Анна Коренева
Конспект НОД «Измерение объема сыпучих тел» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Измерение объема сыпучих тел».
Тема: Измерение объема сыпучих тел.
Цель: обучение измерению с помощью условной мерки.
Задачи:
1. Учить детей определять объём сыпучих тел с помощью условной мерки, закреплять знания о последовательности дней недели, упражнять детей в составлении числа 6 из двух меньших
2. Развивать логику, воображение, умение делать выводы, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои ответы.
Публикация «Конспект НОД „Измерение объема сыпучих тел“ в подготовительной группе» размещена в разделах
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при работе в подгруппах, умение слушать и слышать друг друга, аккуратность при выполнении задании, воспитывать нравственные качества: доброжелательность, умение прийти на помощь, объективно оценивать свою работу, действовать по инструкции педагога.
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Материалы и оборудование: два прозрачных сосуда – стеклянные миски достаточного объёма, в одной из них насыпано 6 стаканов риса, прозрачный стакан – условная мерка, салфетка, кубики – 10 штук, 6 фишек, столовая ложка, пять видов круп.
Словарная работа: условная мерка.
Ход занятия.
1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.
Ребята, сегодня рано утром к нам в группу заглянул яркий весенний лучик солнца. Он подарил мне частичку своего тепла и радостное настроение. Я хочу поделиться всем этим с вами, дети. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, покажем мимикой своё хорошее настроение и попытаемся сохранить его таким на весь день.
Ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и поиграем в игру «Передай свою улыбку», показываем мимикой своё настроение. Вот такое настроение с улыбкой пусть будет у вас на протяжении всего дня.
2. Математическая разминка.
1. Три пушистых кошки
Улеглись в лукошке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало? (4)
2. Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну-ка посчитай поскорей –
Сколько всего в воде малышей? (6)
3. На столе лежало 4 яблока и 1 груша.
Сколько овощей лежало на столе? (ни одного)
4. У берёзы 5 веток слева и 5 веток справа, на каждой по 3 яблока. Сколько яблок всего?
5. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша, собачка Шарик. Сколько детей у мамы? (1)
6. Что едят кролики на Северном полюсе? (ничего, их там нет).
7. Сколько цыплят вывел петух, если он снёс пять яиц (яйца несут куры).
8. Как петух кукарекает в Англии? (кукареку).
3. Работа с условной меркой.
Ребята, на днях мы с вами прочитали рассказ Н. Носова «Мишкина каша».
- Что произошло с героями этого рассказа? (они остались одни дома и решили сварить кашу)
–Получилась у них каша? (нет)
-А почему? (Они взяли много крупы)
- Давайте мы с вами докажем наше предположение, что мальчики сделали неправильно.
- При приготовлении любого блюда нужно следовать рецепту, там чётко прописано, что нужно взять и сколько.
- Я спросила поваров, сколько крупы необходимо для приготовления каши для детей нашей группы. Вот из такого количества крупы повара могут сварить кашу для вас (выставляю на стол ёмкость с рисом).
- Повара крупу взвесили.
- Как мы можем узнать, сколько здесь крупы? (дети высказывают свои предложения)
- А мы сможем её измерить, используя мерку.
- Вы хотите научиться, как нужно работать меркой и определить, сколько крупы нужно взять для приготовления каши, чтобы её хватило на всех, но и лишнего не осталось, как в рассказе «Мишкина каша». Я вас сегодня научу этому.
- Мерка может быть разной. Меркой может быть ложка, стакан.
- Как выдумаете в нашем случае, что нам послужит меркой?
- Стакан – это наша мерка. Сейчас я вам покажу, как правильно работать с меркой. Беру мерку, наполняю до верха, лишнее убираю. Мерка должна быть полной, по ободок, но не с горкой. Чтобы не сбиться со счёта, за каждый отмеренный стакан с крупой откладываем кубик. Кубик кладём тогда, когда стакан с крупой пересыпан.
Показ измерения объёма крупы. (После того как вся крупа пересыпана) спрашиваю:
-Как узнать, сколько мерок вместилось в емкость? (пересчитать кубики) – пересчитали.
-Сколько стаканов крупы было в нашей ёмкости? (Шесть стаканов крупы- 6 мерок.
-А сколько крупы стало в ёмкости? (Шесть стаканов крупы- 6 мерок)
- Что мы с вами делали? (Мы пересыпали рис стаканом из одной миски в другую с помощью мерки)
- Мы измеряли крупу меркой, а в рассказе Носова Мишка и его друг насыпали крупу на глаз, без мерки. Вот и результат.
- А сейчас вы будете работать с меркой. Выберите себе геометрическую фигуру. Одинаковые геометрические фигуры это ваша пара. Вам необходимо измерить объём крупы меркой. Один измеряет, а другой считает, чтобы не сбиться со счёту и выполнить правильно. Не мешайте друг другу, выполняйте задание правильно. Как задание будет выполнено, рядом с миской положите, ту цифру, которая будет обозначать, сколько крупы в ваших мисках. Дети работают в парах.
- Давайте посмотрим, какой объём круп был на ваших столах.
- Какую вы крупу измеряли?
- Сколько мерок в вашей миске? (дети называют и показывают цифру).
Вывод: вы поработали с меркой, сейчас вы сможете сами измерить то количество крупы для приготовления каши, которое прописано в рецепте. И с вами не произойдёт то, что произошло с героем рассказа Носова.
4. Физкультминутка.
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)
Гномик кашу варил («помешивают» кашу)
И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)
«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
- Давайте посчитаем, сколько видов круп мы измерили? Повара нашего детского сада готовят каждый день на завтрак разные каши.
- На сколько дней нам хватит измеренной крупы. (На 5)
5. Работа с календарём
На доске висит цветной календарь.
- Давайте посчитаем, до какого дня хватит крупы.
- Какой сегодня день недели? (четверг). Мы посчитали, крупы хватит на 5 дней. Значит, до какого дня (до вторника)
- Я с вами не соглашусь?
-Сколько дней в неделе? (7)
- А все ли семь дней работает детский сад? (нет)
- А как называются те дни, когда детский сад не работает? (выходные дни)
- Назовите выходные дни? (суббота, воскресенье)
- Давайте пересчитаем, до какого дня хватит крупы? (до четверга)
6. Состав числа 6.
- Ребята, а вы знаете, что если две хозяйки будут готовить одно и то же блюдо, то вкус получится у каждой свой. Как вы думаете, почему?
- Повара в детском саду часто готовят вкусную кашу «Дружба». А какие виды круп используют для приготовления такой каши? (её варят из двух видов круп).
- Сейчас мы постараемся составить свои рецепты каши «Дружба». Мы знаем, что для приготовления каши необходимо 6 стаканов крупы. Каша «Дружба» по рецепту готовится из риса и пшена. А сколько стаканов, каждой крупы нам необходимо взять, вы определите сами, но в итоге должно получиться 6 стаканов крупы.
Дети называют состав числа, выходят к доске и ставят соответствующую цифру. Повторяем ёще раз состав числа 6.
Молодцы!
-Чему вы сегодня научились?
- С помощью чего мы измеряли крупу? (Крупу мы измеряли с помощью мерки)
Сейчас вы знаете, как правильно работать с меркой и сможете сами измерить, или помочь маме.
-Что было трудным?
-Что понравилось делать больше всего?
- Где вам это может пригодиться?