Елена Литвинова
Конспект НОД «В музее искусств народного творчества» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «В музее искусств народного творчества»
в подготовительной группе
Цель: Систематизировать материал по ознакомлению дошкольников с народными промыслами Хохлома, Городец, Дымково, Гжель.
Задачи:
1. Расширять представление о многообразии видов народного декоративно – прикладного искусства.
Публикация «Конспект НОД „В музее искусств народного творчества“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством.
3. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.
4. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордится за мастерство русского народа.
5. Знакомить с приемами работы народных мастеров.
6. Формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров
7. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
8. Формировать эстетический вкус. Творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
9. Совершенствовать технические навыки и умения рисовать.
10. Показать взаимосвязь искусств : народного декоративно – прикладного, устного и музыкального.
10. Закрепить умение рисовать декоративные элементы (точки, кружки, полоски, листочки, ягодки и др).
11. Учить воспроизводить образные выражения при рассказывании о предметах прикладного искусства.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, рисунков, посуды, рисование по мотивам этих росписей и оформление выставки, лепка и раскрашивание игрушек, изучение танца.
Ход НОД
Воспитатель: Сегодня, ребята, в нашем саду отрылся музей искусств, экспозиции которого посвящены народным промыслам. Вы должны внимательно рассмотреть все предметы, и догадаться к каким народным промыслам они относятся? Приглашаю вас пройти по этой выставке – музею и полюбоваться предметами, которые сделали народные умельцы
(звучит русская народная мелодия) дети ходят и рассматривают выставку. В это время воспитатель рассказывает стихотворение «Русь»)
Воспитатель: Русь! Что это значит?
Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет.
Это заря, что горит не сгорая.
Это глаза твоей мамы, полные искорок смеха.
Это закат под полями и гор наших эхо.
Угадайте, о каком промысле необходимо сейчас рассказать экскурсоводу? Об этом вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту:
Жил – был дед. И много лет делал то.
Что деда дед делал много – много лет.
Резал плошки, делал ложки.
Резал чашки и баклашки.
Миску резал, как умел.
Резал белую посуду, продавал её повсюду.
Кроме плошек, кроме ложек.
Кроме чашек и баклашек ничего он не умел.
И решила как – то ночь, деду бедному помочь.
Дверь без стука отворила и посуду почернила.
И вошли из темноты птицы, травы и цветы.
Оставили по перышку, по зернышку, по венчику.
По листочку, по маковке, по ягодке – бубенчику.
Приоткрыло утро глаз, дед проснулся: «Вот те раз!»
И зажмурился от света: с лавки ярче самоцвета,
Блещут ложки, блещут плошки.
Блещут чашки и баклашки
Дед – то был не шуточный
Хохломской был - тутошный!
Воспитатель: О каком промысле это стихотворение? Как вы догадались? Кто хочет быть экскурсоводом?
Ребенок: Я расскажу вам о народном хохломском искусстве. Оно возникло в селе Хохлома. В село свозили изделия на ярмарку. Весеннее пробуждение природы, буйство летнего цветения, щедрость русской осени, с горящими на солнце багряными и золотыми листьями питает вечно живыми соками народное искусство хохломы. Хохлома – промысел русской народной росписи по дереву. Разнообразные изделия получили широкое распространение в быту. Это наборы для праздничного стола: расписные ложки, бокалы для кистей, вазы, расписная мебель, баночки и многое, многое другое. Яркие цвета, которые характерны для хохломской росписи – красный, черный, желтый, реже зеленый. На черном фоне - желтый узор, на желтом - черная травка, она делает узор ярче. После закалки лаковая пленка приобретает желтовато – коричневый оттенок, поэтому изделия кажутся золотыми. Точеное изделие грунтуют глиной, потом пропитывают льняным маслом, потом шпаклюют, покрывают олифой, просушивают, покрывают алюминиевым порошком (раньше серебрили золотом). Порошок втирают, поэтому изделие кажется гладким, блестящим. Роспись закрепляется сушкой, после чего покрывается лаком и подвергаются закалке.
Воспитатель: Дети, какие вопросы будут к экскурсоводу? (2-3 вопроса) Какой предмет больше всего вам нравится, о котором вам хотелось бы рассказать?
(Предложить почитать стихи о понравившихся изделиях)
Кувшин – куманец,
Куманец – молодец.
Изволь наклониться
Напои водицей.
Как на речке у ковша
Чудо - птица хороша.
Кто придет, заглянет
Удивляться станет.
Воспитатель: Какие пословицы о хохломе вы знаете?
Дети: Хорошая работа два века живёт.
Красна птица перьями, а человек уменьем.
Золото хохломы в огне не горит, в воде не тонет
Одно слово Хохлома – огненная.
Воспитатель: Да, красива посуда из Хохломы! Но у нас есть на выставке и другие изделия, они тоже красивы и разнообразны. Какая это роспись? Чем она характерна?
(показывает карточку, на которой изображены элементы дымковской росписи, какие элементы и какой росписи здесь изображены)
Кто хочет быть экскурсоводом?
