Марина Подплетнева
Конспект НОД в подготовительной группе «Моя родословная»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
раскрыть понятие «родословная», закрепить знания о семье, о своих правах; развивать связную речь, расширить словарный запас (родословная, генеалогическое древо, конвенция); развивать логическое и ассоциативное мышление, внимание, воображение; способствовать становлению личности детей с помощью изучения родословной и жизни своих предков; учить делать аппликацию- генеалогическое древо ;воспитывать любовь и уважение к своей семье, к родителям, интерес к своей родословной.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Моя родословная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Словарная работа: родословная, предки, потомки.
Индивидуальная работа: активизировать Данила, Ангелину отвечать
полным ответом на вопросы.
Предварительная подготовка : составление родословного древа семей и его оформление в рисунках; подготовка рассказов об интересных моментах семейной биографии, именах членов семьи, семейных традициях и реликвиях. Рассматривание семейных фотоальбомов; рисование на тему «Моя семья», а также разучивание песни «Моя семья».Воспитанники вместе с педагогом оформляют фотовыставки «Из семейного альбома», «Моя семья». Заучивание стихотворений о семье. Заучивание пословиц и поговорок о семье. Заучивание песни «Моя семья».С/р игра «Семья». Беседы на тему «Семья». Консультация для родителей «Как правильно составить генеалогическое древо семьи». Изготовление генеалогического древа, семейных гербов родителями.
Ход НОД
Организационный момент
Это – ты, а это – я!
Все мы – дружная семья!
Здравствуй, близкий мой сосед!
А далекому – привет!
Мы поклонимся друг другу,
А потом протянем руку.
Друг на друга поглядим
И в обиду не дадим!
(выполняют действия по тексту)
Воспитатель: Ребята, в нашем детском саду, вместе мы – одна семья. Здесь мы с вами проводим целый день. И не только веселимся, но и занимаемся, трудимся, помогаем друг другу, любим и уважаем. Этим и похожи на семью! Но у каждого из вас есть своя семья! А что такое семья?
Дети: (Семья- это родные друг другу люди, живущие вместе.
Семья с первых минут нашего рождения находятся рядом с каждым
из нас. Наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь. Семья – это продолжение вашего рода).
Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши папа и мама, бабушка и дедушка, братья и сестры – самые близкие и родные вам люди, которые любят вас, заботятся о вас, делают всё, чтобы ваша жизнь была счастливой.
Воспитатель: читает стихотворение.
Каждому слово «семья» родное.
Даже в слове том много тепла.
Оно - словно солнце большое.
Полно и надежд и добра.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Ребята, вы знаете, что люди на земле появились давным-давно тысячи лет назад. Тогда же и появились главные вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записаны все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А как же быть детям? Есть ли у них такая книга?
Ребенок. Я знаю. Мой папа сказал,
Что однажды в какой-то Европе
Собрались очень важные дяди и тети.
Я пока не знаю, где эта страна..
Ребенок:
Ой! Я знаю, знаю я!
Там объявили все детские наши права.
Дети: Да?
Воспитатель: И заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка» (Показать книгу)
- Сегодня мы вспомним о ваших правах. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно их знать.
-В первую очередь должны учитываться интересы ребёнка.
- Каждый ребёнок имеет право на жизнь и на развитие.
- Ребёнок имеет право на имя, знать кто его родители.
-Ребёнок не должен жить отдельно от своих родителей.
-Ребёнок имеет право высказывать своё мнение.
-Ребёнок имеет право на защиту.
-Ребёнок имеет право на бесплатное медицинское обслуживание.
- Ребёнок имеет право на бесплатное образование.
- Ребёнок имеет право на игры и досуг.
- Ребёнок имеет право на защиту от тяжёлой работы.
Важнейшее право, которое имеют все дети на планете — право на жизнь в семье.
- У вас дома есть семейные альбомы, в которых хранятся фотографии близких людей — ваших родных.
