оксана гоголева
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Термометр. Измерение температуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Ромашка» п. Алгайский
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Термометр. Измерение температуры»
Воспитатель: Гоголева О. А
Цель:
Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию.
Материал к занятию:
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Термометр, Измерение температуры“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Посылка, 2 пластиковые бутылки с водой, письмо от Ильи Муромца, термометры : водный, воздушный, комнатный, медицинский, чайные ложки (желательно из нержавеющей стали, по 2 стакана воды: горячей и холодной на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вчера в наш садик пришла посылка. Она пришла к нам из тридевятого царства тридесятого государства. А прислал нам её русский богатырь Илья Муромец. Как вы думаете, что в ней может быть? (ответы детей)
- Давайте посмотрим. (Открывают коробку)
- Что это такое? (пластиковые бутылки с водой и письмо от Ильи Муромца)
Давайте посмотрим, о чём же нам пишет Илья Муромец)
Дорогие ребята, вы наверное помните сказку об Илье Муромце, когда Баба-Яга давала мне живую воду для исцеления и она у неё почти закончилась. Попросила Баба-Яга меня найти и принести ей живой воды. Вдруг ещё кто-нибудь попадёт в беду, и тогда живая вода поможет. Отправился я за живой водой, и дала мне она в дорогу вот этот прибор. (Показывает термометр) Это термометр.
Баба-Яга объяснила мне, что этот прибор поможет распознать, где вода живая, а где вода мёртвая, ведь прикасаться к воде нельзя – она волшебная! Живая вода тёплая. Если потрогать её, то можно превратиться, например, из большого в маленького, из взрослого – в ребёнка. А если прикоснуться к мёртвой воде, то можно состариться и превратиться из молодого в старого, из маленького мальчика во взрослого. Поэтому ни к живой, ни к мёртвой воде нельзя прикасаться руками – только термометром.
Вот пришёл я к большой скале, а в скале пещера. Зашёл в пещеру и вижу два больших озера – одно с мёртвой, другое – с живой водой. В мёртвом озере вода холодная, а в живом – вода тёплая. А где мёртвая вода, где живая, я не знаю. Забыл всё то, что Баба-Яга мне объясняла про термометр. И поэтому, я набрал воды из двух озёр в бутылки и выслал вам, чтобы вы с помощью термометра помогли различить, где живая вода, а где мёртвая.
Воспитатель: Ребята, поможем Илье Муромцу различить живую воду от мёртвой? (Ответы детей)
Но для начала мы должны рассмотреть этот прибор, узнать из чего он состоит и как он работает.
Выслушав письмо Ильи Муромца мы можем ответить, что такое термометр? (прибор для измерения температуры)
- Как вы думаете, а термометр и градусник это название одного прибора или разных? (одного прибора)
- Как расшифровать слова термометр, градусник? (термо- температура, метр- измерение; градусник- измеряют градусы)
Физминутка
Все движения разминки
повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге — ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Ну, продолжим наш урок?
Воспитатель: Посмотрите на доску, у меня на доске термометр он состоит из корпуса, шкалы, и делений посередине шкалы деление с цифрой «0» после нуля вверху и внизу есть деления с цифрами «10,20,30,40,50» между ними деления поменьше, они дают значение «5», а маленькие деление значение «1». Термометр нужен для того чтобы измерять температуру, а определяется температура в градусах. Существует несколько видов термометров : водный, уличный, комнатный, ртутный (медицинский)
Сейчас, я предлагаю вам познакомиться с уличным, комнатным и ртутным термометрами. Ребята, а для чего каждый термометр предназначен? (для измерения температуры на улице, в комнате и температуры тела человека)
Дети рассматривают уличный и комнатный термометры.
Воспитатель: Что внутри термометров? (окрашенный спирт). Как действует термометр, если тепло, холодно? (спирт расширяется, поднимается по трубке, сужается- опускается)
Посмотрите на ртутный градусник. Что внутри ртутного термометра? (ртуть). Ртуть- это вещество, которое поднимается по шкале и показывает температуру, очень ядовитое, поэтому с этим термометром нужно быть осторожными и без разрешения взрослых его трогать нельзя.
Предлагаю серию опытов
Педагог раздаёт детям по два стакана воды (горячей (40-500) и холодной (из холодильника) и по ложке;
Воспитатель: У вас на столе по два стакана, один стакан с живой водой - горячей, а другой стакан с мёртвой водой – холодной. Кто из вас может определить, не трогая стаканы руками, в каком из них горячая вода, а в каком холодная?»
Выслушивая ответы детей, педагог подводит их к выводу: «Нужно опустить в воду ложку, а затем пощупать её».
1. Опыт с ложками. Дети поочерёдно опускают ложку то в один стакан, то в другой, определяя, в каком стакане тёплая вода, а в каком холодная. Делают вывод : В холодной воде ложка будет холодной, значит вода мёртвая, а в горячей, ложка будет тёплой, значит вода живая
2. Опыт с градусником. Дети с помощью градусника определяют, где вода холодная (мёртвая) и где тёплая (живая). Делают вывод: если столбик термометра поднимается вверх, значит вода тёплая, если опускается вниз, то вода холодная.
Воспитатель: Вот мы с вами помогли Илье Муромцу определить, где живая вода, а где мёртвая. Как вы думаете, без термометра Илья Муромец смог бы узнать, где горячая вода, а где холодная? (ответы детей)
Итог занятия: С какими термометрами мы сегодня познакомились? (водным, уличным, комнатным, ртутным (медицинским). Какую функцию они выполняют, для чего они служат? (для измерения температуры)