Наталия Ждан
Конспект НОД «Семейный портрет» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Развить художественное восприятие на материале портретной живописи, посвященной теме семьи; умение эмоционально откликаться на художественный образ с опорой на выделенные средств выразительности, а также различные детали, жесты, позы, мимические особенности.
Развивать интерес к изображению человека в контексте социальных отношений в разных жанрах изобразительного искусства. Подводить к пониманию того, что искусство может отражать взаимоотношения как между людьми, так и человека с обществом.
Публикация «Конспект НОД „Семейный портрет“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Развивать познавательные процессы, умения наблюдать, всматриваться в явления окружающей действительности, замечать интересные события, проявления эмоций, творческие и эстетические способности.
Активизация использования слов и словосочетаний: семейный портрет, портретная живопись, портретисты, характер.
Наглядный материал:
1. А. Г. Венецианов. Портрет детей Панаевых с няней 1841.
2. К. Е. Маковский. Семейный портрет. 1882.
3. Б. М. Кустодиев. На террасе. 1906.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
- Ребята, посмотрите, у нас в центре творчества появились новые картины. Как вы думаете, кто и зачем их там разместил? (Ответы детей.)
- Я думаю, что нам надо их рассмотреть. А как можно все эти картины назвать одним словом? (Портреты.)
В нарисованной картине
Это главное лицо.
Может папа или мама,
Может дедушка и я
Нарисованы в картине
Может вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется …. (портрет)
Правильно это портреты. Но не просто портреты, а семейные портреты потому, что на картине изображен не один человек, а целая семья. Такие портреты пишет художник – портретист.
Давным давно, когда еще не был изобретен фотоаппарат, портрет был единственным способом людям увидеть себя со стороны и оставить память о себе своим родным и близким. Художник может передать в портрете не только внешность человека, какие у него глаза, волосы, во что он одет, но и его настроение, что он чувствует, чем занимается. Мы понимаем это по выражению лица человека, по его позе. Сегодня попробуем узнать, что же хотели художники нам рассказать своими картинами.
2. Основная часть.
- А теперь рассмотрим каждую картину по очереди.
- Кто изображен на первой картине? (Дети на прогулке.)
- Во что одеты дети и взрослые? (Ответы детей.)
- Их одежда похожа на нашу одежду, которые мы носим с вами? (Нет. Не похожа.)
- А почему не похожа? (Ответы детей.)
- Значит, глядя, как одеты люди на изображенной картине, можно сказать, что этот портрет художник написал не в наше время, а в очень давние времена, два века назад.
- Чем они занимаются? (Играют в какую-то игру, в которой нужны палочки, которые дети держат в руках.)
- Какие чувства испытывают персонажи картин? (Ответы детей.)
- Почему дети в картине изображены такими спокойными, серьезными? (Ответы детей.)
- А вы хотели бы поиграть с этими детьми? В какие игры вы поиграли бы с этими детьми? (Ответы детей.)
- А может, мы с вами попробуем воссоздать этот портрет, встать также как ребята на этой картине.
Этюд «Повтори выражение лица или позы одного из персонажей»
- Какие вы все молодцы! Приступим к рассмотрению следующей картины.
- Кто изображен на этой картине? (Мама с двумя детьми.)
- Во что одеты дети и взрослые? (Ответы детей.)
- Какое у всех настроение? (Ответы детей.)
- Художник здесь изобразил свою семью. Это его жена Юлия, и дети Сергей и Елена.
- А как вы думаете, с каким настроением писал этот портрет художник? (в радостном настроении, с любовью, он любуется своей семьей.)
- А как вы думаете, дети с первой картины и второй картины жили в одно и то же время? (Да. В одно время, У них одежда похожа.) Могли ли они быть друзьями? (Ответы детей.)
- А теперь немножко поиграем.
Игра-ассоциация «Семья».
Дети становятся в круг, передают мяч друг другу и называют слова, которые у них ассоциируются со словом «семья».
- Умнички. Вы столько слов замечательных сказали про семью!
- А теперь посмотрите на семью, которая изображена на третьей картине.
- Что заинтересовало в этой семье художника? О чем он хотел нам рассказать? (Ответы детей.)
- Какое настроение возникает у нас, когда мы рассматриваем картину? (Ответы детей.)
Да. Конечно, художник нам хотел показать, как семья собирается вместе утром за завтраком. Как им всем вместе уютно, интересно, можно обо всем поговорить.
- Хотели бы вы совершить «путешествие в картину» и, побыть гостем в этой семье? (Да.)
Игра-драмматизация «Чаепитие».
3. Заключительная часть.
- Вот и подходит к концу наше путешествие по картинам.
- Какие портреты вам понравились и почему? (Ответы детей.)
- Хотели бы еще увидеть и рассмотреть картины? (Ответы детей.)
- Что запомнилось вам больше всего? (Ответы детей.)
- Что понравилось делать больше всего? (Ответы детей.)
- Замечательно. Я предлагаю вам пополнить наш Центр Творчества портретами своей семьи.