Папки-передвижки

Конспект НОД «В гостях, в избушке — деревушке…»

Людмила Приписнова
Конспект НОД «В гостях, в избушке — деревушке…»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД

«В гостях, в избушке – деревушке…»

(младший дошкольный возраст)

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуре через знакомство с русской избой и её убранством.

Задачи:

дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода и их назначением;

расширять словарный запас детей: изба, печь, лавка, самовар, чугунок, сундук, ухват, кочерга; развивать умения внимательно слушать педагога, включаться в диалог;

Публикация «Конспект НОД „В гостях, в избушке — деревушке…“» размещена в разделах

расширять кругозор детей, развивать любознательность, воспитывать интерес к истории русского народа;

продолжать закреплять умения детей узнавать предметы домашнего быта по картинке;

закреплять умение лепить посуду домашнего обихода (самовар, ложки, миски, чугунок).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Русская изба»; беседа о жизни русских людей, о народных предметах, связанных с предметами русского быта; разучивание пословиц, хоровод, отгадывание загадок; чтение русских народных сказок.

Материал и оборудование: демонстрационный материал: презентация «Русская изба» с предметами быта; звукозапись «Стук копыт»; предметы домашней утвари: самовар, ложки, чугунок, половик, утюг, сундук; лошадки на палочке; дидактическая игра «Найди лишний предмет»; костюм для бабушки; пластилин; дощечки для лепки; стека.

Методы:

словесный;

наглядный;

практический.

Приемы:

сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме);

рассматривание презентации «Русская изба»;

рассматривание посуды: самовар, чугунок, стакан, ложки, тарелка, кувшин, ковш;

рассказ, показ, беседа;

лепка;

дидактическая игра;

игра на ложках.

Ход непосредственно организационной образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Воспитатель: ребятки, хотите съездить в гости к бабушке в деревню?

Дети: хотим.

Воспитатель: а скажите мне, пожалуйста, на чем можно поехать?

Дети:… (разные варианты ответов).

Воспитатель: я вам предлагаю поскакать

на лошадках, вы согласны?

Дети: да!

Воспитатель: тогда, в добрый путь!

(Звучит стук копыт, дети входят в зал и их встречает воспитатель

в образе хозяюшки)

II. Основная часть.

Воспитатель – хозяюшка: милости прошу, гости дорогие. Не стесняйтесь, проходите, я сейчас вам расскажу очень интересный рассказ, а рассказывать я вам буду про свою избу.

Воспитатель – хозяюшка: посмотрите сюда, что вы видите? ( просмотр презентации: на слайде изображен дом)

Дети: дом стоит.

Воспитатель – хозяюшка: правильно, дом.

Давным – давно на Руси люди строили себе

жилища из бревен, такие дома назывались

избами. Я вас приглашаю к себе в гости. ( слайд: изображение русской избы).

Воспитатель – хозяюшка: посмотрите в моей избе всего одна комната, и большую её часть занимает русская печь, о печи говорят так: «Она и поилица, она и кормилица». Обратите внимание, что стоит у печи?

Дети: кочерга, ухват, чугунок.

Воспитатель – хозяюшка: молодцы. В углу от печи стоит стол, а на столе лежит буханка хлеба, которую пекла я сама, и на столе стоит деревянная посуда. Скажите мне, что же это за посуда?

Дети: ложки, самовар, кувшин, тарелка, стакан.

Воспитатель – хозяюшка: молодцы, посмотрите, посуда очень яркая,

красивая, люди их расписывают красками.

Посмотрите на тарелочку – вот вьется травка

– былинка, а из неё выглядывают ягодки:

смородина, малинка – это хохломская роспись.

Из этих красивых тарелочек мы кушают, а как вы думаете, что кушают из этой посуды?

Дети: … (разные варианты ответов).

Воспитатель – хозяюшка: обратите внимание на стол, почему стол такой большой, как вы думаете?

Дети: потому, что народу много.

Воспитатель – хозяюшка: да, правильно потому, что в старину семья была большая. А на чем раньше сидели?

Дети: на лавках.

Воспитатель – хозяюшка: лавка длинная и широкая, во время обеда на них сидели, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе мало. Почти все делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, вышивали, шили одежду, выполняя работу, всегда пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры. Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Дети: давайте.

Воспитатель – хозяюшка: ребятки, вставайте в круг, а Ваня в середину круга.

(хороводная игра)

Вышел Ваня погулять /Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют/

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать /дети останавливаются/

Поклонись, поклонись /Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает/

Да за ленточку держись.

