Наталья Черепнина
Конспект НОД «Свойства камней»
▼ Скачать
Содержание НОД.
I.Организационный момент.
Воспитатель. Дети, я сегодня утром получила необычное письмо по электронной почте. Давайте вместе посмотрим, что это за письмо и от кого оно.
На экране появляется слайд № 1- портрет Хозяйки Медной Горы (иллюстрация из сказки)
Слайд №1
Звучат слова: «Приглашаю вас в свое подземное царство, где я владею несметными богатствами…»)
Воспитатель. Как вы думаете, кто это?
Это Хозяйка Медной Горы. Расскажите, какая она?
Какие подземные сокровища она хранит?
(Она хранит в горе камни)
II.Постановка проблемы.
Публикация «Конспект НОД „Свойства камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Воспитатель. Хозяйка Медной Горы пригласила нас в свое подземное царство, но не сказала в своем письме как туда добраться. Что же нам делать, где мы сможем увидеть подземные сокровища – камни?
III. Поиск решения.
А увидеть камни и узнать о них много интересного мы сможем в нашем музее «Сокровища планеты – камни». Давайте пройдем в музей.
Дети проходят в музей, рассматривают экспозицию.
Воспитатель. Посмотрите на разнообразие камней в нашем музее. А для чего нужны камни? У вас дома есть камни? Как они используются? Где?
(В украшениях, на даче для дорожек, для клумб, для строительства и т. д.)
Камни бывают разные : большие и маленькие, красивые и обычные. На одни мы любуемся, а без других не смогли бы жить, но все они не зря называются «сокровища планеты», потому что, какие бы они разные не были, все нужны людям. И сегодня на нашем занятии мы, как настоящие ученые будем исследовать камни, их некоторые свойства, для того чтобы побольше узнать про них, где и как камни можно использовать. А вот когда мы будем знать о камнях много интересного, то пригласим Хозяйку Медной Горы в наш музей и расскажем ей про камни, которые в нем находятся.
Воспитатель предлагает детям взять по камню в руки.
Я приглашаю вас в лабораторию, место, где проводятся опыты, и где мы узнаем, много нового о камнях.
Дети занимают места за столами.
Итак, мы с вами в лаборатории. Я предлагаю вам стать учеными и исследовать свойства камней. Подумайте, каким образом мы это сможем сделать?
(Посмотреть, потрогать, понюхать, послушать воспитателя и т. д.)
Выберите камень, посмотрите на него внимательно.
Дети с помощь лупы рассматривают камни.
Опыт № 1. Камни очень красивые, правда? Выберите самый красивый и покажите мне. Почему именно этот камень показался самым красивым?
Вывод. Камни все отличаются друг от друга, все разные.
Опыт № 2. Какого цвета у вас камни?
Вывод. Значит камни отличаются друг от друга еще и цветом.
Опыт № 3. А еще камни бывают разноцветными. Я предлагаю вам сейчас побывать в роли матушки- природы, создающей удивительный мир камней. А поможет нам в этом обыкновенный пластилин. Как вы думаете, чем именно?
Возьмите 2-3 кусочка пластилина разного цвета и смешайте их. Можно скатать из пластилина «колбаску» и потом снова сделать из нее комочек.
Дифференциация: дети I подгруппы смешивают кусочки пластилина 2-3 цветов, дети II подгруппы – 4-6 цветов.
С помощью стеки разрежьте кусочек пополам. Что вы видите?
Вывод. На срезах получаются удивительные узоры. Рассмотрите их, полюбуйтесь ими.
Вот такие разноцветные камни часто встречаются в природе.
Опыт № 4. А сейчас покажите самый большой и самый маленький камень.
Вывод. Оказывается, камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.
Опыт № 5. Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голыш, голышок. А теперь выберем шершавый камень. Покажите его. Какие ощущения возникают у вас, когда вы гладите этот камень?
Вывод. Камни могут быть разными на ощупь.
Опыт № 6. А сейчас давайте проверим наши камни на прочность.
Возьмите камень и опустите его в воду. Что произошло?
(Камень утонул)
У всех камни утонули? Проверьте, посмотрите друг у друга.
Проходит самопроверка и взаимопроверка.
Если все камни утонули, то значит они какие?
(Значит камни тяжелые, они тонут в воде.)
Опыт № 7. Возьмите в одну руку камень, а в другую пластилин. Сожмем обе ладошки. Посмотрите, что произошло с камнем, а что с пластилином. Почему?
