Юлия Чаплина
НОД «Посиделки в русской избе»
▼ Скачать + Заказать документы
Непрерывная образовательная деятельность с детьми в старшей группе
Цель: Создание условий для формирования интереса к русской культуре.
Задачи:
Образовательная
Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)
Публикация «НОД „Посиделки в русской избе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Формировать представления об уникальности русской культуры.
Развивающая
Развивать интерес к русской истории.
Развивать слуховое восприятие, внимание и память.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать инициативу и самостоятельность детей в общении и познании.
Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками.
Воспитательная
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий, иллюстраций с предметами русского быта, русскими народными костюмами, изделиями народных промыслов.
Беседы
«Традиции русского народа».
«Деревня».
«Быт и история русского народа».
Чтение художественной литературы
Чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, колыбельных песен.
Отгадывание загадок на тему «Предметы русского быта».
Проведение д/и «Что это?», «Собери целое», «Ремесла на Руси»,
Русских народных игр: «Смола», «Домовой», «Федул», «Платочек», «Пирог».
Работа с родителями
Создание музея предметов русского быта.
Материалы и оборудование:
Макет русской избы, «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, прялка, утюг, коромысло, ведра, зыбка, самовар и т. д.); мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта; дидактическая игра «Что было, что стало»; деревянные ложки для игры русский народные костюмы; музыкальное сопровождение.
Методические приемы:
Сюрпризный момент
Игровой метод
Художественное слово
Беседа
Демонстрация
Содержание совместной деятельности
В. : Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями! Здравствуйте!
Д. : Здравствуйте!
В. : Подойдите все ко мне, с гостями мы поздоровались, осталось подарить друг другу улыбки.
Собрались мы здесь сейчас
Чтоб порадовать всех вас
Дружба всех нас собрала, за собою повела.
Улыбнемся мы друг другу, пустим радость всем по кругу!
Воспитатель подводит детей к макету избы
В. : Русь деревянная – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут.
В. : Ребята, а вы знаете, почему Русь называют деревянной?
Д. : Ответы
В. : Правильно, ребята! Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Такие дома назывались избами или срубами. Зимой в них было тепло, а летом прохладно. В старину в каждой деревне устраивали посиделки. Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть. На посиделки приходили после трудового дня. Посиделки были праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да если и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. И сегодня мы отправимся на посиделки в русскую избу и познакомимся с русским бытом.
А сейчас закрыли глазки,
Досчитали до пяти,
И попали мы не в сказку, а в историю Руси.
Раз, два, три, четыре пять!
Дети закрывают глаза. Звучит музыка (волшебство).
Воспитатель раскрывает шторы, и открываются декорации русской избы.
В. : Русский народ всегда славился гостеприимством!
Гость на порог — хозяину радость. Присаживайтесь на стульчики.
Что ж, садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Дети садятся на стульчики
Слайд №1. Зеркало
В. : А поможет мне в этом мое волшебное зеркало.
Свет мой зеркальце скажи, да всю правду покажи.
В избе была одна комната- горница, она была и кухней и спальней.
Слайд № 2. Горница
В. : Ребята, люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – хозяин дома.
Слайд № 3. Домовой
В. : Мебель в русской избе: Стол, лавки, шкаф для посуды, да сундук, где хранили одежду.
Слайд № 4 Мебель
В. : Ребята, а вы знаете, что было главным в избе?
Д. : Ответы
Слайд № 5. Печь
В. : Печка. Ее называли – печь матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами - березовыми и ольховыми. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, спали, лечились от разных болезней.
Слайд № 6. Дети на печи
В. : В каждой горнице был Красный угол. Это место находилось в светлом углу дома, а стояли в нём разные иконы, украшенные вышитыми полотенцами (рушниками).
Слайд № 7. Красный угол
В. : Хватит, молча гостевать — пора загадку отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Без работы — холодная она,
А после работы — красна от огня.
Д. : Ответы
В. : Кочерга - предмет для печи, которым распределяли дрова.
Слайд №8. Кочерга
В. : «Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (Чугунок)
Д. : Ответы
Воспитатель показывает настоящий чугунок.
В. : Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват)
Д. : Ответы детей.
Слайд № 9. Ухват и чугунок
В. : Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Давайте попробуем, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
«Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел. (Горшок)
Д. : Ответы детей
В. : Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника. В горшке варили супы, каши, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
Слайд № 10. Горшки
В крестьянской семье ели с одного горшка, у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Ребята, я вижу, вы засиделись. Давайте мы сейчас сыграем на ложках.
Слайд №11. Лошкарь
Воспитатель раздает детям ложки. Включается русская народная музыка. Дети повторяют за воспитателем, играют.
В. : Молодцы ребята, как хорошо у нас получилось. А теперь сложите ложки в корзину и занимайте свои места. Следующая загадка:
«Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита и чайник-
Сам заварит, сам нальет». (Самовар)
Д. : Ответы
Слайд № 12. Самовар
В. : Правильно. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
В. : «Два купаются, третий на земле валяется,
Двое искупались, вышли, на третьем повисли». (Ведра и коромысло)
Д. : Ответы
Слайд №13. Колодец
В. : Правильно. Почти около каждой избы стоял колодец, из которого люди, с помощью коромысла и ведер, домой носили воду. Давайте попробуем.
Дети пробуют нести ведра с коромыслом.
В: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.
Для малышей люди делали люльки, которые ещё назывались «Зыбкой». Зыбко, значит неустойчиво. Эти зыбки были приделаны к потолку, и их можно было покачать, укачивая ребёнка.
Воспитатель вызывает ребенка покачать зыбку.
В. : Обязательным Занятием крестьянской женщины было прядение. Вот посмотрите, прялка на нее прикреплялась шерсть, а это веретено, на него наматывалась нить.
Слайд №15. Хозяйка прядет.
«В Полотняной стране,
По реке Простыне,
Плывет пароход,
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать!» (Утюг)
Д. : Ответы
В. : Для глажки белья использовали рубель, позже чугунные утюги.
Слайд №16. Утюг
В. : Ребята давайте попробуем погладить старинным утюгом.
Воспитатель вызывает ребенка, для глажки.
В. : А теперь продолжим. Традиционная одежда на Руси: рубахи да сарафаны. Именно поэтому, мы, сегодня так одеты, в русские народные костюмы.
Слайд №17. Русские народные костюмы
Лапти - плетёная обувь из лыка или бересты
Воспитатель показывает настоящие лапти детям.
Мужчины на Руси плели корзины и лапти, делали короба.
Слайд №18. Мужчина плетет корзину
В. : Ребята, а давайте мы сейчас с вами поиграем в игру «Что было, что стало»:
Я разложу на полу карточки с изображением предметов прошлого и настоящего, а вы под музыку должны взять карточку и найти свою пару.
Проводится игра «Что было, что стало».
В. : Ребята пришло время возвращаться нам из старины в наше время и в наш детский сад. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и скажем: Раз-два-три домой попади.
Дети закрывают глаза. Звучит музыка (волшебство).
Рефлексия
Вам понравились посиделки?
А о чем вам бы хотелось рассказать своим родным?
А что понравилось делать?
А какой предмет вам больше всего понравился?
А вы запомнили, как называлось место в горнице, где стояли иконы, украшенные вышитыми полотенцами - рушниками?
Что было главным в избе?
Молодцы, ребята!
В. : А теперь ребята давайте попрощаемся с гостями.
Д. :: До свидания.