Наталья Китайцева
Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста по речевому развитию «Поможем Федоре»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие»;
ОО «Социально-коммуникативное развитие»;
ОО «Речевое развитие»;
ОО «Физическое развитие»;
ОО «Художественно – эстетическое».
Цель:
Закрепление знаний по разделу программы «Речевое развитие».
Коррекционно – образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
ОО «Речевое развитие»
• Формирование словаря:
Публикация «Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста по речевому развитию „Поможем Федоре“» размещена в разделах
- активизировать словарь детей (объяснение значение слова «пиала»);
- учить подбирать и употреблять в речи однокоренные слова.
• Грамматический строй речи:
- учить правильно использовать во фразовой речи предлоги «на», «в», «под».
- совершенствовать навыки словообразования (умение образовывать относительные прилагательные);
- учить использовать в речи сложно-подчинённые предложения.
• Звуковая культура речи:
- автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков;
- развитие фонематических процессов: речевого слуха, слухового внимания, речевой памяти, выразительность речи;
- совершенствование слоговой структуры слова.
ОО «Познавательное развитие» :
Формирование целостной картины мира:
- расширять представления детей по теме «Посуда»;
- развивать мыслительную деятельность детей, используя проблемные ситуации и вопросы.
ФЭМП:
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- учить правильно подбирать материал для осуществления практической деятельности;
- совершенствовать процесс пространственной ориентации.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
• Социализация, развитие общение, нравственное воспитание:
- развивать самостоятельность, активность, инициативность;
- развивать свободное общение через практические действия;
- воспитывать у детей интерес к окружающему миру;
- воспитывать чувство эмпатии и взаимопомощи; умение работать в коллективе;
- воспитывать бережное отношение к предметам быта.
- воспитывать эмоционально – волевые качества, чувство коллективизма.
ОО «Физическое развитие :
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- развивать двигательную активность детей;
- учить согласовывать движения с заданным ритмическим рисунком;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материалы к НОД:
Технические средства обучения :
-видеопроектор;
- экран;
- ноутбук;
- мультимедийная презентация.
Наглядный материал:
- картинки посуды;
- картинки-схемы предлогов;
- предметы посуды: чашка, стакан, пиала;
- картинки изображений стола, шкафа, плиты;
-маленькие картинки чашки, блюдца, кастрюли.
Раздаточный материал:
- музыкальные инструменты (ложки, тарелочки)
Предварительная работа:
- просмотр мультфильма «Федорино горе»;
- чтение произведения К. И. Чуковского «Федорино горе»;
- обучение воспроизведения ритмического рисунка;
- беседы на тему «Посуда»;
- знакомство со схемами предлогов.
Ход НОД:
I. Организационный момент. (Детииграют, логопед входит в группу)
Логопед: - Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Скажите, а можно поздороваться, молча без слов? (ответы детей)
Логопед: А покажите как? (дети показывают)
II. Основная часть.
1 слайд Звучит музыка (заставка телепередачи «В гостях у сказки». Дети оборачиваются на экран, там изображение героини сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»)
Логопед: Ребята, вы узнали героиню? (ответы детей)
Логопед: Из какой она сказки? (ответы детей)
2 слайд. – Федора : Здравствуйте ребята! Теперь моя посуда на месте, никуда не убегает. Чашки я мою (показывает стаканы, миску на место ставлю (показывает вазу для фруктов, в солонку соль насыпаю (показывает сахарницу).
Логопед: Ребята, а правильно Федора назвала свою посуду? (ответы детей)
3 слайд (на экране появляется Федора)
- Значит, я неправильно называла свою любимую посуду. Кто же меня научит, не путать названия?
Логопед: - Поможем Федореному горю? (ответы детей)
Давайте назовём посуду какую вы знаете. (ответы детей сопровождаются выставлением картинок с посудой)
(Слово «сковорода» имеет сложную слоговую структуру, поэтому повторяют его дети без речевых проблем).
(Дети называют сковородку)
4 слайд: (на экране появляется Федора)
- Вот моя сковорода, сейчас я в ней суп варить буду.
Логопед: -Ребята это правильно? (Ответы детей)
Зачем нужна сковорода? (Ответы детей)
Молодцы, правильно, на сковороде мы жарим. (Дети дальше называют посуду)
(Дети называют кастрюлю)
5 слайд: (на экране появляется Федора) - А вот и моя любимая кастрюля, я как раз фарш приготовила, сейчас я в кастрюле котлеты жарить буду.
Логопед:- Ребята правильно собирается делать Федора? (ответы детей)
- Для чего нужна кастрюля? (ответы детей)
Логопед: - Правильно. Ребята, а как вы думаете из чего сделана сковорода и кастрюля? (ответы детей – из металла, значит она металлическая)
Логопед: - Молодцы! Но в кастрюле не только суп можно готовить, а и разные напитки. Помогите мне назвать их. (ответы детей)
- А из какой посуды мы можем пить наши напитки? (ответы детей)
Логопед: - Ребята, у Федоры есть ещё посуда, из которой можно пить. Вот посмотрите. (показываю натуральную чашку фарфоровую и стакан)
Логопед: - Как называются эти предметы? (ответы детей)
- Посмотрите внимательно, подумайте и скажите, а чем они отличаются. (ответы – фарфоровая – стеклянная, есть ручка – нет ручки)
- Помните, ребята, Федора путала названия миски и вазы для фруктов. Давайте объясним ей, чем они отличаются друг от друга. (ответы детей)
- А вот ещё один предмет я увидела у Федоры. (показываю пиалу)
Вы, знаете, как он называется? (ответы детей)
Логопед: - Ребята, это пиала. Пиала — идеальное приспособление для чаепитий в восточном стиле. маленький размер пиал не дает чаю остывать. А во-вторых, когда мы делаем маленькие глотки, жидкость как бы растекается по полоски рта, и вкусовые рецепторы «захватывают» больше вкуса и аромата. Пиалы делают из самых разных материалов: фарфор, глина (глазурованная и нет, стекло и даже камень. Формы пиал так же могут быть самые разные.
Логопед: - Как называется этот предмет? (спрашиваю детей) Молодцы!
Динамическая пауза
Логопед: - А сейчас мы с вами отдохнём. Подойдите к музыкальному уголку и возьмите те музыкальные инструменты, которые носят названия посуды.
- Что вы взяли? (ответы детей) Дети садятся на стульчики.
Логопед: Посмотрите, какой ритмический рисунок мы будем озвучивать. ( показываю схемы: I ii II ii; для детей с развитым слуховым вниманием предлагается повторить следующий ритмический рисунок: iii II)
Логопед: Хорошо. А ещё, ребята, есть у Федоры вот такая посуда. (показываю на картинки, лежащие на столе: сахарница, салатница, хлебница)
Логопед: - Кто попробует назвать, что это и для чего нужна. (ответы детей)
- Молодцы!
- Ребята, мы Федоре объяснили как правильно называть посуду, давайте теперь поможем расставить её. А помогут нам в этом вот эти картинки. Сначала мы вспомним, какие слова обозначают эти картинки. ( Показываю по одной картинке и задаю вопрос: Какое слово обозначает эта картинка? Дети отвечают)
- Молодцы!
Логопед: Посмотрите на схему и скажите, куда поставим кастрюлю? (ответы детей- на плиту)
- Посмотрите на схему и скажите, куда поставим чашку? (ответы детей- в шкаф)
- Посмотрите на схему и скажите, куда поставим блюдце? (ответы детей- под чашку)
Дети отвечают и после каждого вопроса помещают изображения посуды на нужные места картинок.
Логопед: - Молодцы! Ну, вот посуду мы Федоре, по местам расставили.
6 слайд (на экране появляется Федора)
- Вот спасибо, мои дорогие, теперь я посуду называю правильно, могу готовить на своей кухне, друзей своих угощать.
III. Итог.
Логопед: Кому помогали? (ответы детей)
- Что делали? (ответы детей)
- Как называется предмет посуды из которого пьют чай на юге? ответы детей)
- В каких заданиях вы испытывали трудности? (ответы детей)
- За вашу помощь Федора прислала вам угощенье.
- Благодарю вас за работу. Спасибо.