Алла Антонова
Конспект НОД по региональной культуре «Мое село Манычское — частица нашей великой Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения НОД: игра - путешествие
Возрастная группа: Дети подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Приоритетная образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Формы организации ННОД воспитанников с учетом интеграции.
образовательных областей: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Публикация «Конспект НОД по региональной культуре „Мое село Манычское — частица нашей великой Родины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель образовательной деятельности: воспитывать любовь к малой Родине, уважение к предкам.
Образовательные задачи:
Образовательные:
-Обогащать и расширять представления детей об истории своего села Манычского;
-Закреплять знания о русской избе и ее предметах старинного русского быта; о достопримечательности с. Манычского - ветряная мельница;
-Активизировать мышление, воображение.
Развивающие :
-Формировать любознательность и познавательный интерес к историческому прошлому.
-Развивать коммуникативные способности, навыки совместной игровой деятельности;
-Формировать умение выражать свои мысли, обогащать активный словарь.
Воспитательные:
-Воспитывать любовь к малой Родине, уважение к предкам.
-Воспитывать интерес к поэзии, любовь к художественному слову и фольклору.
-Обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
-Развивать интерес к искусству.
Целевые ориентиры: выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление) при прослушивании русских народных мелодий, аудиозаписи «Звуки природы», пении русских народных песен, рассуждает и делает адекватные объяснения при работе со словарем, делиться с педагогами и детьми разнообразными впечатлениями о русской народной культуре, о малой родине, о жилище человека, умеет высказывать свою точку зрения, участвует в русских народных играх.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций о Ставропольском крае, о селе.
-Чтение художественной литературы.
-Экскурсии по селу, в «Горницу».
-Рассматривание слайдов «Достопримечательности Ставропольского края»
-Заучивание стихов.
-Разучивание русских народных песен, пословиц, поговорок, игр.
-Слушание музыки.
-Беседы, дидактические игры, строительные игры
-Рисование по картинам П. М. Гречишкина «Ставропольский лес»,
А. М. Тишиной «Осень в ущелье»
-Рисование по темам: «Вечернее село»; «Осень в моем селе» «Мой любимый уголок»
Оборудование и материал: предметы русского быта, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы, иллюстрации: старая мельница, лист с датой, платочек, веревочка, аудиозапись «Звуки природы», русский народный платок.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Первая часть.
Вводная часть (мотивация). Организационный момент
НОД начинается в экологической комнате.
Воспитатель: К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем и больше не будем отвлекаться.
Воспитатель. Ребята сегодня вы узнаете много нового и интересного о Родине.
Как называется наша страна, в которой мы живем?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Наша страна огромная. Она богата растительным и животным миром.
В ней много морей, рек, озер. Она прекрасна и полна замечательными людьми.
(Звучит музыка). Воспитатель рассказывает стихотворение.
На широком просторе предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете друзья.
(Прокофьев)
Ребенок: «Откуда родом ты?»-
Меня спросили.
И я ответил гордо:
«Из России.
А если говорить точнее
Со Ставрополья я,
Там Родина моя - Апанасенковье.
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говориться о Родине.
Воспитатель: У каждого человека на земле есть Родина.
Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: Родина - место, где мы живем. Где мы ходим в школу, в детский сад. Это место где человек вырос. Там где мама и папа. Место, где дом родной.
Воспитатель: Правильно ребята. Родной край близок и дорог сердцу каждого из нас. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь.
Недаром гласит народная пословица: «Где родился, там и пригодился»
Знать историю родного края, значить любить настоящие и каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.
Сегодня мы поговорим о малой Родине : о крае, районе, селе.
Как называется наш край?
Дети: Наш край называется Ставропольский.
Воспитатель: Как называется наш район?
Дети. Наш район называется Апанасенковский.
Как называется наше село?
Наше село называется Манычское.
Вторая часть. Основная часть (содержательная, деятельная).
Воспитатель: И сейчас мы отправимся по тропам своей малой Родины. По дорогам едут, по тропам идут, чтобы ничего не пропустить, чтобы все запомнить и отложить в своем сердце и душе. Сегодня мы постараемся пройти по самым интересным местам нашей Родины, там, где шагали наши предки.
Мы должны помнить, отправляясь в путь. Нужно быть внимательными, зоркими, не обижать животных и птиц, беречь природу.
В путь ребята.
(Дети под веселую музыку подходят к стене, на которой изображена природа: растительный и животный мир).
