Елена Малярчук
Конспект НОД в подготовительной группе «Лес полон сказок и чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
«Лес полон сказок и чудес»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,
«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Цель: Дать детям элементарные представления о земном доме для растений и животных-лесе.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Лес полон сказок и чудес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Познакомить c этажами леса и их обитателями.
Закреплять знания о видах леса (хвойный, лиственный, смешанный). Расширять представления о значимости леса.
Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
Планируемые результаты: имеет представления о значении леса в жизни человека и животных, знает виды леса, называет лесных обитателей и знает на каких этажах они обитают, понимают назначение заповедников. знает и соблюдает правила поведения в лесу и безопасного взаимодействия с растениями и животными.
Материалы и оборудование:
Картины различных видов леса, фотографии;, звукозапись «Звуки природы, пение птиц», набор картинок с изображением птиц, животных, деревьев,
Содержание организованной деятельности:
Вводное слово воспитателя:
Ребята, мне прислали письмо- приглашение, но я его не могу прочитать, оно зашифровано, помогите мне его прочитать.
лес
Правильно, это лес, и мы сегодня с вами отправимся в путешествие по лессу.
Слышите звуки. (Звучит пение птиц)Это лес нас зовёт. Звуки прекращаются и слышен голос: «Помогите, помогите, все леса восстановите»
-Что случилось? Давайте посмотрим. Подходим к плакатам, на которых изображены силуэты деревьев.
Игра «Восстановите лес»
-Посмотрите на картины и скажите, куда делись деревья (предположения детей). Как мы можем помочь лесу? Но будьте внимательными,лес нужно восстановить правильно (лиственный, смешанный и хвойный)Разделитесь на группы и договоритесь кто какой лес будет восстанавливать. Начали! Молодцы! Леса восстановили, лесам помогли и сразу лес ожил.
Звучит запись «Звуки леса»
Поздороваемся с лесом.
Лес.
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
-Докажите и объясните почему ваш лес так называется?
1. реб. Кусты и деревья, листочки на ветках,
Лиственный лес это помните,детки.
Дуб в нём, берёзы, липы,рябины,
Лещина,шиповник, ясень, осины
2. реб. Если иголки вместо листвы.
Хвойным тогда этот лес назови.
3. реб. Если же есть и листва и хвоинки,
Смешанный лес тот зовётся, друзья-
Тут все деревья от «А» и до «Я»
-Назовите лиственные деревья. хвойные.
-Какое дерево является символом России?
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
-Ребята, для чего нам нужен лес?
Лес-это одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина,
-Какое значение для человека и животных имеет лес?
Ответы детей (дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).
Лес приносит человеку очень большую пользу.
Лес даёт ценный строительный материал — брёвна, доски. Из стволов деревьев делают железнодорожные шпалы, подпорки для крепления подземных коридоров в шахтах.
Из дерева изготовляют мебель, бочки, фанеру, ящики для упаковки товаров, применяемые в комнатах, на кухнях, в офисах, на предприятиях. Древесную муку используют для изготовления такого интересного материала, как натуральный Из дерева делают спички и спичечные коробки, ручки и карандаши.
Бумага, на которой ты пишешь, и книги, по которым учишься, тоже приготовлены из деревьев
.Лес снабжает человека пищей; грибами, ягодами, мясом зверей и птиц. Мех лесных животных идёт на приготовление тёплой одежды. В лесах растёт много растений, из которых делают всевозможные лекарства.
Почва в лесу покрыта мхом, опавшей хвоей, перепревшими листьями. Они хорошо удерживают воду, выпадающую в виде дождя и снега. Под тенью деревьев и кустарников влага испаряется гораздо медленнее, чем на открытом месте. Просочившаяся в землю вода питает ручьи и реки. Поэтому там, где много лесов, реки полноводнее.
Леса служат хорошей защитой полей от засухи. Вот почему в засушливых местах вокруг полей сажают лесные защитные полосы.
Лес используют для борьбы с сыпучими песками. Корни деревьев и кустарников сильно разрастаются в песке и удерживают его около своих корней. Это не позволяет ветру передвигать песок с места на место и засыпать им поля, сады и огороды.
По лесным тропам любят путешествовать туристы.
Хорошо в лесу у нас,
Заходите, хоть сейчас!
