Ирина Марьенкова
Конспект НОД с использованием мнемотаблиц по развитию речи в старшей группе «Рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Развивать связную речь детей, побуждать к речевой фантазии
• Совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы о рыбах.
• Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова, пополнять словарь детей прилагательными.
• Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работу над дикцией.
Предварительная работа.
Публикация «Конспект НОД с использованием мнемотаблиц по развитию речи в старшей группе „Рыбы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Знакомство с моделями, беседы по мнемотаблице «Рыбы», рассматривание красочных иллюстраций водного мира, загадывание загадок о подводных обитателях, чтение рассказов М. Пришвина, В. Бианки и др., рисование «Рыбное царство».
Оборудование.
Мнемотаблицы «Рыбы», цветные иллюстрации.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей около себя и говорит: «Везёт цапля щучку в чешуйках».
- Давайте сначала скажем скороговорку медленно, чётко проговаривая каждое слово, затем быстрее, а потом совсем быстро. Ничего не получилось? Давайте попробуем ещё раз.
- Цапля – кто это? (Большая белая птица, питается лягушками и рыбой)
- Щучка – кто это? (Это маленькая щука – хищная рыба)
- Что такое чешуйки? (Это маленькие переливающиеся пластинки – кружочки, чешуя предохраняет кожу рыб)
- Ребята послушайте стихотворение и помогайте мне заканчивать фразы.
По воде идут круги -
Ищет щука … (сапоги!
Обыскала все базары,
Осмотрела все … (товары,
Примерять взяла сапог.
Спохватилась: Нету … (ног!
Огорчилась: - Вот так штука!
Не учла. Вздохнула …. (щука)
И махнула плавником:
- Буду плавать … (босиком!
Е. Липатова
- О ком говорится в стихотворении?
- Что искала щука?
- Где она искала сапоги?
- Что случилось когда примерить хотела сапог?
- Расстроилась щука или нет?
- Щука живёт в реке, значит она какая рыба? (речная)
- Если рыба живёт в море? (морская)
- В нашей группе есть рыбки? Дети подходят вместе с воспитателем к аквариуму, воспитатель загадывает загадку:
Стоит на комоде стеклянный сосуд,
Улитки и рыбки в сосуде живут,
Но только оттуда ты рыб не лови,
На рыбок красивых ты просто смотри.
Е. Липатова
- Что это? (аквариум). Что такое аквариум? Кто живёт в аквариуме? Как называются рыбки которые живут в аквариуме? (аквариумные, декоративные).
Физминутка «Аквариумные рыбки».
- Покажите как плавают рыбки.
Аквариум, аквариум,
Кусочек дна морского,
Аквариум, аквариум,
Я не видал такого,
Здесь рыбки золотые,
Резвятся в глубине
Желания простые
Рождаются во мне,
Хотел бы я как рыбки
И плавать и нырять
И быть таким же гибким
И хвостиком вилять!
Под любое музыкальное сопровождение рыбки – дети «плавают».
- Присаживайтесь ребята, посмотрите, я вам приготовила мнемотаблицу «Рыбы», по которой мы с вами составим точный рассказ об обитателях рек и озёр.
- Скажите каких речных рыб вы знаете? Ответы детей.
- Молодцы, много рыб вы знаете. Послушайте я вам по таблице расскажу. В реке есть рыба карп. Тело у карпа овальной формы, покрыто крупной чешуёй, есть плавники. Плавник на спине называется спинной, на брюшке 2 плавника – брюшные. Все рыбы живут в воде. Размножаются икринками.
- Ребята, скажите, а рыбы дышат?
- Да правильно, у всех рыб есть жабры, через них проходит вода, насыщенная кислородом.
- А какие же рыбы, кроме карпа, живут по соседству в реках и озёрах? Расскажите о рыбах, опираясь на модели. Рассказы детей.
Дидактическая игра «Вопрос - ответ».
Хвост у рыбы чей? (Рыбий)
Плавники чьи? (Рыбьи)
Чешуя чья? (Рыбья)
Глаза чьи? (Рыбьи)
Суп из рыбы как называется (Рыбный, уха)
Человек который ловит рыбу, как называется? (Рыбак).
- Молодцы, прекрасно справились с заданием, послушайте шуточное стихотворение, и может быть мне кто – нибудь нарисует этот стих.
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала.
- Здравствуй!
- Здравствуй! Как дела?
- На рыбалке я была.
Я удила рыбака, дядю Петю – чудака.
- Где же твой рыбак? Попался?
- Нет, ушёл, хитрец, сорвался!