Воспитатель: Перед нами «Зеленое поле»- это растительность.
Что относится к растительности?
Дети: Деревья. Цветы. Трава. Кустарники.
Воспитатель: Для чего нам нужна растительность?
Дети: Чтобы воздух был чистым. Это красиво. Растения очищают воздух.
Воспитатель: Наш Ставропольский край богат растительным и животным миром, некоторые из них занесены в «Красную книгу».
Давайте вспомним и назовем их?
Дети перечисляют растения и животных.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Перед нами «Голубое поле».
(Дети подходят к стене, на которой изображено озеро)
Как вы думаете, что обозначает этот цвет?
Дети: Это реки и озера. Моря. Пруды. Океаны.
Воспитатель: Кто живет в воде и на берегу?
Дети отвечают.
Воспитатель: Некоторые обитатели суши и воды занесены в «Красную книгу»
Назовите некоторых из них?
Ответ детей.
Воспитатель: Ребята скажите, возле какого озера мы живем?
Дети: Озеро Маныч.
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: Скажите, какого цвета еще бывает поле?
Дети: Желтые. Золотые.
Воспитатель: Правильно. В Ставропольском крае много степей, полей.
Поля Апанасенковья необычные желтые? Почему?
Дети: На полях выращивают пшеницу.
Воспитатель: Из пшеницы пекут хлеб. Хлеб- главное богатство Ставрополья.
Как называют людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Людей, которые выращивают хлеб, называют хлеборобами.
Воспитатель Хлеб-это слово люди произносят с чувством глубокого уважения, с теплотой. А как ласково называют хлеб?
Дети: Хлебушек. Хлебчик. Хлебок.
Воспитатель: Назовите пословицы о хлебе?
Дети: Без печи холодно, а без хлеба голодно.
Хлеб - всему голова.
Обед не обед, если хлеба нет.
Воспитатель: Весел край, счастлив край - где хороший урожай
Вот и закончилось наше путешествие по необъятным просторам нашего края. А сейчас мы немного отдохнем и послушаем звуки природы.
Релаксация «Поза покоя»
(Дети сидят на стульях, ближе к краю стула, опираясь на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставлены. Сидят и слушают музыку с закрытыми глазами.)
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Специально для этого я приготовила волшебный платок. Вы возьмитесь за него, и он нас доставит в прошлое. А для этого я произнесу магические слова:
«Волшебный платок
Лети в прошлые века
Доставь в желанные времена»
(Звучит волшебная музыка)
Дети переходят в комнату русского быта «Горница».
Воспитатель: Ребята куда мы попали.
Дети: В горницу. В хату.
Воспитатель : Да, ребята мы попали в прошлое, в русскую хату. А вот и хозяйка.
Хозяйка хлопочет у русской печки.
(Звучит русская народная музыка)
(Хозяйка и гости обмениваются поклонами, здороваются.)
Хозяйка: Здравствуйте, гости желанные. Я всегда рада гостям.
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Воспитатель: Видим, что вы нам рады. А пришли мы к тебе из будущего, узнать о жизни, о делах, заботах наших предков.
Хозяйка: Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли,
О делах родной земли.
Рассаживайтесь, гости дорогие, да слушайте мой такой сказ о земле Русской, о селе моем.
Со дня основания с 1875 года село называется Кистинское. Люди проживали в землянках, сложенных из самана, обмазывались глиной. Хаты состояли из двух комнат и веранды. Пол был земляной, помазан глиной. Крыши были под камышом. Ночью зажигали керосиновые лампы, чтобы в хате было видно. Основным занятием жителей села было земледелие и животноводство. Не смотря на частые и сильные засухи крестьяне сеяли : пшеницу, рожь, лен, горчицу, даже хлопок.
Землю обрабатывали плугами, оралами. Еще добывали соль на Приманычские озерах и искусственных водоемах, построенных в балке реки Кисты. Соль возили продавать в Астраханскую губернию, Донскую область, в Ставрополь за 3 копейки. В селе имелось 5 лавок, 2 трактира, 33 ветряных мельницы, гончарный завод, маслобойня.
В селе была церковно-приходская школа.
Несмотря на трудности жизни, голод, холод, горе 1-й мировой войны люди продолжали жить и трудиться. В начале 1941 в селе проживало 5 тысяч человек. В 1954 году из нескольких колхозов образовался один колхоз «Россия».
Первым председателем был П. Т. Антонов. 17 октября 1966 года село Кистинское было переименовано и стало называться село Манычское.
