Елена Братухина
Конспект НОД в подготовительной группе «Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза» с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей с новым стихотворением. Закрепление умений детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- отвечать на вопросы взрослого;
- самостоятельно задавать вопросы;
- закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц;
- расширять и закреплять активный словарь детей.
Развивающие:
- развивать память;
- зрительное внимание,
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Заучивание стихотворения С, Есенина „Берёза“ с использованием мнемотехники» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Есенин С.А.
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- «Береза», Есенин С.А.
- Темочки
- образное и логическое мышление,
- связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к поэзии, умение слушать и слышать друг друга;
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения, развивать поэтический слух;
- воспитывать желание помочь тем, кто испытывает трудность.
Методические приё мы:
- наглядный (портрет поэта, репродукции картин о природе, мнемотаблица);
- словесный (совместная речевая деятельность);
- игровой (физкультминутка, дидактическая игра);
- практический (выполнение заданий, упражнений).
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за березой, рассматривание иллюстраций, экскурсия в библиотеку, рисование березы, лепка дерева, чтение художественной литературы о природе.
Активизация словаря: кайма, кисти, серебро, бахрома, чувство, художник, поэт, композитор.
Индивидуальная работа: совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки при чтении стихотворения; активизировать на занятии Соню, Настю, Андрея.
Демонстрационный материал: репродукции картин о природе русских художников, портрет С. Есенина, кайма, бахрома.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают поочерёдно пальцы правой руки)
Будем мы сейчас играть, (хлопаем в ладоши)
Смотреть, слушать, размышлять, (прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)
Но друг другу не мешать, («грозят» указательным пальцем)
Внятно, четко говорить, (очерчивают область рта)
Не вертеться, не шалить. («грозят» указательным пальцем)
2. Основная часть:
(На доске выставлено несколько зимних пейзажей.)
- Дети мы находимся в художественной мини-галереи, где выставлены репродукции картин.
-Кто пишет картины? (художники).
Правильно! Посмотрите, вот художник Исаак Ильич Левитан написал картину "Весна. Большая вода", а Игорь Грабарь изобразил березу в феврале, а знаменитый художник И. Шишкин "Березовую рощу".
- Понравились вам эти картины? Что понравилось? (ответы детей).
Давайте с вами вспомним, как называются картины, на которых мы можем увидеть изображение природы во всей своей красоте. (Пейзаж)
Молодцы, правильно! Про этот жанр живописи есть такое стихотворение, послушайте:
Если видишь на картине нарисована река,
Или снег и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется…пейзаж.
Какое настроение вызывают у вас эти картины? Что у этих картин общего?
Художники не случайно изображали на своих картинах русскую березу. Береза - символ русской природы. Но не только художники старались показать всю красоту и великолепие природы, некоторые писатели и поэты тоже старались раскрыть всю её необыкновенность в своих произведениях.
Говорят, что когда-то очень давно, один русский поэт, Сергей Есенин, (показываю его портрет) увидел подобную картину и написал стихотворение.
Послушайте стихотворение С. Есенина «Береза» (чтение стихотворения)
Понравилось ли вам стихотворение, хотели бы вы его выучить?
Ребята, кто внимательно слушал, о чём говорится в этом стихотворении? (о березе, о природе, о зиме.)
Какою увидел берёзу поэт? (укрытую снегом)
«Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром»
Почему серебром принакрылась берёза? (Снег сравнивает с серебром)
Как украсила зима пушистые ветки?
«На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой»
(Снежною каймой – ветки окутаны снегом, инеем, они свисают от тяжести снега, как бахрома)
Из каких слов видно, что берёза задумалась, дремлет?
«И стоит берёза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне»
Почему снежинки так горят, блестят? (Это автор сравнивает как они переливаются, сверкают).
«А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром»
(Заря – яркое освещение горизонта перед восходом солнца)
Ребята, когда вы слушаете это стихотворение, какое настроение у вас возникает?
Какими словами начинается стихотворение?
Какими словами заканчивается?
А теперь, прежде чем вы будете сами рассказывать стихотворение, выполним упражнение для губ и языка.
Артикуляционная гимнастика: «Маляр», «Качели», «Часики».
Теперь послушайте стихотворение ещё раз и постарайтесь его запомнить.
А помогут нам рассказать стихотворение схематические рисунки (мнемотаблица). Чтобы легче и быстрее запомнить стихотворение, люди придумали мнемотаблицы. Это такая схема, в которой заложено все содержание стихотворения.
(Читаю повторно стихотворение, используя мнемотаблицу).
Как будем читать стихотворение - быстро или неторопливо? Громко или не очень громко? (Будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараться передать чувства автора, его любование берёзой.)
Физкультминутка.
«Берёзка».
Мы берёзку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.
Мы водой её полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.
И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой.
Кто хочет первым попробовать рассказать это стихотворение с помощью мнемотаблицы.? (2-3 человека)
А теперь давайте все вместе расскажем стихотворение (хоровое проговаривание стихотворения)
Молодцы! Быстро запомнили и хорошо рассказали стихотворение Сергея Есенина «Белая берёза».
Я предлагаю вам немного поиграть.
Д/игра «Бывает- не бывает».
Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ! (Я называю время года «зима», называю любое явление природы или сезонное изменение, бросаю мяч ребёнку, он должен сказать, бывает такое или нет зимой и вернуть мне мяч обратно. Слова: иней, листопад, капель, радуга, метель, ледоход, снег, проталины, пурга, заморозки, лужи, дождь, мороз.)
Молодцы! Знаете, что бывает зимой, а чего нет!
(Дети садятся на стулья)
3. Рефлексия:
- О чем мы сегодня с вами говорили?
-Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?
-Что вам помогло так быстро запомнить и рассказать стихотворение С. Есенина «Белая береза»?
(Воспитатель хвалит детей. Мнемотаблицу по стихотворению помещает на видное место).