Татьяна Голикова
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Зимняя прогулка в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
с детьми старшего дошкольного возраста
«Зимняя прогулка в лесу»
Формирование лексико-грамматического представления
у детей с ОНР
Орел-2020г.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественное развитие.
Коррекционно-образовательные:
• обобщить и систематизировать представления детей о зиме;
• уточнить и активизировать словарь по темам «Зима», «Дикие животные», «Зимующие птицы»;
• обогатить словарь имен существительных (подбор однокоренных слов);
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Зимняя прогулка в лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
• совершенствовать грамматический строй и слоговую структуру слова;
Коррекционно-развивающие:
• развивать диалогическую форму речи, развивать речевой слух, внимание (зрительное, слуховое, мышление, воображение, мелкую моторику;
• закреплять умения правильно вести себя в природе;
• продолжать знакомить с дикими животными;
• расширять и систематизировать знания о зимующих птицах;
• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов ;
Коррекционно-воспитательные:
• формировать навык сотрудничества, дружественных взаимоотношений между детьми, самостоятельности, активности, инициативности;
• устанавливать доверительную и комфортную обстановку в группе детей;
• воспитать бережное отношение и любовь к природе;
• воспитывать у детей коммуникативную культуру, умение грамотно высказываться.
Оборудование: предметные картинки по теме «Дикие животные», сюжетные картинки по теме «Зимние забавы», три обруча-«кормушки» (красный, желтый, зеленый, «зашумленные» изображения диких животных, нагладно-дидактическое пособие «Прятки», игрушка Снеговичок, изображения снеговиков с недостающими деталями (для каждого ребенка, конверт, цветные карандаши, рисунки по цифрам (для каждого ребенка)
Ход занятия
Логопед: Ребята, сегодня у нас гости. Поприветствуем их.
»•
Логопед: Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг, поздороваемся друг с другом! Прикоснитесь ладошками к ладоням соседа, назвав его имя ласково и улыбнувшись ему!
Логопед. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила.
Логопед. О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
Логопед. Молодцы! Я приглашаю вас на прогулку в лес. А перед прогулкой давайте проведем дыхательную гимнастику. Что бывает зимой? (Снег)
А когда дует ветер и идет снег это что? (Метель.) Давайте устроим настоящую метель. Сначала слабую, потом посильнее и сильную…. (дети дуют на снежинки на ладонях, сначала слабо, потом сильнее и очень сильно)
Логопед. Ребята, а кто помнит как нужно правильно вести себя в лесу? (Нельзя шуметь в лесу, пугать животных и птиц, бросать камни и палки, нельзя разорять птичьи гнезда и жилища животных) Молодцы, правильно.
Логопед. Сейчас мы все будем превращать в зимнее.
Логопед. В какой лес мы пойдем зимой? (Мы пойдем в зимний лес)
Логопед. Какую одежду наденем зимой? (Мы наденем зимнюю одежду)
Логопед. Какие сапоги обуем зимой? (Мы обуем зимние сапоги)
Логопед. Какую шапку наденем зимой? (Мы наденем зимнюю шапку)
Логопед. По какой дороге мы пойдем зимой? (Мы пойдем по зимней дороге)
Логопед: Вот мы оделись и обулись можем отправляться на прогулку в зимний лес. (Дети двигаются по кругу за логопедом повторяя динамические движения. Звучит музыка П. Чайковского «Зимнее утро»)
1-2-3-4-5!
В лес отправимся гулять
По извилистым тропинкам,
Потихоньку мы пойдём.
На носочки дети встали,
По дорожкам побежали.
И на пяточках пойдём,
По снежочку мы пройдём
Логопед: Вот мы и оказались в зимнем лесу. Посмотрите, все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Предлагаю поиграть со словом «снег». Я вам прочту стихотворение, а вы добавьте слово, связанное со словом «снег».
(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Логопед: Молодцы! Как много родственных слов к слову «снег» вы смогли подобрать. Давайте их повторим: снег, снежинки, снежки, снеговик, снегири.
Логопед: Посмотрите, а кто это нас на лесной полянке ожидает?
( Дети называют животных: медведь, лиса, заяц, волк, еж, белка)
Логопед: Как мы называем этих животных? (Дикие животные)
Логопед: Дети, посмотрите, почему-то животные расстроены. Что случилось с вами друзья? (логопед берет игрушку - белку и поднисит к уху)
Логопед: Был сильный снег и замел все дорожки к домам лесных жителей. Поможем каждому животному найти свой дом?
Логопед: Кому ты поможешь? (Я помогу лисе.)
Логопед: Где живет лиса? (Лиса живет в норе.)