Вот такая история, мои дорогие детки.
Воспитатель: А знаешь хозяюшка, одна ветряная мельница сохранилась до наших дней и является достопримечательностью нашего села и всего Ставропольского края. Каменная ветряная мельница построенная в 1889 году, как своеобразная память народа о своей истории, как свидетельство таланта и изобретательности местных мастеров. Так благодарные потомки оставили о себе добрый след. В Кисте было 33 мельницы и это одна из них.
(Воспитатель показывает на картине изображение ветряной мельницы)
Хозяйка: Люди на селе не только хорошо трудились, но умели весело отдыхать.
Особенно мы любим русскую народную песню «Ой, вы сени, мои сени». Давайте ее споем все вместе и поводим хоровод.
Дети вместе с хозяюшкой исполняют песню-хоровод «Ой, вы сени, мои сени»
Воспитатель: В народе бытует поверье «Кто не знает своей истории- у того нет Родины».А Родина начинается с родного дома, в старину это была хата и вот о внутреннем убранстве, дорогая хозяюшка наши дети тебе сейчас расскажут.
Воспитатель: Ребята, что в избе было самым главным, без чего невозможно было жить?
Дети: Самая главная была печь.
Воспитатель: Неслучайно говорят «печь всему голова». Чем помогала печь человеку в старину?
Дети: Печь обогревала дом. В ней пекли хлеб. На ней спали. Сушили вещи и др.
Воспитатель: Что еще можно сказать о печи?
Дети: Печь делила избу на две половины. Там где была печь-это была женская половина или женский кут (угол).
Воспитатель: Почему одна половина называлась женской?
Дети: Там работала женщина
Воспитатель: Что делала женщина в своем углу?
Дети: Работала.
Воспитатель: Что можно сказать о второй половине?
Дети: Ее называли красной - красивой. В углу весели иконы и др.
Воспитатель: Дорогая хозяюшка, а еще мы много знаем о предметах старинны. Сейчас мы поиграем в игру «Назови предмет старины» и ты услышишь, как много дети знают.
Игра «Назови предмет старины» с платком.
Дети стоят в кругу под русскую народную музыку передают платок, музыка прекращается Ребенок в руке, которого остался платочек, называет старинный предмет.
Хозяйка: Ребятки, какие вы славные, умные, ловкие. Я тоже хочу с вами поиграть Давайте поиграем в русскую народную игру «Ты веревочка вертись»
Давайте станем в круг, возьмемся за веревочку и произнесем слова:
«Ты веревочка вертись.
Ты веревочка кружись
Узелок остановись
И в ладошке притаись
Может быть у Маши
Может быть у Саши»
У кого останется узелок танцует.
Дети играют вместе с хозяйкой.
Воспитатель: Спасибо тебе хозяюшка, за рассказ, за игру, мы будем в нее играть.
Надели тебя господь и житьем и бытием и здоровьицем. Досвидание.
Хозяйка прощается с гостями, и обмениваются поклонами.
Хозяйка: Досвидание. До новых встреч.
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в наше современное село.
Я вас накрою волшебным платком и произнесу магические слова:
«Волшебный платок лети в наши века, доставь нас в желанные времена»
Воспитатель накрывает платком детей и произносит слова под музыку.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Ребята вам понравилось наше путешествие?
-Что нового вы узнали из рассказа хозяйки?
-Чем отличается село Манычское, от Кистинского?
-Кто был первым председателем колхоза?
-Что обозначают эти цифры?
Воспитатель: О таком прекрасном, богатом крае много сложено стихов, песен, написано картин.
-Каких ставропольских художников вы знаете?
Дети: П. М. Гречишкин. А. М. Тишина.
Воспитатель: По какой картине П. М. Гречишкина вы рисовали?
Дети: «Ставропольский лес»
Воспитатель: Какую картину А. М. Тишиной вы рассматривали и рисовали?
Дети: «Осень в ущелье»
Воспитатель: А назовите поэтов, писателей Ставрополья?
Дети: Екимцев. Шевченко. Моисенко.
Воспитатель: Мы знакомы с вами с творчеством А. Е. Екимцева. Кто хочет рассказать?
Ребенок рассказывает стихотворение
«Я люблю родное Ставрополье»
Третья часть. Заключительная часть (рефлексивная).
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали? Что вам больше всего понравилось? Ребята, я хочу вам открыть секрет: в мире много красивых мест, лучше то, где ты родился, где сам проторил дорогу, где твой дом, где живут твои родители.