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём!
Что растёт в лесу?
Почему лес называют «Зелёной аптекой»? Какие лекарственные растения вы знаете?
Физкультминутка
А в лесу растёт черника
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать (Приседания)
Нагулялся я в лесу. (Ходьба на месте)
Корзинку с ягодой несу
-Для кого лес является домом? (для птиц, животных, насекомых)
-Почему лес можно назвать домом?
-Лес- это одноэтажный или многоэтажный дом? Почему вы так думаете.
-Правильно, лес-это многоэтажный дом.
1. этаж - мхи и лишайники.
2. этаж - травы и низкие кустарники.
3. этаж – кустарники и деревья.
4. этаж – высокие деревья.
Как вы думаете, на каких этажах живут животные, птицы и насекомые?
Какие животные, птицы, насекомые живут в лесу? Как вы думаете на каких этажах кто живёт? Послушайте рассказ.
ЭТАЖИ ЛЕСА М. Пришвин.
У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях - в
самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на
земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички,
совы - еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху
селятся хищники: ястреба и орлы.
Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с
этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь
перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже.
Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими березами. Это часто
бывает, что березы дорастут до какого-то возраста и засохнут.
Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая
древесина скоро гниет и все дерево падает, у березы же кора не падает; эта
смолистая, белая снаружи кора - береста - бывает непроницаемым футляром для
дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.
Даже когда и сгниет дерево и древесина превратится в труху, отяжеленную
влагой, с виду белая береза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько
толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится все на тяжелые куски и
падает. Валить такие деревья - занятие очень веселое, но и опасное: куском
дерева, если не увернешься, может здорово хватить тебя по голове. Но
все-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким березам, то
друг перед другом начинаем их рушить.
Так пришли мы к поляне с такими березами и обрушили довольно высокую
березу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из
них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не
пострадали, только вместе со своим гнездышком вывалились из дупла. Голые
птенцы, покрытые перышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас
за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли
червячков, дали им перекусить, они ели, глотали и опять пищали.
Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми
щечками и с червячками во ртах, сели на рядом стоящих деревьях.
- Здравствуйте, дорогие, - сказали мы им, - вышло несчастье; мы этого
не хотели.
Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли
понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети. Нас
они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге.
- Да вот же они! - показывали мы им гнездо на земле. - Вот они,
прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас!
Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели
спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.
- А может быть, - сказали мы друг другу, - они нас боятся. Давай
спрячемся! - И спрятались.
Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались.
Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскребах, они не
могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их
птенцами исчез.
- Ой-ой-ой, - сказал мой спутник, - ну какие же вы дурачки.
Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не
хотят.
Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили
верх соседней березы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на
такую высоту, на какой находился разрушенный этаж. Нам недолго пришлось
ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих
птенчиков
Птицы живут на всех этажах леса.
Дидактическая игра «Новоселье»
-У нас есть картинки с изображением животных, насекомых, птиц, которые нам нужно разместить каждого на свой этаж. Дети размещают картинки.
Какой чудесный лес у нас получился! Всех жителей разместили. Но почему человека здесь нет? Правильно мы в лесу гости. А как мы, люди. должны вести себя в лесу? (ответы детей)
«Лесные правила» (Н. Рыжова)
1. Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
2. Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
3. Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
4. Из рогатки не стрелять;
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
5. Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги
Составление рассказов «Что будет, если мы не будем соблюдать правила поведения в лесу?», «Если исчезнет лес…»
-Берегите лес, ребята!
Он нам дарит кислород
В нем еще живут зверята
Разных видов и пород
По утру поют нам птицы
А листва укроет в зной
И пыльца цветов на лицах
Оставляет запах свой
Берегите лес, ребята!
И не жгите в нём костры
Благодарны будут звери
И деревья, и кусты О. Уральский.
-Что сказать нам на прощанье :
«Много даришь ты чудес.
До свидания, до свидания,
Наш любимый чудный лес!»
Рефлексия. Понравилось вам путешествие? Какое у вас сейчас настроение?
Что больше всего понравилось?
В свободное время предлагаю вам нарисовать рисунок на тему «Прогулка по лесу», составить рассказ или сказку по своему рисунку. Жду ваши работы.