Логопед: Животные остались довольны, что вы помогли отыскать им свои дома и хотят поиграть с нами в прятки. Поиграем? (Ответы детей)
Логопед: Присядьте на стулья, закройте глаза, подождите пока животные спрячутся. Открывайте глаза.
Логопед. Чья это голова? (Лисья)
Логопед. Чьи уши? (Заячьи)
Логопед. Чей хвост? (Волчий)
Логопед. Чьи лапы? (Медвежьи)
Логопед. Молодцы дети, отыскали всех животных.
(Звучит музыка звуки птиц)
Логопед. Ребята, а чьи голоса слышны среди деревьев? Давайте тихонечко подойдем, посмотрим. (Дети подходят к дереву, на котором сидят зимующие птицы: сорока, ворона, дятел, синица, воробей, сова, снегирь, клёст).
Логопед. Посмотрите, какое чудесное зимнее дерево и как много на нем птиц. (Макет дерева с изображением птиц.)
Логопед: Есть ли на этом дереве дятел (Ответ ребенка.)
Логопед: Составьте предложение, где сидит дятел? (Дятел сидит в дупле.)
Логопед: Назови «маленькое» слово в своем предложение? («Маленькое» слово «в».)
Логопед: Есть ли на этом дереве синица (ворона, сова, снегирь? Составьте предложение, где сидит синица? Назови «маленькое» слово в своем предложение?
Логопед. Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как называется эта птица? (Логопед показывает клёста)
Логопед. А как можно назвать всех этих птиц одним словом? (Это зимующие птицы)
Логопед. Почему их так называют? (Потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать в лесу или в городе)
Логопед. Молодцы, ребята! Вы наверняка знаете, что птицам очень холодно и голодно зимой. Как мы можем помочь пережить суровую, холодную зиму? (Люди делают кормушки, подкармливают птиц)
Логопед. Посмотрите, у нас есть разноцветные кормушки. (Логопед обращает внимание детей на разноцветные кормушки.)
Логопед. Давайте для наших птиц найдем свою кормушку.
Логопед. Вы будете называть птицу и прохлопывать ее название в ладоши. Если в названии птицы один слог, то птица летит в первую кормушку. Если два – то во вторую кормушку, ну а если три – в третью. (дети выполняют задание)
Логопед. Посмотрите, одна кормушка пустует. (Логопед обращает внимание детей на пустую «кормушку»)
Логопед. Мы всех птиц накормили? Никто голодным не остался? (ответы детей, приходят к заключению, что клёст остался без кормушки, заселяют птицу в первую кормушку)
Логопед. Молодцы, вот теперь мы накормили всех птиц.
Логопед. Дети, кажется, где-то хрустит снег? Подойдем поближе, посмотрим.
Логопед. Кто к нам пришел? (Снеговик.)
Логопед. Это не просто Снеговик. Это Снеговик-почтовик! Смотрите, он нам письмо принес.
Логопед. Ребята, мне кажется Снеговик какой-то грустный. Как вы думаете почему? (Логопед выслушивает предположения детей)
Логопед. Снеговик, что случилось? (Логопед обращается к Снеговичку)
Логопед. Что-что? (Логопед наклоняется к Снеговику)
Логопед. Ребята, Снеговик говорит, что у него друзей нет, потому он и грустит. Лесные жители хотели ему помочь и начали лепить других снеговиков, но тут началась метель и они все разбежались и не закончили.
Логопед. Ребята, вы поможете Снеговику? (Логопед достают из конверта изображения снеговиков.)
Логопед. Посмотрите внимательно на картинки назовите, что не успели слепить или сделать лесные жители? Без чего снеговики? (Без носа, без ведра и тд.)
Логопед. Давайте возьмем карандаши и дорисуем недостающие детали.
(Дети выполняют задание. Логопед просит выйти детей из-за стола, складывает картинки в конверт.)
Логопед. Молодцы ребята! Какие замечательные снеговики у вас получились. Давайте мы их сложим в конверт и отдадим нашему новому другу – Снеговику.
Логопед: Ребята, пришла пора нам возвращаться с нашей прогулки в детский сад. Встаньте и подойдите ко мне, закройте глаза и повторите за мной:
По дорожке прямиком
Побежим в любимый дом,
Потому что детский сад
Ждёт всегда своих ребят!
Логопед: Молодцы, открывайте глаза! Вот мы и вернулись в наш сад.
Логопед: Вам понравилась наша прогулка? (Ответы детей)
Логопед: А что больше всего понравилось и запомнилось? (Ответы детей.)
Логопед: Молодцы, мне тоже очень понравилось с вами гулять по «Зимнему лесу», а лесные жители и снеговик оставили нам подарки. (дети получают подарки)
Логопед: Еще отправимся на прогулку (Ответы детей.)А сейчас пришла пора прощаться с нашими гостями!