- А сейчас подумайте и ответьте: кого называют родственниками? (Ответы детей)
Воспитатель: Родственниками называют близких по родству людей. А что означает слово «род»? (Ответы детей)
Воспитатель: Если объединить ваши ответы, то можно сказать: род — это одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самым уважаемым считается самый старейший по возрасту член семьи. Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель:А еще мы мы уважаемых и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители — вам. А как они стали называться с вашим рождением? (Ответы детей)
Воспитатель:Мы все очень любим своих родителей, уважаем, о них написано много песен и стихотворений. Кто хочет рассказать стихотворением о семье?
Дети:
Семья — это слово родное!
Сколько в нем света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными.
За все их заслуги, за все их дела.
Глаза материнские нас согревают,
Как солнца сияние — они горячи.
А руки отца от беды заслоняют,
Заботы родных — как солнца лучи.
Ребёнок читает отрывок из стихотворения О. Высотской «Семья»
«Очень люблю, когда все собираются
Белою скатертью стол накрывается
Бабушка с мамой, папа и я
Мы называемся вместе семья»
Воспитатель: Из далких времн до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети: «В гостях хорошо, а дома лучше»
«Всякой матери сво дитя мило»
«Нет дороже отца и матери»
«Семья – это семь я»
«В родной семье и каша слаще»
«В семье лад, так и не нужен клад»
«Вся семья вместе так и душа на месте»
Дидактическая игра "Подбери доброе словечко"
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
В. В. Путин «Семья – это крепость, где каждый из нас отдыхает душой от сумасшедшего ритма современной жизни.»
Физминутка "Семейная зарядка".
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Воспитатель: Я сегодня хочу рассказать вам притчу «Далеко, далеко в горах с белоснежными вершинами жил человек – один – одинешенек. Может когда – то были у него родные, но он их не помнил. Не знал он своего имени. Однажды на его избушку набрел путник.
-Кто ты? - спросил он,- как тебя зовут? Кто твои предки?
- Не знаю,- ответил человек.
-О, несчастный! Ты живешь, как дерево в пустыне, но даже оно имеет свои корни, а ты…несчастный человек.
- Но зачем знать своих предков?
Это необходимо! Я знаю, что мой отец был искусным кузнецом. Он назвал меня в честь деда. Я знаю, что не случайно появился на свет, у меня есть корни, есть Родина. А тебе это неведомо.
И человек почувствовал себя несчастным, заплакал. Путник сказал:
- Не плачь! Я помогу тебе. Вот семечко, брось его в землю.
Человек так и сделал. А на утро перед домом раскинулось дерево, но не простое, а родословное. Человек утешился.»
Воспитатель: Человек растт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот и вы с родителями попытались составить свои родословные. Сейчас некоторые ребята представят нам сво генеалогическое дерево, расскажут о своей родословной, о родственниках.
Пальчиковая гимнастика.
Первый палец – самый главный. Он, как папа, он большой.
И совсем похож на маму, указательный – второй.
Всем он вс показывает, всем он вс указывает.
Третий палец – средний, твой братишка пятилетний.
А четвртый – безымянный, у него как у щенка, нет имени пока.
Ну, а пятый – мизинчик, маленький, как я, да удаленький.
Вот и вся моя семья!
Воспитатель:С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
Воспитатель:А теперь, ребята, я приглашаю вас составить генеалогические древа ваших семей. Проходите к рабочим столам. У вас на столах лежат заготовки, которые мы с вами делали на прошлом занятии. Давайте вспомним кого мы представляли в виде белых цветков? (Ответы детей)
Воспитатель:Кого представляли в виде красных цветков? (Ответы детей)
Воспитатель:А кого представляли в виде желтых цветков? В виде белых?
(Ответы детей)
Воспитатель: : Хорошо. Приступаем к работе.
(Дети делают аппликацию — составляют генеалогические древа своих семей.)
Воспитатель: Посмотрите какие у вас получились красивые древа. Сразу видно как вы любите своих родных. Кто хочет рассказать о своем древе?
(Рассказы детей. Дети стоят полукругом — лицом к своим поделкам)
Итог: Для чего мы должны знать свою родословную?
Дети: Чтобы в памяти остались родные люди.
Воспитатель:Продолжите, пожалуйста, фразу:«Сегодня я узнал.». Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать … Какую семью можно назвать счастливой?
А я хочу пожелать вашим семьям – добра, здоровья, взаимопонимания и улыбок!
Песня «Моя семья».