Надежда Хазова
Конспект НОД «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Область познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
Публикация «Конспект НОД „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары (различной формы, мыльные пузыри, игрушка резиновая, листы бумаги (по количеству детей), насос, палитра, гуашь, камешки, баночки.
Организационный момент:
- Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и улыбнемся.
- Ребята, сегодня на занятие я принесла вот такие шарики. Какого они цвета?
- Красный и синий
- А как называются эти шарики?
- Воздушные
- А вы знаете, почему они так называются?
- Потому что внутри шарика есть воздух
- А откуда воздух появился в шариках?
- Он там появился, когда шарик надували.
- Значит, в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим.
Опыт №1
Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
- Выходят пузырьки.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
-Ответы
-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
- Скажите, ребята, а человек может жить без воздуха? Почему? Правильно. Человеку нужно дышать. Давайте проверим, сможем ли жить без воздуха. Наберите побольше воздуха и не дышите. Без воздуха жить долго не возможно.
Опыт №2
- Давайте продолжим исследовать воздух.
-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.
-Нет (ответы)
- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).
- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
-Ответы
-Воздух занял все место в мешке. Теперь возьмите палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
-Ответы.
Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
-Можно подуть себе на руку.
Итак, если мы не можем увидеть воздух, мы можем его почувствовать.
Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.
Опыт №3
- А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?
-Ответы
-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .
-Колебание
- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
-Да
-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (Воздух издаваемый из резиновой игрушки).
Ветер - это тоже движение воздуха. Давайте пройдем на коврик и представим, что мы с вами цветочки на полянке, которых обдувает ветерок
Физкультминутка (аудиозапись ветер)
Наши нежные цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
(Садитесь на свои места).
Опыт №4
Продолжим наше исследование. У меня на столе есть коробочка с камушками.
Давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?
- Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?
- Интересно, а почему камешки тонут? (ответы)
- Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.
- Вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут? (ответы)
- А давайте проверим. Я сегодня для вас приготовила подарок - сюрприз. (Лебедь из шариков)
Лебедь – красивая редкая птица. Лебеди живут и в наших краях. К сожалению, их очень мало. Поэтому, лебеди занесены в красную книгу. Это означает, что их нельзя истреблять. Лебедей нужно беречь и охранять.
Лебеди очень любят воду. Сейчас мы нашего лебедя опустим в озеро и посмотрим, как они будут плавать. (опускаем шарик в таз с водой)
- Камешки утонули, а лебедь из шарика нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы).
- Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
Опыт №5
Из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить и почувствовать. Он легче воды. А хотите узнать, имеет ли воздух форму?
С помощью насоса надуем шарики различной формы. Воздух принимает форму того предмета, в который его поместили. Значит, воздух не имеет формы.
Опыт№6
- На нашем экспериментальном столе остались две баночки. Посмотрите, а в них что-нибудь есть? (ответы).
- Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет?
- Действительно, пахнет апельсином.
- Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
- Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).
- Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по –разному? (ответы).
- Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Поэтому пахнет везде по- разному, на улице один запах, в помещении другой, воздух присваивает себе чужие запахи, а сам ничем не пахнет.
А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая салют.
- Какие красивые картины у вас получились. Давайте украсим ими нашу группу! А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
Подведение итогов:
-Ребята вам понравились опыты про воздух? Кому какой опыт понравился больше всего?
-Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать, подув на кожу, увидеть, поймав в пакетик, услышать благодаря свистку, у воздуха нет запаха, он легче воды, нет формы. Но оказывается воздухом можно не только рисовать, но и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.
В этой баночке находится мыльная пена, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Дети дуют мыльные пузыри.