Ребенок: Дымковская игрушка родилась в селе Дымково. Дымковские игрушки полны фантазии. Они лепятся быстро, легко и просто. Мастера изображают фигурки животных и людей. Лепится игрушка из глины красного цвета. Вылепленную игрушку сушат, обжигают в печи, сушат на сквозняке, поэтому игрушки звенят на разные голоса. После обжига игрушки покрывают слоем разведенного на молоке мела. Затем игрушку раскрашивают красками. А чтобы укрепить красочный слой и сделать его не марким, игрушки покрывают слоем яичного белка. В дымковской росписи всего пять элементов: круг, прямая, волнистая линия, точки, клетки. Для дымковской росписи характерны яркие цвета: желтый, синий, красный, оранжевый, черный. Эти цвета выглядят празднично. Белый фон игрушки не закрашиваются, он участвует в росписи игрушки, иногда добавляют золотые и серебряные детали для украшения. Игрушки называются «потали». Изделия пользуются спросом в разных странах.
(Вопросы детей к экскурсоводу)
Воспитатель: Расскажите о понравившихся игрушках.
(дети берут игрушку и рассказывают стихотворение)
Зонтик грибком, руки крендельком, Ходит девица – красавица по улице пешком.
Барашек – свисток левый рог завиток. Правый рог завиток, на груди цветок.
У тебя индюк, хвост словно красно – солнышко. У тебя петух, как цветная радуга. У тебя павлин, как цветочек аленький.
Дымковская игрушка! Синий лес, холмы, косогор, Лепят там из глины игрушку, И расписывают её до сих пор. Да из красной глины, из обычной глины, Появляются вдруг на свет Барышни и павлины, И свистульки веселый свист. И узор из кругов и линий, Обегают подола край Красно – желтый, порою синий, В руки взял - смотри и играй.
Воспитатель: Да, очень красива и необычна дымковская игрушка: нарядна, красочна. Гуляя по лесу, берегом реки, полем, мастерицы любовались обильным разнотравьем лугов, над которыми в летний зной стоит медовый аромат, и гудят на все голоса мохнатые труженицы пчелы. Издавна мастерицы любовались родной природой: синим небом, белыми облаками, яркими цветами, зеленью. Всем сердцем любуясь ею, русские люди воспевали ее не только в песнях, сказаниях, но и создавали игрушки, украшенные яркой, народной росписью, в которой оживили народные мотивы. Дымковская игрушка вводит нас в мир сказки и фантазии.
А теперь посмотрите вот на эти расписные разделочные доски и скажите, как называется эта роспись?
Экскурсоводом по городецкой росписи будет…
Ребенок: Городецкая роспись объединяет жителей нижегородских деревень, расположенных на реке «Узом». Народные изделия распространились во всей стране. Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Она обрабатывается на столярных, токарных станках. Роспись выполняется масляными красками. По окончании отделки изделия покрываются плотной и прочной пленкой лака.
Характерная особенность городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, синем, красном. Изготавливают городецкие мастера игрушки и предметы быта: конь – качалка, кресло – качалка, сундучки, скамейки, разделочные доски. Изображают на них сказочных птиц и коней. Основные детали росписи - сказочные цветы: купавки и розаны.
Воспитатель: Какие вопросы будут к экскурсоводу?
Воспитатель: Ребята, посмотрите вот на эту красивую посуду, какой росписью она раскрашена? Моими помощниками – экскурсоводами по гжельской росписи будут…
1-й ребенок: Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных украшены синей росписью. Украшение синей росписью называют – гжель, по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи разные по форме и по росписи. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что же гжель нравится всем, чем она отличается?
Да, прежде всего своим синим цветом. Он всегда одинаков бело- синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее – синие. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. По белому фону чашки или подсвечника ведет рука художника кисточку с краской…то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что кисть рисует становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска… А такая нарядная и праздничная получается роспись.
2-й ребенок: Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно – широкими мазками, а иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так, самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками их жизни людей. Ее не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Всякую вещь сделанную в Гжельске интересно рассматривать, любоваться ею.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая посуда стоит на нашей выставке. На нашей выставке есть изделия жостовской росписи, макраме. Все это сделано руками народных умельцев. Немало вложено труда, чтобы все эти изделия стали нарядными и красивыми. А какие пословицы о труде вы знаете?
Дети: Глаза страшатся, а руки делают.
Дело мастера боится.
Кончил дело - гуляй смело.
Любовь к труду - у людей на виду.
На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Не боги горшки обжигают.
Делу - время, потехе - час.
Терпение и труд всё перетрут.
Труд кормит, а лень портит.
Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем, станцуем свой танец «Свирель, да рожок» (муз. Синявского).
Воспитатель: А сегодня у нас тоже в группе открыт цех народных умельцев. Вы сами будете мастерами – умельцами. Будете расписывать разделочные доски, тарелки, дымковскую игрушку.
(самостоятельная работа детей по желанию)
Воспитатель: Из ваших работ мы тоже сделаем выставку у нас в саду. А теперь поставьте свои работы к той росписи,которой вы расписывали свои изделия. Сегодня вы еще больше узнали о народных промыслах, и музей пополнился вашими работами.