Людмила Приписнова
Конспект НОД «В гостях, в избушке — деревушке…»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
«В гостях, в избушке – деревушке…»
(младший дошкольный возраст)
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуре через знакомство с русской избой и её убранством.
Задачи:
дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода и их назначением;
расширять словарный запас детей: изба, печь, лавка, самовар, чугунок, сундук, ухват, кочерга; развивать умения внимательно слушать педагога, включаться в диалог;
Публикация «Конспект НОД „В гостях, в избушке — деревушке…“» размещена в разделах
расширять кругозор детей, развивать любознательность, воспитывать интерес к истории русского народа;
продолжать закреплять умения детей узнавать предметы домашнего быта по картинке;
закреплять умение лепить посуду домашнего обихода (самовар, ложки, миски, чугунок).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Русская изба»; беседа о жизни русских людей, о народных предметах, связанных с предметами русского быта; разучивание пословиц, хоровод, отгадывание загадок; чтение русских народных сказок.
Материал и оборудование: демонстрационный материал: презентация «Русская изба» с предметами быта; звукозапись «Стук копыт»; предметы домашней утвари: самовар, ложки, чугунок, половик, утюг, сундук; лошадки на палочке; дидактическая игра «Найди лишний предмет»; костюм для бабушки; пластилин; дощечки для лепки; стека.
Методы:
словесный;
наглядный;
практический.
Приемы:
сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме);
рассматривание презентации «Русская изба»;
рассматривание посуды: самовар, чугунок, стакан, ложки, тарелка, кувшин, ковш;
рассказ, показ, беседа;
лепка;
дидактическая игра;
игра на ложках.
Ход непосредственно организационной образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
Воспитатель: ребятки, хотите съездить в гости к бабушке в деревню?
Дети: хотим.
Воспитатель: а скажите мне, пожалуйста, на чем можно поехать?
Дети:… (разные варианты ответов).
Воспитатель: я вам предлагаю поскакать
на лошадках, вы согласны?
Дети: да!
Воспитатель: тогда, в добрый путь!
(Звучит стук копыт, дети входят в зал и их встречает воспитатель
в образе хозяюшки)
II. Основная часть.
Воспитатель – хозяюшка: милости прошу, гости дорогие. Не стесняйтесь, проходите, я сейчас вам расскажу очень интересный рассказ, а рассказывать я вам буду про свою избу.
Воспитатель – хозяюшка: посмотрите сюда, что вы видите? ( просмотр презентации: на слайде изображен дом)
Дети: дом стоит.
Воспитатель – хозяюшка: правильно, дом.
Давным – давно на Руси люди строили себе
жилища из бревен, такие дома назывались
избами. Я вас приглашаю к себе в гости. ( слайд: изображение русской избы).
Воспитатель – хозяюшка: посмотрите в моей избе всего одна комната, и большую её часть занимает русская печь, о печи говорят так: «Она и поилица, она и кормилица». Обратите внимание, что стоит у печи?
Дети: кочерга, ухват, чугунок.
Воспитатель – хозяюшка: молодцы. В углу от печи стоит стол, а на столе лежит буханка хлеба, которую пекла я сама, и на столе стоит деревянная посуда. Скажите мне, что же это за посуда?
Дети: ложки, самовар, кувшин, тарелка, стакан.
Воспитатель – хозяюшка: молодцы, посмотрите, посуда очень яркая,
красивая, люди их расписывают красками.
Посмотрите на тарелочку – вот вьется травка
– былинка, а из неё выглядывают ягодки:
смородина, малинка – это хохломская роспись.
Из этих красивых тарелочек мы кушают, а как вы думаете, что кушают из этой посуды?
Дети: … (разные варианты ответов).
Воспитатель – хозяюшка: обратите внимание на стол, почему стол такой большой, как вы думаете?
Дети: потому, что народу много.
Воспитатель – хозяюшка: да, правильно потому, что в старину семья была большая. А на чем раньше сидели?
Дети: на лавках.
Воспитатель – хозяюшка: лавка длинная и широкая, во время обеда на них сидели, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе мало. Почти все делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, вышивали, шили одежду, выполняя работу, всегда пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры. Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.