Воспитатель – хозяюшка: как хорошо вы водите хоровод. Посмотрите, ребятки в моей комнате есть сундучок, он не простой. Давайте в него заглянем, что он нам приготовил? (дети заглядывают в сундучок)

Воспитатель – хозяюшка: ребята, поглядите, здесь картинки, давайте их рассмотрим. Сейчас мы с вами поиграем, я вам буду загадывать загадки, а вы мне будите показывать картинку с правильным ответом, хорошо?

Дети: хорошо.

Воспитатель – хозяюшка: угадай загадку:

«Летом спит, зимой горит,

Рот открывает, что дают - глотает».

Дети: печка.

Воспитатель – хозяюшка: правильно, печь – это сердце дома. Печь топили дровами. Печь кормила семью, обогревала, на ней спали маленькие детки и старики. Печка – кормилица. А как вы думаете, что готовили в печи?

Дети: кашу, пироги, суп.

Воспитатель – хозяюшка: правильно, в русской печи готовили щи, кашу, пекли пироги, хлеб.

Слушаете, следующую загадку:

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник …»

Дети: самовар.

Воспитатель – хозяюшка: молодцы, за самоваром собиралась вся большая семья, и все пили горячий чай с медом.

Слушаете, следующую загадку:

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая».

Дети: ложка.

Воспитатель – хозяюшка: правильно, в семье у каждого человека была своя ложка, и в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «запасливый гость без ложки не ходит». Раньше ложкой не только ели, но и на ложках можно было играть и пуститься в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

Дети: давайте.

Пляска «Ложки деревянные»

Взяли в ручки ложки,

постучим немножко, /дети стоят, стучат ложками/

Постучим от души!

Наши ложки хороши!

Побежали ножки,

Застучали ложки. /бегут по кругу и стучат/

Побежали малыши,

В ручках ложки хороши!

Детки приседают,

ложки отдыхают. /пружинка, держат ложки вертикально/

Тише, тише, не шуми! Приседают малыши.

Где же ложки у ребят? За спиной тихо спят. /прячут ложки за спиной/

Просыпайся, ложка, постучи немножко! /показывают ложки и стучат ими/

Воспитатель – хозяюшка: какие молодцы, как вы хорошо пляшите.

Слушайте следующую загадку

«Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля, а …»

Дети: чугунок.

Воспитатель – хозяюшка: это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан, из чугуна, в нем готовили каши, щи.

Воспитатель – хозяюшка: какие вы молодцы, все знаете, все загадки отгадываете, а теперь мы с вами поиграем в другую игру.

Дидактическая игра «Найди лишний предмет»

(самовар, чайник, утюг старинный,

утюг современный, чугунок, кастрюля,

ложка деревянная, ложка железная).

Воспитатель – хозяюшка: посмотрите,

и найдите предметы, которые нужны были людям, в давние времена?

Воспитатель – хозяюшка: молодцы, все правильно нашли.

III. Лепка «Старинная посуда».

Воспитатель – хозяюшка: сейчас, я вас

попрошу занять свои места за столом.

Мы с вами как настоящие мастера,

сегодня будем лепить из пластилина чугунок,

ложку, самовар.

IV. Итог занятия.

Воспитатель – хозяюшка: ребятки, сегодня мы с вами посетили «Русскую избу», вам понравилось?

Дети: да.

Воспитатель – хозяюшка: что вы нового узнали? (варианты ответа).

Воспитатель – хозяюшка: молодцы, порадовали меня, приходите ко мне ещё в гости, буду вас рада видеть. А сейчас пора прощаться. До свидания!

Дети: до свидания!

Литература

1. В. П. Аникин. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1999.

2. О. Н. Арсеневская. Музыкальные занятия. – Волгоград: учитель, 2012.

3. Н. П. Гербова. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 5-7 лет. – М., 2005.

4. О. Л. Князева. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. – С – П., 1999.

Публикации по теме:

Конспект занятия НОД по ИЗО «Витражи для окошек в избушке Красавицы Весны» для детей c ОВЗ I ступениКонспект занятия НОД по ИЗО «Витражи для окошек в избушке Красавицы Весны» для детей c ОВЗ I ступени Цель: Формирование у детей интереса к выполнению работ в технике выполнения витражей. Задачи: • Продолжить знакомство детей с техникой.

Конспект занятия по развитию движений в группе раннего возраста «Дорожка к зайкиной избушке» Конспект по Развитию движений «Дорожка к зайкиной избушке» Цели: упражняем детей в бросании мяча вдаль правой рукой. Развиваем внимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «В гостях, в избушке — деревушке…»
Опубликовано: 26 мая 2015 в 15:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «В гостях, в избушке — деревушке…»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Приписнова (УИ 347592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД