Татьяна Жернова
Конспект НОД «В гости к белым медведям»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях к белым медведям»
конспект НОД
Цель: развитие познавательного интереса детей к жизни белых медведей.
Задачи:
Образовательные:
• Обогащать представление детей о животных Севера, живущих в Новосибирском зоопарке, закрепить знания о внешнем виде, характерных особенностях и повадках белого медведя.
• Активизировать мыслительную активность в познавательно-исследовательской деятельности, проявление самостоятельности и наблюдательности.
Развивающие
Публикация «Конспект НОД „В гости к белым медведям“» размещена в разделах
• Развивать связную речь детей при составлении описательного рассказа, используя элементы мнемотехники.
• Развивать внимание, координационные способности, мелкую моторику.
• Совершенствовать синтаксическую сторону речи: упражнять в составлении простых предложений самостоятельно, опираясь на схемы.
• Расширять словарный запас.
Воспитательные
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему, умение сопереживать, заботиться о животных.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, имитационные игры, массаж рук
Оформление (наглядность) :
Демонстрационный материал: атлас мира, картинки животных севера, пейзажи Крайнего Севера, схема – мнемотехника «Жизнь белых медведей», рукавички (меховые, вязаные, «Чудо-мешочек», мультимедийная презентация.
Раздаточный материал: схемы по количеству детей, простой карандаш, картинки для раскрашивания, цветные карандаши.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Словарная работа: медведица, медведь, медвежонок, красная рыба, салака, минтай, сельдь, мойва, рыбное ассорти, витаминная добавка, меховая, толстая
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях, организация выставки произведений В. В. Бианки
Ход проведения НОД
1. Организационный момент.
«Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись.
Влево вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись.»
Сюрпризный момент.
— Вы бывали в зоопарке, ребята? А в Новосибирском зоопарке?
— Ребята, я хочу Вас познакомить с семьей белых медведей, живущих в Новосибирском зоопарке, Кай и Герда.
Кай появился на свет в Санкт-Петербурге, Герда – в Москве. В возрасте 10 месяцев их привезли в Новосибирский зоопарк. Это произошло в 2008 году. 20 ноября, день рождения у нашей белой медведицы Герды. Ей исполнилось 10 лет. Наша арктическая красавица, мама Шилки и Ростика, верная подруга Кая. Кай младше Герды на семь дней, 27 ноября ему исполнится 10 лет. 11 декабря 2013 года на свет появилась маленькая медведица. Герда показала себя превосходной мамой. Её назвали Шилкой в честь директора зоопарка Ростислава Шило. 7 декабря 2015 года Кай и Герда стали родителями во второй раз. На этот раз у них родился мальчик. Его назвали Ростиком. Задорный, энергичный, он, как и старшая сестра, стал всеобщим любимцем.
2. Основная часть занятия.
Дидактическая игра: «Придумай ласковое слово»
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Придумай ласковое слово». Как вы ласково назовете медведей? (Медвежонок, Мишутка и т. д.) . Молодцы, ребята!
Дидактическая игра «Что ест медведь?»
— Мне еще, кажется, что медведи очень хотят есть. Чтобы им предложить? (Ответы детей).
Воспитатель оказывает картинки, а дети выбирают подходящие варианты.
— Правильно, ответил тот, кто предложил дать мишке – рыбку, а вот конфеты и печенья он не ест! Белые медведи любят – рыбу, мелких морских животных, морские водоросли, птичьи яйца…
А как вы думаете, что едят медведи в зоопарке? На завтрак у наших белых медведей рыба, хлеб и морковь с рыбьим жиром. Каю дают 5 кг рыбы, Герде 3 кг. Рыба обязательно 2-3 видов. В их рационе есть красная рыба, салака, минтай, сельдь, мойва. (повторить название рыбы) Состав рыбного ассорти периодически меняют. Кай съедает за завтраком две булки хлеба (по булке белого и ржаного). У Герды порция поменьше. Каждому белому медведю сотрудники кухни трут на терке 1-1,5 кг моркови и смешивают ее с рыбьим жиром. На ужин Каю и Герде положено мясо. Порция у Кая больше, чем у Герды (5 и 3 кг соответственно). Иногда медведям дают овощи и зелень. Это для них скорее витаминная добавка, а не корм. А еще они играют с кабачками и тыквами.
— А как вы думаете, где вообще живут белые медведи? – на Севере. Отправляемся в путь, а чтобы там не замерзнуть, нам нужно потеплее одеться.
Имитационное упражнение «Одеваемся».
Дети за воспитателем выполняют алгоритм последовательности одевания, «помогают» завязать шарф.
— И на «самолете» отправляемся на Север.
Музыкальное сопровождение.
— Ну, вот мы приземлились на заснеженную поверхность. Я захватила с собой атлас, давайте найдем место, где мы находимся.
Рассмотрение атласа.
— Рассаживаемся на ковре, рассматриваем атлас. В каких климатических условиях они тут живут?
Игра «Узнай «северные» слова».
Я буду называть слова, а когда среди них встретятся «северные», вы хлопните в ладоши.
Снег, ледник, жара, морж, пустыня, холод, цветок, льдина, лес, снежинка, поле, колокольчик, олень, северное сияние, радуга, и др.
— Ребята, а как вы думаете, неужели они не замерзают – ведь здесь очень сильные морозы, им приходиться добывать пищу в воде, спать на льдинах?
— Медвежонок вот подсказывает мне, что у них есть — «шуба»…
Сравнительный эксперимент «Рукавички».
Предложить сравнить рукавички двух видов – вязаные и меховые; подвести детей к выводу: в каких теплее, почему?
– Между рядками вязаных рукавичек проходит теплый воздух наружу, а мех очень плотный и не пропускает тепло.
— Теперь посмотрите на шубку медведя. Какая она? — Толстая, пушистая, меховая, плотная, теплая, белая. Под кожей толстый слой жира.
Массаж рук «Зимняя разогревалочка»
Если мерзнут руки, дети медленно растирают одну ладонь о другую.
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Сначала ладошки растирают ладошки все быстрее
Совсем как ледышки, хлопки
Потом как лягушки, по коленям хлопки
Потом как подушки, кулачками друг о дружку
Но вот понемножку продолжаем растирать
Согрелись ладошки,
Горят, и взаправду,
А не понарошку.
Я горю, как от огня, Вытягивают вперед раскрытые ладони
Вот, потрогайте меня.
(М. Рузина)
Составление рассказа по картинке
— Ребята, у меня есть картина, на которой изображена вся семья медведей из зоопарка. Давайте, составим рассказ о семье белых медведей. (Садятся за столы – работаем со мнемосхемами, рассказываем и заполняем круги)
Кто это?
1. Где живет белый медведь? (рисуем снежинку)
2. Какой он? Назовите слова-признаки. — — Большой, сильный, быстрый, ловкий, хищный. (В кружке знак вопроса —)
3. Какое тело, чем покрыто? (в кружке — шерсть)
4. Чья это морда? Опишите ее. – голова медведя вытянутая, треугольная. На голове – два маленьких черных, зорких глаза; чуткий черный нос и пасть с острыми зубами. Уши маленькие, овальные. Когда медведь ныряет, он прижимает уши к голове и вода в них не попадает. Шея длинная. У медведя четыре лапы, широкие, подошва покрыта густой шерстью, так что лапы не мерзнут. (В кружке пишем – Ч).
5. Чем питается белый медведь?
6. «Мама» — медведицы добрые, заботливые мамы. Медведица роет в земле берлогу, в которой у нее рождается медвежата. Они маленькие, слепые, глухие, смешные. Мама – медведица ухаживает за ними, согревает своим теплом, кормит молоком, играет, учит охотиться.
7. Берлога. Катаются с горок. Любят купаться. Сердечко – что ты почувствуешь, если встретишь белого медведя?
Вот мы и составили схему для рассказа. Кто хочет рассказать о белом медведе?
Рассказы детей.
— Ребята, нам пора прощаться с Каем и Гердой. Они остаются со своими друзьями, а нам пора возвращаться.
Имитационное упражнение «Раздеваемся».
3. Итог занятия.
— Ребята, посмотрите, а нам подарок. Это от нашего медвежонка Ростика – он приготовил свои портреты. Но здесь изображены только силуэты. Давайте дорисуем портреты – нарисуйте глаза, носик. Что вам запомнилось – чем любит заниматься медвежонок – кататься с горки, купаться, играть с снежинками; что любит кушать – вспомните и нарисуйте.
Дорисуй картинку.
4. Рефлексия
— Вот сколько всего интересного мы узнали о белых медведях. А вы знаете, что белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу». А у меня есть «Чудо-мешочек», в нем снежок – возьмите себе в руку, давайте загадаем, чтобы все люди на земле были добрые и заботились о животных и сдуем его. Снежок разлетится по свету и наше желание обязательно сбудется!