Дети: давайте.
Воспитатель – хозяюшка: ребятки, вставайте в круг, а Ваня в середину круга.
(хороводная игра)
Вышел Ваня погулять /Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют/
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать /дети останавливаются/
Поклонись, поклонись /Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает/
Да за ленточку держись.
Воспитатель – хозяюшка: как хорошо вы водите хоровод. Посмотрите, ребятки в моей комнате есть сундучок, он не простой. Давайте в него заглянем, что он нам приготовил? (дети заглядывают в сундучок)
Воспитатель – хозяюшка: ребята, поглядите, здесь картинки, давайте их рассмотрим. Сейчас мы с вами поиграем, я вам буду загадывать загадки, а вы мне будите показывать картинку с правильным ответом, хорошо?
Дети: хорошо.
Воспитатель – хозяюшка: угадай загадку:
«Летом спит, зимой горит,
Рот открывает, что дают - глотает».
Дети: печка.
Воспитатель – хозяюшка: правильно, печь – это сердце дома. Печь топили дровами. Печь кормила семью, обогревала, на ней спали маленькие детки и старики. Печка – кормилица. А как вы думаете, что готовили в печи?
Дети: кашу, пироги, суп.
Воспитатель – хозяюшка: правильно, в русской печи готовили щи, кашу, пекли пироги, хлеб.
Слушаете, следующую загадку:
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник …»
Дети: самовар.
Воспитатель – хозяюшка: молодцы, за самоваром собиралась вся большая семья, и все пили горячий чай с медом.
Слушаете, следующую загадку:
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая».
Дети: ложка.
Воспитатель – хозяюшка: правильно, в семье у каждого человека была своя ложка, и в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «запасливый гость без ложки не ходит». Раньше ложкой не только ели, но и на ложках можно было играть и пуститься в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.
Дети: давайте.
Пляска «Ложки деревянные»
Взяли в ручки ложки,
постучим немножко, /дети стоят, стучат ложками/
Постучим от души!
Наши ложки хороши!
Побежали ножки,
Застучали ложки. /бегут по кругу и стучат/
Побежали малыши,
В ручках ложки хороши!
Детки приседают,
ложки отдыхают. /пружинка, держат ложки вертикально/
Тише, тише, не шуми! Приседают малыши.
Где же ложки у ребят? За спиной тихо спят. /прячут ложки за спиной/
Просыпайся, ложка, постучи немножко! /показывают ложки и стучат ими/
Воспитатель – хозяюшка: какие молодцы, как вы хорошо пляшите.
Слушайте следующую загадку
«Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля, а …»
Дети: чугунок.
Воспитатель – хозяюшка: это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан, из чугуна, в нем готовили каши, щи.
Воспитатель – хозяюшка: какие вы молодцы, все знаете, все загадки отгадываете, а теперь мы с вами поиграем в другую игру.
Дидактическая игра «Найди лишний предмет»
(самовар, чайник, утюг старинный,
утюг современный, чугунок, кастрюля,
ложка деревянная, ложка железная).
Воспитатель – хозяюшка: посмотрите,
и найдите предметы, которые нужны были людям, в давние времена?
Воспитатель – хозяюшка: молодцы, все правильно нашли.
III. Лепка «Старинная посуда».
Воспитатель – хозяюшка: сейчас, я вас
попрошу занять свои места за столом.
Мы с вами как настоящие мастера,
сегодня будем лепить из пластилина чугунок,
ложку, самовар.
IV. Итог занятия.
Воспитатель – хозяюшка: ребятки, сегодня мы с вами посетили «Русскую избу», вам понравилось?
Дети: да.
Воспитатель – хозяюшка: что вы нового узнали? (варианты ответа).
Воспитатель – хозяюшка: молодцы, порадовали меня, приходите ко мне ещё в гости, буду вас рада видеть. А сейчас пора прощаться. До свидания!
Дети: до свидания!
Литература
1. В. П. Аникин. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1999.
2. О. Н. Арсеневская. Музыкальные занятия. – Волгоград: учитель, 2012.
3. Н. П. Гербова. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 5-7 лет. – М., 2005.
4. О. Л. Князева. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. – С – П., 1999.