Надежда Чебоксарова
Конспект НОД «Русский самовар» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Обобщать и систематизировать знания детей о символах страны, обосновать значимость исторических символов России.
Задачи:
1. Образовательные. – Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси.
- Учить делать простейший анализ, выделяя характерные качества и свойства предмета, его части и назначения.
- Расширять представления о разнообразии видов самоваров, о том, как украшают самовары.
2. Развивающие.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Темочки
- Продолжать расширять и активизировать лексический словарь, развивать умения отвечать на вопросы.
- Способствовать развитию у детей памяти, мышления, мелкой моторики рук.
- Закрепить знания и навыки народных художественных промыслов русских мастеров.
3. Воспитательные.
1. Прививать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.
2. Через устное народное творчество, воспитывать положительные нравственные качества (доброту, щедрость, гостеприимство).
3. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
Предварительная работа.
- Рассматривание домашней утвари, знакомство с росписями декоративно – прикладного искусства.
- Разучивание стихов, пословиц о самоваре.
- Посещение мини – музея «Русь самовара». Экскурсия в исторический музей города.
Оборудование.
Мультимедиа презентация «Русский самовар», иллюстрации, разрезные картинки, самовары, гуашь, кисти, бумага для рисования, аудиозапись русских народных песен.
Ход занятия.
В. Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть. А вы рады мне? Давайте поприветствуем друг друга.
Дети: Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся, Пожелаем всем с утра Здоровья, мира и добра.
1. Воспитатель обращает внимание детей на содержание патриотического уголка.
В. Назовите государственные символы нашей страны (флаг, герб, гимн).
Но в каждой стране кроме государственных символов существуют еще и исторические символы, рассказывающие об истории и культуре государства. В России таких символов много, и они являются символами, которые объединяют всех людей нашей страны. Некоторые нам уже знакомы.
Дети познают: березка, матрешка, медведь.
Если вы отгадаете мою загадку, то мы узнаем еще об одном историческом символе России.
Я пузатый, я пыхтящий Я большущий и блестящий, Если только захочу Кипяточку вскипячу - Всех вас чаем угощу.
2. Дети отгадывают загадку. Рассматривают самовар.
- Какой он самовар? (красивый, железный, блестящий, пузатый).
- Что есть у самовара? (стенки, дно, крышка, кран, ножки, ручки).
- Сколько ручек у самовара, из чего они сделаны? (две ручки, из пластмассы или дерева. А почему ручки деревянные (чтобы не обжечься).
- А, для чего нужен самовар? (В нем кипятят воду, а потом пьют чай).
- Как вы думаете:» Почему назвали самовар «самоваром»? (самовар – это устройство для приготовления кипятка, разогрева воды «Сам варит»- сравнить с чайником).
Руки в боки, как начальник. Раньше всех на стол встает. Сам себе плита и чайник. Сам заварит, сам нальет.
Самовар толстячок Подбочинивши бочок Шипит и кипит, Всем чай пить велит.
В. Чай на Руси появился в 17в. И его употребляли только знатные люди в качестве лекарства. Но уже в 19в. Чай становится любимым горячим напитком в России. Вместе с чаем в дома всех людей приходит самовар.
3. Самовар это предмет русского народного быта. Пузатому самовару посвящено немало пословиц, поговорок в русском фольклоре, он становится участником сказок. Ни одно народное гулянье не обходится без горячего самовара.
Именно самовар – стал символом русского гостеприимного дома. Он вносит в дом особый колорит и уют.
Пословицы.
- Самовар кипит - уходить не велит. – Пчелка матушка, а самовар – батюшка. – С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее. – Самовар вскипел – отвлекайся от дел. - В Тулу со своим самоваром не ездят.
Физкультминутка.
Крутобокий самовар Ты кипишь, пуская пар Руки в боки, ноги в стол. И пошел, пошел, пошел…. Вот варенье, вот ватрушки, Вот вам пряники и сушки. Изо всех сколь было сил всех он чаем напоил. Запыхался от ходьбы - Наливай еще воды.
Р. Игра «Разрезные картинки» - Изображение самовара. (Дети собирают разрезные картинки, в процессе вспоминают названия частей, их назначение).
4. В. Ребята давайте нарисуем друзей для нашего самовара. Вы можете украсить свой самовар любым узором каким захотите или придумайте свой. Но сначала подготовимся к рисованию, разомнем пальцы.
Пальчиковая гимнастика.
1,2,3,4 Мы посуду перемыли Чайник, чашку, ковшик, ложку, И большую поварешку Мы посуду перемыли. Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился Нос у чайника отбился Ложку мы чуть- чуть сломали Поварешку потеряли. Так мы маме помогали.
Дети выполняют работу: рисуют и расписывают самовары.
5. Рефлексия.
1). Подведение итогов : - С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня? - Где производят самые известные самовары? - Какой росписью вы расписывали самовары? - Какое у вас сейчас настроение?
2). Выставка рисунков.
В руках умельца Самовар узором заиграет. Был самовар некрашеный Простой неприглядный. А стал разукрашенный. И празднично нарядный.
Самовар Стал символом России, он был в каждом доме, независимо от местности и достатка. Проходят годы – самовар не стареет. Традиция русского чаепития продолжает жить.