Вывод. Значит, камни твердые, прочные. Не зря, говорят: «твердый, как камень, как гора».
А сейчас я предлагаю вам игру. Давайте построим гору. Физкультминутка «Гора»
Стоит гора- старушка, Дети поднимают руки вверх
До небес макушка тянутся на цыпочках
Ее ветер обдувает, обмахиваются кистями рук
Ее дождик поливает. встряхивают кистями рук
Стоит гора, страдает, камешки теряет. прикладывают ладошки к щекам и качают головой
И каждый день, и каждую ночь катятся,
Катятся камешки прочь. дети разбегаются в разные стороны
Дети садятся за столы. Воспитатель обращает внимание детей на экран, где появился слайд № 2 «Гора, камни, песок».
Слайд №2
Воспитатель. Наша гора рассыпалась, камешки укатились прочь. Почему так получилось, ведь гора состоит из твердых, прочных камней, как мы с вами выяснили? Камень прочный, жизнь его долгая, но не вечная. Камень может появиться на свет огромной горой. Но вода и ветер за долгие годы разрушают его, превращая сначала в обломки скалы, затем во всё более маленькие камни и камушки, и, наконец, в песок.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо».
Игра «Хорошо - плохо»
Воспитатель. Как вы думаете, то, что камни разрушаются и превращаются в песок – это хорошо или плохо? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, используйте цветные ладошки, которые лежат у вас на столах. Кто считает, что разрушение камня и превращение его в песок – хорошо, поднимите вверх красную ладошку. А кто считает, что плохо – поднимите синюю ладошку.
Воспитатель спрашивает выборочно мнение нескольких детей. Тем, кто затрудняется с ответом помогает педагог или товарищи.
( Хорошо: в песок можно играть детям, удобно лежать, загорать на пляже, ходить по песку босиком, песок нужен для строительства домов, мостов, дорог и т. д.
Плохо: красивые горы и камни постепенно разрушаются, пропадает природная красота и т. д.)
Воспитатель. Вот мы узнали и еще одно из свойств камней : камни со временем разрушаются и превращаются в песок. А что вы еще знаете о камнях? Для чего нужны камни, кроме того, что их используют в строительстве, для создания скульптур, других предметов искусства, для украшений и т. д.? А ещё есть такие камни, которые можно есть. Как вы думаете, что это за камни такие съедобные?
На экране слайд № 3
Слайд №3
Посмотрите на этот камень, что он вам напоминает? Как вы думаете, что это? Если дети затрудняются, воспитатель называет сам.
Воспитатель. Это соль. Что вы можете сказать про нее? А ведь это тоже камень. Каменная соль.
Воспитатель предлагает детям потрогать каменную соль.
Расскажите, а какая соль у вас на подносах?
(Соль рассыпчатая, белая, твердая, солёная, мелкая и т. п.)
Правильно. Такую соль как у вас на подносах, получили, измельчив вот такой кусок каменной соли.
Воспитатель показывает кусок каменной соли.
А для чего людям нужна соль?
(Соль добавляют в разные блюда, чтобы было вкусно).
Вот вы узнали и ещё одно свойство камней – их можно есть, но не все конечно, а только соль.
IY.Вывод. Мы сегодня так много сделали на занятии: обследовали камни,узнали много нового о камнях, о свойствах камней. Давайте еще раз повторим, что нового мы сегодня узнали о камнях, о свойствах камней. Какие они? Как и где используют их люди? А вам для чего нужны камни?
(Играть, строить и т. д.)
Y. Рефлексия.
Воспитатель. Вам понравилось сегодняшнее занятие? Все было понятно?
Поднимите вверх красные ладошки те, кому все на занятии было понятно и легко. А синие ладошки – те, кто что – то не понял, кому было трудно.
Что вам понравилось больше всего?
Мне тоже было с вами приятно и интересно.
Воспитатель обращает внимание детей на экран. Слайд № 4.
Звучат слова Хозяйки Медной Горы: «Мне очень понравилось, как вы занимались и я с удовольствием принимаю приглашение посетить ваш музей и узнать что – то новое и интересное о камнях, полюбоваться экспонатами вашего музея, еще раз вместе с вами удивиться и восхититься фантазией природы, создающей подобную красоту. И, в свою очередь я приглашу вас к себе и познакомлю с сокровищами, которые хранятся в моей горе».