарная комната. Представьте себе янтарные стены, столики, люстры, шкатулки, шахматы и множество других предметов из янтаря. Из янтаря был вырезан самовар, и даже маленький дворец с колоннами и балконами. Каждый, кто побывал в янтарной комнате, уносил с собой незабываемое воспоминание о мире прекрасного.

Эта чудесная комната пропала вот время Великой Отечественной войны.

Ребята, считают, что янтарь защищает от болезней. Раньше на грудь маленького ребенка обязательно вешали янтарную бусинку (янтарь по- литовски, шитарас - защита от болезней)

Сейчас ученые установили, что в этом камне находиться янтарная кислота, необходимая для нашего организма и для лечения некоторых болезней.

Для изготовления таких лекарств нужно большое количество янтаря, а его часто не бывает под рукой. Поиски янтарной кислоты в овощах и фруктах позволили установить значительное ее содержание в винограде, крыжовнике, репе и ревене. Так что, ешьте летом больше этих овощей и фруктов.

-Ребята вот как много нового и интересного мы сегодня с вами узнали о янтаре. Я думаю, теперь вы сможете ответить на мои вопросы.

- Где родился янтарь?

- Как люди догадались об этом?

- Почему янтарь не тонет?

- В каких овощах и фруктах содержится янтарная кислота?

- А сейчас еще раз возьмите янтарь в руки и полюбуйтесь им. Деревья, которые вырабатывали миллионы лет назад смолу для будущего янтаря, давно исчезли с лица земли. И нет теперь в наших лесах живых янтарных фабрик. Поэтому люди, добывая янтарь, говорят каждому камешку «здравствуй» и в тоже время «прощай». Поэтому люди обращаются с каждым из них бережно и любовно. И я думаю, что вы будите относиться к янтарю с любовью, будите беречь его. И пусть этот солнечный камень займет место в вашей коллекции.

- А сейчас можете продеть в янтарь нитку, и носить его на груди и пусть это маленькое солнышко принесет вам удачу и счастье. Оградит вас от бед и невзгод.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Чудесные превращения: сосна, камень. Янтарь» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 комбинированного вида» д. Бегуницы, Волосовский район, Ленинградская.

Беседа в средней группе «Волшебный камень Симбирцит» Цель: Закрепить знания детей о «Волшебном камне Симбирцит»; воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость к достопримечательностям.

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Волшебный ларец» КОНСПЕКТ Занятия в подготовительной группе №7 «Лучик» ДУУ «Ивушка» Воспитатель: Иванова Наталья Ивановна «ВОЛШЕБНЫЙ ЛАРЕЦ» Программное содержание:.

Конспект квест-игры по ФЭМП в подготовительной группе «Волшебный сундучок» Тема: «Волшебный сундучок» Обучающие задачи: • Упражнять детей в выполнении арифметических действий, в сравнении чисел. • Продолжать учить.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Волшебный теремок» Программные задачи: • Закрепить названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат); • Закрепить умение соотносить количество предметов.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Волшебный сундучок» Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Волшебный сундук» Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное.

Конспект открытого показа НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Камень и глина» для старшей группыКонспект открытого показа НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Камень и глина» для старшей группы Цель: сформировать представления детей о свойствах глины и камня. Задачи: 1. Образовательные: развивать познавательно-исследовательскую.

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности «Волшебный камень — магнит» (старший дошкольный возраст) Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности «Волшебный камень — магнит» (старший дошкольный возраст (5–7 лет) Ход образовательной.

Конспект НОД «Волшебный сад» по аппликации в средней группе Программное содержание: учить создавать композицию, самостоятельно определяя содержание своего изображения (волшебное дерево). Учить резать.

Конспект НОД в средней группе «Волшебный магнит» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Ручеёк» Конспект НОД.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Янтарь — волшебный камень» в подготовительной группе
Опубликовано: 7 сентября 2018 в 18:34
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Янтарь — волшебный камень» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем наталья казанцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД